Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие аудиторской деятельности;
Виды аудита;
Цели и задачи аудита;
Виды сопутствующих аудиту услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

    В договоре  на оказание аудиторских услуг целесообразно предусмотреть обязанность клиента в оказании помощи аудитору в ходе проведения проверки (привлечение внутренних аудиторов для оказания помощи при проверке отдельных объектов, проведение инвентаризации, предоставление транспорта, рабочего кабинета, жилья и др.). Кроме того, в договоре можно предусмотреть оказание клиенту других сопутствующих аудиту услуг и условия оплаты их стоимости заказчиком.

    При проведении  аудита организации и фирмы  обязаны предоставлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для проведения проверки, и создавать надлежащие условия работы, что должно быть указано в договоре на оказание аудиторских услуг.

    В зависимости  от поставленной в договоре  цели аудита результаты проверок могут оформляться справками, отчетами и заключениями. Результаты аудиторской проверки носят строго конфиденциальный характер и не должны разглашаться. За разглашение этих* данных аудитор может нести как дисциплинарную, так и материальную ответственность. Поэтому ответственность аудитора за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну проверяемой фирмы, может быть предусмотрена в договоре.

    Договор на  оказание аудиторских услуг может  носить разовый или долгосрочный  характер при условии наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к договору должны быть оформлены в письменном виде.

 

 

 

 

VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА

ПРОВЕРЯЕМОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

С АУДИТОРАМИ В ХОДЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

7.1 Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта;

7.2 Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки;

7.3 Служба внутреннего аудита проверяемого субъекта – помощник аудитора;

7.4 Письменная информация аудитора по результатам аудита;

 

 

         7.1 Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта

 

    До утверждения Федеральных стандартов аудиторской деятельности в сентябре 2002 года Постановлением Правительства РФ № 696 (Приложение 2-7), общий порядок взаимодействия аудитора и проверяемого экономического субъекта по получению каких-либо разъяснений определялся российским стандартом аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

    В настоящее время порядок взаимодействия руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки должен определяться внутрифирменным стандартом конкретной аудиторской фирмы. Руководство проверяемого предприятия должно быть ознакомлено с требованиями данного стандарта на этапе подписания договора об аудиторской проверке, посредством письма-обязательства.

    Во внутрифирменном стандарте целесообразно указать:

     ►  ситуации, в которых аудитор должен получить от руководства экономического субъекта официальные разъяснения;

      ►  процедуры обращения к руководству экономического субъекта в подобных случаях;

      ►  порядок документирования полученных сведений;

      ►  действия аудитора при отказе руководства экономического субъекта от дачи разъяснений;

      ►  процедуры использования полученных сведений в качестве аудиторских доказательств.

    Аудитор может  запрашивать у руководства экономического субъекта необходимые разъяснения:

    а) на этапе  предварительного планирования  аудита - для подтверждения допущения  непрерывности деятельности, а также для первичной оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    б) на этапе  подготовки общего плана и  программы — для лучшего понимания  особенностей деятельности экономического субъекта и для оценки аудиторских рисков;

    в) на этапе  тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур — для подтверждения или опровержения выводов аудитора по отдельным вопросам и получения аудиторских доказательств;

    г)  на этапе  составления аудиторского заключения  — для уточнения фактов существенных искажений отчетности и существования неопределенных обязательств.

    Перед обращением  к руководству экономического  субъекта аудитор должен иметь письменное доказательство (в виде соответствующего пункта договора, письма-обязательства и т.п.) того, что оно знает о своей ответственности за предоставление всей необходимой для аудитора информации. В этих же документах может быть определен порядок такого обращения (устного или письменного).

    Разъяснения  могут быть получены в устной  или письменной (в отношении существенных аспектов) форме. Письменные разъяснения могут оформляться в виде:

      ►  официальных писем руководства аудитору;

      ►  писем, подготовленных самим аудитором, на которых руководство письменно выражает свое согласие или несогласие с пониманием аудитором отдельных вопросов;

      ►   официально заверенных копий документов экономического субъекта.

    Отказ руководства  экономического субъекта от предоставления необходимой аудитору информации может повлиять на мнение аудитора, а в существенных случаях привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

    Аудитор должен  оценить надежность полученных  разъяснений (компетентность и  объективность источников информации) и при любых сомнениях проверить их достоверность. Аудитору не следует полагаться на разъяснения, не подтвержденные результатами других аудиторских процедур. Если какая-то информация от руководства экономического субъекта противоречит другим доказательствам, аудитор должен снизить степень доверия в отношении всей информации, полученной от этого источника.

    Проявление  профессионального скептицизма  означает, что аудитор критически  оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

    При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать ж безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

    Вся письменная  и устная информация о разъяснениях  и подтверждениях должна быть  включена в рабочую документацию аудитора.

 

 

         7.2  Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки.

 

    В ходе аудиторской проверки общению аудиторов с руководством и персоналом проверяемого субъекта уделяется особое внимание. Так, при общении аудитора с руководством экономического субъекта до начала аудита производится оценка возможности проведения аудита и заключения соответствующего договора.

    Общение во  время аудита проводится с  целью оптимизации аудиторских процедур и аудита в целом. При этом могут обсуждаться вопросы:

   — планирования аудита;

    — получения аудиторских доказательств;

    — оценки аудиторского риска и уровня существенности;

    — изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

   — использования работы экспертов;

   — организационные и другие вопросы.

    Отдельные  вопросы письменной информации  аудитора могут обсуждаться в  устной форме или в порядке  обмена письмами с сотрудниками аудируемого лица в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщить к своей рабочей документации. По итогам аудиторской проверки, по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора.

    Общение на  заключительной стадии аудита  проводится с целью обсуждения выявленных проблем, путей их разрешения и согласования необходимых поправок к отчетности.

    При общении  с руководством проверяемого  субъекта аудитор должен придерживаться  основных принципов профессиональной  этики, таких как:

      ►независимость (как формальная, так и фактическая); у честность и объективность (использование для выводов, рекомендаций и заключений необходимого объема объективной информации);

      ►профессиональная компетентность (оказание услуг, не выходящих за пределы официально зарегистрированных полномочий и профессиональной компетентности);

      ► конфиденциальность (неразглашение информации независимо от дальнейших отношений с экономическим субъектом);

     ► профессиональное поведение (соблюдение приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом).

    Порядок общения  с руководством экономического  субъекта должен быть определен  отдельным внутрифирменным стандартом аудиторской деятельности конкретной аудиторской фирмы.

 

 

          7.3 Служба внутреннего аудита проверяемого субъекта – помощник аудитора.

 

    Под внутренним  аудитом понимается созданная  экономическим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, действующая в интересах его руководства и собственников (ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы).

    Внутренний  аудит обладает значительно меньшей  степенью независимости от мнения руководства предприятия, но при этом данная служба отличается знанием специфики производственной деятельности предприятия.

    Независимость  внутренних аудиторов проявляется  при сборе информации, т.е. они  должны быть свободны от указаний и запретов руководителей организаций. Эта независимость обеспечивается преимущественно формой организации внутреннего аудита на предприятии или в организации.

    Внутренний  аудит может быть организован:

      ►  в форме постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности;

      ►   в форме специального отдела внутреннего контроля (аудита), подотчетного непосредственно руководителю организации;

      ►   в форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита.

    Внешние аудиторы  большую часть работы по сбору информации выполняют самостоятельно. Но в том случае, если на предприятии функционирует отдел внутреннего аудита, внешний аудитор может использовать его данные. Эффективность внешней проверки при сотрудничестве с внутренними аудиторами заметно возрастает. Более того, независимый внешний аудитор не может отказаться от определенного сотрудничества с внутренним аудитором, так как он обязан составить собственное мнение о состоянии внутреннего контроля.

    В ходе ежегодной  аудиторской проверки внутренние аудиторы под контролем внешнего аудитора могут выполнять отдельные работы. Однако следует помнить о том, что ответственность за выводы, сделанные по результатам проверки, полностью лежит на независимых аудиторах.

    Объективность  и эффективность внутреннего аудита, непосредственно влияющие на оценку внешним аудитором аудиторского риска и системы внутреннего контроля, зависят от:

    — организационного статуса в системе управления экономическим субъектом, содержания и объема работы;

   — компетентности;

   — профессионализма;

    — значимости результатов работы для руководства (собственников).

    При принятии  решения использовать работу  внутреннего аудита, внешний аудитор должен убедиться в том, что:

   — программы и объем внутреннего аудита соответствуют целям внешнего аудита;

   — работа внутреннего аудита планируется (с учетом зон повышенных рисков) и документируется;

    — выводы внутреннего аудита достаточно обоснованны;

    — руководство и собственники конструктивно относятся к мнению внутреннего аудита.

    Эффективность  внешнего аудита с использованием  результатов работы внутреннего аудита повышается при:

    — взаимной координации планов аудиторских проверок;

    — обмене отчетами;

    — регулярных рабочих встречах;

  — свободном взаимном доступе к рабочей документации, оформляемой по общим правилам;

   — совместном предоставлении отчетов руководству и собственникам экономического субъекта.

    Аудитор не  должен полностью полагаться  на работу внутренних аудиторов.

    Ответственность аудитора за свою работу не снижается при использовании им результатов работы внутреннего аудита.

    Аудитор информирует  руководство и собственников  экономического субъекта об обнаруженных  им возможностях повышения эффективности внутреннего аудита.

 

         7.4 Письменная информация аудитора по результатам аудита

 

    Информация  для руководства проверяемой  организации  это отчет аудитора, составленный в виде письма  к руководству, включающий: описание  сведений о недостатках, выявленных в учетных записях, бухгалтерском учете и в системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых эти недостатки были выявлены; рекомендации по устранению выявленных недостатков.

    Информация  для руководства не может рассматриваться  как полный отчет о всех существенных недостатках. Она включает лишь те ошибки, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

    Во всех  случаях обязательного аудита  аудитор обязан передавать руководству  (собственнику) экономического субъекта письменную информацию (отчет) по результатам проведенного аудита, в которой отражаются сведения об обнаруженных недостатках и нарушениях, и предлагаются меры по их устранению.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации