Анализ расходов предприятия розничной торговли и соблюдение режима экономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Любая предпринимательская структура в процессе функционирования потребляет ресурсы – материальные, трудовые, финансовые. Потребленные ресурсы формируют расходы предприятия – важнейший экономический показатель ее деятельности.
Формирование расходов производства на предприятии является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия, охваченного системой управленческого финансового учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Понятие расходов предприятия
6
1.1.
Расходы предприятия сферы товарного обращения и их классификация
6
1.2.
Цели, задачи и методика анализа расходов предприятия розничной торговли
11
2.
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
15
2.1.
Экономическая характеристика деятельности Ядринского райпо
15
2.2.
2.3
Анализ динамики и структуры расходов Ядринского райпо
Факторный анализ расходов предприятия
19
21
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯМИ РАСХОДАМИ ЯДРИНСКОГО РАЙПО
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваянов.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Деление расходов на постоянные и переменные, а также выделение общих, средних и предельных расходов не позволяет осуществить необходимый для предприятия анализ себестоимости продукции. Именно в этом вопросе возникает необходимость применения бухгалтерского подхода.

С точки зрения анализа себестоимости продукции важна классификация расходов по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Расходы операционной деятельности группируются по следующим экономическим показателям: материальные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия; амортизация; прочие операционные расходы [11 с.23].

Группировка расходов, связанная с производством продукции, осуществляется по следующим статьям калькуляции:

- сырье и материалы;

- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

- топливо и энергия на технологические  цели;

- возвратные отходы (вычитаются);

- основная заработная плата;

- дополнительная заработная плата;

- отчисления на социальное страхование;

- расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования;

- общепроизводственные расходы;

- потери от брака;

- другие производственные расходы;

- сопутствующая продукция (вычитается) [22 с.133].

Группировка расходов по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления расходов, и места их возникновения.

Классификация расходов торгового предприятия может быть проведена по разным признакам:

В зависимости от экономического характера, расходы делятся на:

- материальные расходы (транспортировка, сортировка, упаковка и убыль  товаров, расходы по таре и  другие);

- расходы на оплату труда;

- амортизация основных средств;

- прочие расходы [28 с.402].

 

    1. Цели, задачи и методика анализа расходов предприятия розничной торговли

 

Расходы предприятия розничной торговли являются сложной экономической категорией. Основной причиной заинтересованности данной проблемой определяется тем, что расходы связаны с повседневным решением практических задач по удовлетворению потребностей населения, а также по обслуживанию населения.

Основной целью анализа расходов является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятие управленческих решений, обеспечение экономии и эффективности производства, выработки учетной информации для анализа, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.

Для достижения поставленной цели  необходимо решать следующие задачи:

• расходы предприятия сферы товарного обращения и их  классификация;

• цели, задачи анализа расходов предприятия розничной торговли;

• методика анализа расходов предприятия розничной торговли.

Объектом изучения является Ядринское райпо.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Планирование расходов на предприятии - это точное предвидение и   программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ [5 с.89].

План всегда устремлен в будущее. С его помощью на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, то есть в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации. Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.

Составление плана расходов предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей: плана производства и реализации продукции; плана материально-технического обеспечения; плана по кадрам и заработной плате; перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям; финансового плана [4].

 Информация о расходах фирмы  чрезвычайно важна как для  самой фирмы, так и внешних  пользователей – ее контрагентов. К внешним пользователям относятся органы государственного управления, налоговые службы, инвесторы, кредиторы и потребители. Данные о затратах для этой категории пользователей должны составляться в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также налогового законодательства [8 с.34].

Расходы анализируются в целом по потребительскому обществу, структурным подразделениям и отдельным статьям.

В процессе анализа устанавливается:

• динамику расходов за ряд периодов и основные тенденции их изменения в целом и по статьям;

• выполнение сметы расходов по предприятиям торговли и питания;

• факторы, оказавшие влияние на изменение уровня расходов;

• степень использования резервов экономии расходов.

Большое значение имеет сравнительный анализ издержек обращения и других расходов потребительского общества  с показателями организаций, которые осуществляют деятельность в подобных условиях. Такой анализ дает возможность выявить опыт работы лучших предприятий торговли и питания для его повсеместного применения.

Для изучения расходов рассчитывается следующие аналитические показатели:

•  уровень расходов как отношение их суммы  в целом и по статьям к объему оборота по реализации товаров;

•  доля отдельных статей расходов в общей их сумме;

•  размер и темпы изменения уровня расходов предприятий торговли и питания за анализируемый период;

•  сумма снижения или увеличения фактических расходов по сравнению с планом;

•  коэффициенты эластичности суммы издержек обращения от роста объема оборота по продаже товаров, которые отражают, на сколько процентов увеличивается сумма расходов предприятия при увеличении оборота на один процент [11 с.167].

Одним из аналитических показателей является коэффициент эластичности  суммы издержек обращения и других расходов от роста реализации товаров. Он рассчитывается за несколько лет при отсутствии весомых изменений в условиях функционирования предприятия и представляет собой процентное отношение темпов роста суммы расходов к темпам роста оборота за определенные годы [17].

 Анализ расходов предприятий  оптовой торговли производится  отдельно по каждой сфере их  деятельности: оптовой и розничной  торговле, промышленности и оказываемым  организациям услугам. Уровень издержек  обращения по оптовой и розничной  торговле рассчитывается и изучается в увязке с соответствующим торговым оборотом на основе вышеизложенного факторного анализа.

Затем рассчитать удельный вес статей расходов в общем их объеме и сопоставить с данными предыдущего года. Для проведения качественного анализа динамики и структуры операционных и внереализационных расходов необходимо детально конкретизировать направление использования средств, во избежание нецелесообразных трат и в целях их устранения.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы являются одним из важнейших элементов построения управления организацией. Без расходов невозможна также и финансовая деятельность организации.

 

2.АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

2.1. Экономическая характеристика деятельности Ядринского райпо

 

Кооперативное движение потребителей зародилось в бывшем Ядринском уезде на рубеже XIX и XX столетий: в селе Балдаево - в 1911 г., Аскасы - в 1912 г., в Ядрине - 1913 г. и т.д.

В процессе укрупнения кооперативов в 1978 году образовались два райпо - Ядринское и Советское. В 1998 году по решению общего собрания уполномоченных Советское райпо присоединилось к Ядринскому районному потребительскому обществу.

Ядринское районное потребительское общество – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, имеющее самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.

Ныне Ядринское райпо по объемам экономической деятельности является одним из крупных в республике. В райпо функционируют 94 магазина ( 80 из которых расположены на селе и 14 в городе), 6 киосков, 28 предприятий общественного питания (с общим количеством посадочных мест - 636), хлебокомбинат и хлебозавод , цех по солению и копчению рыбы, мучной цех, 4 приемозаготовительных пункта, сеть медицинских и ветеринарных аптек, автобаза.

Валовый объем деятельности за 2011 год составил 597 млн. руб.

Производственные предприятия райпо производят широкую номенклатуру продукции. Высококачественная и экологически чистая продукция поставляется и в другие районы республики, Чебоксары, Нижегородскую область.

Хлебокомбинатом освоено более 65 наименований продукции, кроме хлеба и хлебобулочных изделий выпускается 30 наименований мучных и сахаристых кондитерских изделий, 15 наименований безалкогольных напитков. 

Особое внимание заслуживает работа рыбного цеха, где выпускается более 20 наименований рыбной продукции. Только за 2011 год рыбным цехом Ядринского райпо переработано 70 тонн рыбы.

Неуклонно растет объем розничного товарооборота райпо. В настоящее время в розничном товарообороте Ядринского райпо доля райпо составляет 76%.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

Для выполнения указанной цели райпо осуществляет:

- торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законом;

- всемерное содействие развитию  социально-бытовой и иной инфраструктуры;

-закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического и вторичного сырья для последующей переработки и реализации в торговой сети, а также для поставки промышленности;

- развитие кооперативной демократии, пропаганду кооперативного движения;

- развитие материально- технической  базы торговли, заготовок и переработки  сельхозпродуктов и сырья, торгового  обслуживания, позволяющих селянам  сбывать излишки сельхозпродуктов  и приобретать необходимые товары;

- эффективное ведение кооперативного хозяйства решает вопросы социального развития, организует подготовку и переподготовку кадров;

- оптовую, розничную торговлю, в  том числе путём создания торговых  баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;

- производство и реализацию в районе и за его пределами хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий;

- развитие обслуживания населения  через сеть общественного питания, реализацию продукции собственного  производства, кондитерских изделий  и полуфабрикатов через розничную сеть;

- развитие социально – бытовой  и иной инфраструктуры, ведение  благотворительной деятельности;

- содействие развитию личных  подсобных и фермерских хозяйств  по производству сельхозпродукции  на договорной основе;

- производство и реализацию промышленного, культурно-оздоровительного, медицинского, сельскохозяйственного назначения, продовольственных и промышленных товаров;

- перевозочную, транспортно – экспедиционную  и другую деятельность, связанную  с осуществлением транспортного  процесса;

Основой экономической деятельности Общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Источниками образования имущества являются:

- паевые взносы пайщиков;

- доходы от предпринимательской  деятельности общества и созданных им организаций;

- доходы, полученные от размещения  его собственных средств в  банках, ценных бумагах;

- средства, полученные из иных  источников, не запрещённых законодательством Российской Федерации [7 c.358].

По данным таблицы 2.1.1. видно, что за анализируемый период выручка в 2012г. увеличилась на 47142 тыс. руб. или на 7,26% , а в 2011г. увеличилась на 54023 тыс. руб. или на 9,08%. Себестоимость реализованных товаров в 2012г. увеличилась на 52339 тыс. руб. (на 10,35%), а в 2011г. на 42401 тыс. руб. (на 9,15%). Среднесписочная численность работающих в 2012г. увеличилась на 33 человек, а в 2011г. - на 24 человек.

Таблица 2.1.1.

Динамика показателей деятельности Ядринского райпо за 2010-2012 гг.

Информация о работе Анализ расходов предприятия розничной торговли и соблюдение режима экономии