Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
- бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, поставщиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

Содержание

1. Аудит бухгалтерской отчетности
1.1 Задачи и цели аудита бухгалтерской отчетности
1.2 Основные этапы аудита бухгалтерской отчетности
1.3 Документирование аудита
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бух. учет.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Аудит бухгалтерской  отчетности

1.1 Задачи и цели аудита  бухгалтерской отчетности

1.2 Основные этапы аудита  бухгалтерской отчетности

1.3 Документирование аудита

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Аудит бухгалтерской  финансовой отчетности

1.1 Задачи и  цели аудита бухгалтерской отчетности

Под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

- бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, поставщиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности хозяйственных операций.

Целями аудита бухгалтерской  отчетности являются: формирование и  выражение мнения аудиторской организации  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

В ходе аудита бухгалтерской  отчетности должны быть получены достаточные  аудиторские доказательства, позволяющие  аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

 

- соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

- соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской  отчетности являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений  проверяемым экономическим субъектом  требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей  документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам.

Выявленные аудитором  нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству  или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки  аудиторской организацией и проверяемым  экономическим субъектом нормативных  документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности  отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Действия аудитора при  выявлении искажений бухгалтерской  отчетности".

 

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с  экономическим субъектом предпринять  одно или несколько из следующих  действий:

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен  в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей  экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов.

1. Аудиторская организация  не несет ответственности за  невыполнение руководством экономического  субъекта требований нормативных  актов РФ. Ответственность несет  руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен  исходить из того, что экономический  субъект руководствуется в своей  деятельности установленными нормативными  актами до тех пор, пока не  получит доказательств противного.

2. При проверке соблюдения  нормативных актов экономическим  субъектом аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты  аудиторских и юридических организаций  для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению  и применению хозяйственного и иного  законодательства РФ;

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную  политику, схемы документооборота и  визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста.

 

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность экономического субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить  особое внимание на такие нормативные  акты, невыполнение которых может  стать причиной прекращения или  приостановления деятельности экономического  субъекта. В этой связи аудитору  необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно - правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у руководителей  экономического субъекта сведения о  приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных  актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской  проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический  субъект не вправе осуществлять хозяйственную  и финансовую деятельность.

3. Как и в других  вопросах, в части, касающейся  проверки соблюдения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, аудитор должен планировать  и проводить аудит с достаточной  степенью профессионального скептицизма.

4. Аудитор должен иметь  в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю  хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором  большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный  характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

6. Аудитор должен добиваться  того, чтобы руководство экономического  субъекта принимало меры по  выявлению, предупреждению и устранению  нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

 

1.2 Основные этапы  аудиторской бухгалтерской отчетности

Аудиторская проверка годовой  бухгалтерской отчетности состоит  из следующих взаимосвязанных этапов:

Предплановая (преддоговорная) деятельность;

Планирование аудита;

Проверка годовой бухгалтерской  отчетности;

Завершение и оформление результатов аудита.

ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность:

Деятельность до момента  получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской  деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, то есть с поиском и выбором  клиентов. При формировании портфеля заказов требуется учитывать  условия, обеспечивающие доходность аудиторской  фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.

Гарантии и обеспечение  действительной независимости сотрудников  аудиторской фирмы - предпосылка  предоставления независимого аудиторского заключения. Рекомендуется избегать всех ситуаций, которые могут повредить  действительной или предполагаемой независимости.

Формирование перечня  предложений аудитора при подтверждении  заказа на проведение аудита. Согласие на проведение аудита аудиторская фирма  документально подтверждает, направляя  клиенту письмо-обязательство, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письмо-обязательство аудиторской  организации о согласии на проведение аудита", одобренного Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ от 25.12.96, протокол №6.

При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство  направляется клиенту для представления  дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается  предплановый этап аудита.

ЭТАП 2. Планирование аудита

Планирование - один из важнейших  этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой  бухгалтерской отчетности включает:

а) планирование проверки по существу - составление комплекса  вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального  состава, т.е. кто именно проверяет  отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и  с какими затратами времени будут  проводиться отдельные аудиторские  процедуры.

Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и  программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской  отчетности является непрерывным процессом.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма  окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских  услуг.

При разработке общего плана  и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Вся предоставленная для  проверки информация (баланс, отчет  о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На следующем этапе  необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов.

Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские  процедуры и для тех позиций годовой

бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.

В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской  отчетности, предусматривающая сроки  и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в  случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего  контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.

Все изменения плана проведения проверки годовой бухгалтерской  отчетности необходимо вносить в  рабочую документацию. В соответствии с п.5.2 Правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Планирование аудита" вносимые в план изменения, а также  причины изменений аудитор должен подробно документировать.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности