Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие аудиторской деятельности;
Виды аудита;
Цели и задачи аудита;
Виды сопутствующих аудиту услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

    При инициативном  аудите такая информация должна  предоставляться:

  а) если в договоре предусмотрена подготовка заключения аудитора;

  б) если в договоре  предусмотрена подготовка письменной  информации.

    Письменная  информация должна оформляться  по внутрифирменным правилам со всеми общепринятыми реквизитами, подписываться аудиторами или руководителями групп или бригад, адресоваться руководителям и (или) собственникам клиента.

    В письменной  информации должны содержаться  в обязательном порядке следующие сведения: реквизиты аудиторской организации; реквизиты аудируемого лица; указание на период времени, к которому относится документация аудируемого лица, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора; выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие на ее достоверность; результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и состояния системы внутреннего контроля аудируемого лица.

    Помимо выявленных  нарушений в письменную информацию следует включать особенности проведения проверки, сведения о методике проверки, оценку количественного расхождения отчетных и налоговых показателей.

    В письменной  информации аудитора в обязательном  порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие — нет, а также их влияния на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

    Письменная  информация может быть передана  только:

  а) лицу, подписавшему  договор на аудит;

  б)  лицу, прямо указанному в договоре как получатель письменной информации;

  в) любому другому  лицу при наличии письменного  указания лица, подписавшего договор.

    Письменная  информация аудитора готовится  в ходе аудиторской проверки  и представляется руководителю или собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

    Аудитор по  договоренности с клиентом может  подготовить предварительный вариант письменной информации с требованиями по устранению обнаруженных недостатков. Выполнение этих требований является обязательным для последующего представления положительного аудиторского заключения.

    Руководство  клиента может направить аудитору  письменный ответ на предварительный вариант письменной информации со всеми возражениями. Аудитор не обязан принимать эти возражения во внимание при подготовке окончательного варианта письменной информации.

    Окончательный вариант письменной информации аудитора должен быть подготовлен и передан клиенту в те же сроки, что и аудиторское заключение.

    В целях обеспечения аккуратного и единообразного оформления письменной информации аудитора каждая аудиторская организация должна с учетом положений законодательных и нормативных актов разработать единые (внутрифирменные) требования к форме указанного документа, а также к порядку его подготовки и представления экономическому субъекту. Такие требования должны быть утверждены руководителем аудиторской организации и в обязательном порядке соблюдаться сотрудниками при подготовке этого документа.

    Письменная информация готовится не менее чем в двух экземплярах, одни из которых приобщается к рабочей документации, остальные передаются адресатам под расписку или по почте с уведомлением о вручении.

    После передачи документа каждая сторона обязана обеспечить соблюдение конфиденциальности содержащейся в нем информации.

 

 

 

VIII.СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ

 

8.1 Аудит - деятельность, основанная на риске;

8.2 Определение уровня существенности ошибки;

8.3 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском;

 

 

      8.1 Аудит - деятельность, основанная на риске.

 

     С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.

    Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор (АФ) может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что предоставленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов:

    ►конкурентоспособности аудитора (АФ);

    ►недружественной рекламы деятельности аудитора (АФ);

    ►вероятности судебных исков по отношению к аудитору;

    ►финансового состояния клиента;

    ►характера операций клиента;

    ►компетентности администрации и учетного персонала клиента;

    ►сроков проведения аудита и т. д.

    Аудиторский риск — субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не-выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

    Аудиторский риск содержит несколько компонентов. Для анализа его составляющих представим аудиторский риск в виде следующей упрощенной предварительной модели:

 


АР = ВХР х  РК х РН,


где АР — аудиторский риск (относительная величина),

      ВХР - внутрихозяйственный риск,

      РК — риск контроля,

      РН - риск необнаружения.

    Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может выработать неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий).

    Нулевой риск  будет означать абсолютную уверенность  в достоверности информации, а  100-процентный — полное отсутствие таковой. На практике аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР всегда находится между 0 и 100% .

    Чем ниже  величина желаемого риска для  аудитора, тем более он хочет  быть уверенным в том, что внешняя отчетность не содержит материальных ошибок и пропусков. В настоящее время большинство пользователей при принятии решений предпочитают всецело полагаться на внешнюю отчетность. Поэтому аудиторы обычно планируют низкий процент АР. Между желаемым АР и планируемой информационной базой для проведения аудита существует обратная зависимость: чем меньше аудиторский риск, тем большее количество информации необходимо привлечь для тестирования.

Внутрихозяйственный риск (ВХР) связан с характеристиками фирмы клиента и влияющими на нее внешними факторами, которые невозможно проверить средствами внутреннего контроля. Таким образом, под внутрихозяйственным риском понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в конкретном бухгалтерском счете, статье отчетности, однотипной группе хозяйственных операций до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля.

     Существуют  объективные факторы, влияющие  на решение аудитора при оценке внутрихозяйственного риска.

    К ним относят:

      ►  особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;

      ►  специфические особенности деятельности проверяемого предприятия;

      ►  опыт и квалификация бухгалтерского персонала;

      ►   возможность контроля за деятельностью экономического субъекта со стороны его собственников.

    Степень внутрихозяйственного  риска во многом обусловлена воздействием внешних по отношению к экономическому субъекту факторов. К ним можно отнести правовую среду и особенности нормативного регулирования деятельности. В Российской Федерации обычно ВХР устанавливается на уровне 50% и выше.

    Риск контроля (РК) показывает опасность того, что внутренний контроль не предотвратит или не выявит имеющихся ошибок. Чем эффективнее СВК, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутрихозяйственный контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

    Риск необнаружения  (РН) — субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

    Этот показатель  качества работы аудитора в  большей мере зависит от его  уровня квалификации и стажа  работы, нежели от специфичности деятельности клиента.

    РН — это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти материальные ошибки и  пропуски во внешней отчетности при проведении им аудита. При этом предполагается, что СВК не смогла выявить и исправить эти ошибки.

    Между риском необнаружения и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приводит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования. Логика здесь проста. Если аудитор хочет быть уверенным в своей работе, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы разнообразной информации о клиенте.

    Таким образом,  АР как важный элемент планирования  аудита представляет собой синтетическую  величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска.

    Величина АР, превышающая 20%, в современных условиях России является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика. Первые два члена математической модели является условно статическим, т.е. не зависит от воли и желания аудитора. На величину третьего члена аудитор может оказать влияние, и они являются условно динамическими. Поэтому в данном случае уменьшить АР можно, снизив РН. Уменьшение РН достигается привлечением к стадии непосредственной проверки более квалифицированных и опытных аудиторов, а, следовательно, и более высокооплачиваемых.

 

 

                8.2 Определение уровня существенности ошибки.

 

      В соответствии с 4 Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Существенность в аудите» (Приложение 6) при проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Аудитор также дает оценку степени риска своей деятельности.

    Понятие материальности и риска широко используется при планировании аудита, изучении и проверке деятельности организации, а также составлении аудитором отчета о проделанной работе. При оценке уровня достоверности внешней отчетности широко используется и понятие «материальность».

   В финансовом учете и внешнем аудите ошибка или пропуск в отчетности считаются материальными (существенными, важными), если в результате этого пользователь данной отчетности мог быть дезориентирован в принятии своего решения или понес убытки.

    Различают три основных уровня материальности.

    К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых так малы и по своему содержанию так незначительны, что никак не могут повлиять на решение пользователя данной отчетности. Такие ошибки и пропуски считаются нематериальными (непринципиальными, несущественными). Например, приобретенная клиентом подписка на периодическую печать в прошлом году была списана полностью в текущем году на административные расходы, а не распределена на эти расходы по частям на весь срок действия подписки. Аудитор выявил указанное нарушение и установил его стоимостную величину. Клиент нарушил один из важнейших принципов финансового учета — принцип начисления, но так как сумма была очень незначительной по отношению к другим элементам отчетности и итоговым суммам, такая ошибка может быть придана нематериальной. Она не оказывает никакого влияния на итоговое заключение аудитора о состоянии отчетности клиента.

    Ко второму  уровню относятся материальные  ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений. Но несмотря на это, внешняя отчетность в целом объективно отражает реальную действительность и является полезной. Например, аудитор при инвентаризации запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на конец отчетного периода выявил несоответствие их сумме, указанной в балансе. Выявленный факт может оказать воздействие на банк, собиравшийся прокредитовать клиента под имеющиеся запасы ТМЦ. Следовательно, обнаруженная ошибка в отчетности является материальной. В то же время аудитор устанавливает, что другие статьи баланса (наличные денежные средства, счета дебиторов, векселя дебиторов и др.) и вся внешняя отчетность в целом является достоверной и объективной. В силу этого аудитор относит выявленную ошибку ко второму уровню материальности и в своем заключении подтверждает в целом достоверность отчетных данных, но оговаривает несоответствие суммы конечного баланса запасов ТМЦ фактическим результатам их пересчета.

    К третьему  уровню материальности относятся такие ошибки и пропуски в учете и внешней отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации в целом. Полагаясь на такую искаженную информацию, пользователи могут принять в корне неправильное решение.

    Оценивая, действительно ли ошибка относится к третьему уровню материальности, аудитор прежде всего анализирует степень ее влияния на другие элементы отчетности. Например, отсутствие в учете записи о реализованной продукции на значительную сумму существенным образом влияет на величину таких элементов внешней отчетности, как общая сумма продаж за период, счета дебиторов, прибыль от основной деятельности, задолженность перед бюджетом по налогам с прибыли, с продаж, а также оказывает воздействие в целом на состояние активов, пассивов и доли акционеров в средствах компании.

    Установив  третью степень материальности  ошибок и пропусков, аудитор  высказывает в своем заключении неблагоприятное (отрицательное) мнение о состоянии учета и отчетности фирмы с подробным описанием обнаруженных фактов.

    В начале  проверки на этапе планирования  аудитор должен решить, какую общую сумму ошибки можно считать материальной.

    Для этого  аудитор использует два основных  подхода:

  1)  индуктивный  подход — определение материальности отдельных статей отчетности, а затем и общей материальности в целом (например, ошибка в 10 тыс. руб. может быть несущественной для дебиторской задолженности, но существенно для нормы отчисления прибыли);

  2) дедуктивный подход  — определение общей величины допустимой ошибки и последующее распределение ее между статьями отчетности. Это распределение носит условный характер, но может помочь аудитору принять решение, какие данные и в каком объеме следует собрать в отношении разных счетов. Общая допустимая ошибка не должна превышать сумму ошибок по отдельным счетам.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации