Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы состоит в рассмотрение анализа прибыльности и ее связь с рентабельностью.
Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Содержание

Введение…...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности………..5
1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности……………………………………………………………….….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»……………….……………………..……………....…………………….15
2.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Бива»……………………………………………...……………………………..25
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее отрицательным  моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия. То, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более – прибыли от реализации товарной продукции, то это сигнализирует о не вполне «здоровом» финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе  балансовой прибыли в 2012 году прибыль  от реализации товарной продукции составила 100,99%, в 2011 году – 79,58%, в 2010 году – 70,89%. При  прочих равных условиях подобные структурные  изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия – списание имущества по причине морального износа, списанная дебиторская задолженность, штрафы, пени и т.д.

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений  по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 4 и 5). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном периодах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

Таблица 4. Данные для  расчетов факторов, влияющих на прибыль за 2010 и 2011 года

Показатель

По базису (2010 год)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически по отчету (2011 год)

 

Усл.об.

Тыс.руб.

Усл.об.

Тыс.руб.

Усл.об.

Тыс.руб.

Реализация  ТП

1004568

225925

1230493

Полная себестоимость

1002587

202957

1205544

Прибыль от реализации ТП

22658

2291

24949

Объем производства, т

5648

х

х

6340


Таблица 5. Данные для  расчетов факторов, влияющих на прибыль  за 2011 и 2012 года

Показатель

По базису (2011 год)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически по отчету (2012 год)

Динамика

 

Усл.об.

Тыс.руб.

Усл.об.

Тыс.руб.

Усл.об.

Тыс.руб.

%

Реализация  ТП

1230493

104790

1335283

108,6

Полная себестоимость

1205544

94654

1300198

107,9

Прибыль от реализации ТП

24949

10136

35085

98,9

Объем производства, т

6340

х

х

5628

84,4


Определяем степень  влияния на прибыль отдельных  факторов:

- одним из определяющих  факторов, прямо повлиявших на  уменьшение прибыли от реализации  товарной продукции на хлебокомбинате «Бива», явилось значительное снижение объема производства – на 11,3%. Увеличение выручки от реализации на 9,4% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:

 (тыс.руб.)

(тыс.руб.)

Эта дополнительная прибыль  получена, в том числе, за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, - за счет изменений в структуре  товарной продукции. Более детальный  анализ требует рассмотрения цен  по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

- расчет влияния на  прибыль изменений об объеме  продукции (собственно объема  продукции в оценке по базовой  себестоимости):

(тыс.руб.)

(тыс.руб.)

где, k1, k2 – коэффициент роста объема продукции:

Таким образом, влияние  фактора снижения объема производства составило в 2010 - 2011 годах – -18 126 тыс.руб., а в 2011 - 2012 годах – -22 990 тыс.руб.

- расчет влияния на  прибыль изменений в структуре  продукции. Данный коэффициент  сводится к определению разницы  коэффициента роста объема реализации  продукции в оценке по отпускным  ценам и коэффициента роста  объема реализации продукции  по базисной себестоимости:

(тыс.руб.)

(тыс.руб.)

где

Полученная положительная  и отрицательная величина демонстрирует, что в структуре продукции  произошли положительные и отрицательные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

- расчет влияния на  прибыль изменения себестоимости.  Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:

(тыс.руб.)

(тыс.руб.)

Столь значительное изменение  себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на хлебокомбинате «Бива» (таблица 6 и 7).

Таблица 6. Структура себестоимости  на ОАО «Бива» за 2010 и 2011 года

Показатель

2010 год, тыс.руб.

2011 год, тыс.руб.

Динамика, %

Материальные затраты

873 889

1 017 260

108,9

Затраты на оплату труда

57 382

70 303

117,3

Прочие прямые затраты

31 215

52 833

133,6

Накладные расходы

28 348

43 311

125,3

Итого

9 900 834

1 183 707

110,6


Таблица 7. Структура себестоимости  на ОАО «Бива» за 2011 и 2012 года

Показатель

2011 год, тыс.руб.

2012 год, тыс.руб.

Динамика, %

Материальные  затраты

951 670

1 017 260

106,9

Затраты на оплату труда

67 324

70 303

104,4

Прочие прямые затраты

41 712

52 833

126,7

Накладные расходы

35 533

43 311

121,9

Итого

1 096 239

1 183 707

107,9


Как видно из таблиц 6 и 7, в структуре себестоимости  наибольший рост затрат наблюдается  по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию  и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов, в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, необходимо приложить значительные условия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

- расчет влияния на  прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

(тыс.руб.)

(тыс.руб.)

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями  хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли  от реализации товарной продукции за отчетный период:

(тыс.руб.)

(тыс.руб.)

где и - прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно;

- общее изменение прибыли  от реализации товарной продукции.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод  о том, что прибыль от реализации товарной продукции на хлебокомбинате «Бива» возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.

Внутренние же факторы  – такие как, влияние на прибыль  изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых хлебокомбинатом «Бива», регулируется Правительством, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становиться очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: «наверху» - регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а «внизу» - необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности на хлебокомбинате «Бива» будет строиться исходя из двух систем показателей:

- рентабельности продукции;

- рентабельности предприятия.

Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть - рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Расчет проведем по следующим формулам:

Изменение рентабельности (DK) равно 2,63 – 2,03 = 0,6%

= 2,03 – 2 = 0,03%

Влияние фактора изменения  цены на продукцию:

Влияние фактора изменения  себестоимости:

Отсюда следует, что, за счет изменения полной себестоимости, рентабельность продукции снизилась на 0,071% и 0,16%. Вследствие изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции упала на 50,144% и 44,93%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 0,071% и 0,16%.

Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства, будет проводиться методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

Информация о работе Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь