Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы состоит в рассмотрение анализа прибыльности и ее связь с рентабельностью.
Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыльности и рентабельности. Данные показатели рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением, во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Содержание

Введение…...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ прибыльности. Основные показатели прибыльности………..5
1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности……………………………………………………………….….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»……………….……………………..……………....…………………….15
2.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Бива»……………………………………………...……………………………..25
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Анализ рентабельности. Система показателей рентабельности

Рентабельность –  это показатель экономической эффективности  производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

- показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов (отражает способность  организации контролировать уровень  затрат, а также эффективность политики ценообразования);

- показатели, характеризующие  рентабельность продаж (характеризует  эффективность производственной  и коммерческой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж);

- показатели, характеризующие  доходность капитала и его частей (самый важный показатель для собственников предприятия, который во многом определяет стоимость предприятия на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала);

- показатели, характеризующие рентабельность активов (характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования)).

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  балансовой или чистой прибыли к  сумме затрат по реализованной или  произведенной продукции.  Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектом внимания руководства предприятия.

Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение  показателей прибыли к показателям  средних за отчетный период активов  предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, после налогообложения, чистая (нераспределенная) прибыль; в качестве показателей активов – величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.

Система показателей  рентабельности активов и собственного капитала включает в себя следующие  основные показатели рентабельности. Их расчет производится по данным бухгалтерской отчетности, как правило, форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Общая рентабельность активов  предприятия (авансированного капитала) по бухгалтерской прибыли рассчитывается как отношение бухгалтерской прибыли к средней стоимости имущества.

Рентабельность активов  по чистой прибыли рассчитывается как  отношение чистой прибыли к средней  стоимости имущества.

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (или по прибыли до налогообложения) рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Этот показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным).

Общая рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости основных производственных активов, нематериальных активов и оборотных материальных активов.

Чистые активы – это, по существу, уточненный реальный собственный капитал предприятия. Поэтому при оценке использования собственного и многих других показателей важен расчет чистых активов.

В состав активов, принимаемых  к расчету, включаются:

- необоротные активы, отражаемые в разделе I бухгалтерского  баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и др.);

- оборотные активы, отражаемые  в разделе II бухгалтерского баланса  (дебиторская задолженность, краткосрочные  финансовые вложения, денежные средства  др.), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

- долгосрочные обязательства  по займам и кредитам и прочие  долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства  по займам и кредитам;

- кредиторская задолженность;

- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

- резервы предстоящих  расходов;

- прочие краткосрочные  обязательства.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия управленческих решений, решений потенциальных  инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БИВА»

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Бива»

Таблица 1. Ассортимент  выпуска продукции на хлебокомбинате ОАО «Бива» за 2010 год, 2011год и 2012 год

Ассортимент

2010 год

2011 год

2012 год

Выработка, т

Выработка, т

Выработка, т

Хлеб из муки смешанной  валки

790,3

817,65

873

В том числе:

х

х

х

Хлеб дарницкий

790,3

817,65

873

Булочные изделия из муки в/с

343,58

417,65

422,3

В том числе:

х

х

х

Хлеб белый

100,53

121,53

122,6

Батон нарезной

103,32

122,7

123,8

Батон с изюмом

101,42

122,7

123,8

Рожок городской

13,73

20,35

20,35

Булка чергизовская

24,58

30,37

31,75

Кондитерские изделия

8,6

20

23,2

В том числе:

х

х

х

Рулет с маком

4,2

8,8

10

Пряники дорожные

1,4

3,6

4,6

Пряники городские

1,5

3,6

4,6

Печенье круглое

0,8

2

2

Печенье песочное

0,7

2

2

Прочая продукция

9,73

12

12

В том числе:

х

х

х

Макаронные изделия

9,73

12

12

Итого:

1152,2

1267,3

1330,5


Таблица 2. Изменение по абсолютного значению продукции, в тоннах

Ассортимент

2010 год к 2011 году

2011 год к 2012 году

Хлеб из муки смешанной  валки

27,35

55,35

В том числе:

х

х

Хлеб дарницкий

27,35

55,35

Булочные изделия из муки в/с

74,58

4,65

В том числе:

х

х

Хлеб белый

21

1,07

Батон нарезной

19,38

1,1

Батон с изюмом

21,28

1,1

Рожок городской

6,68

0

Булка чергизовская

5,79

1,38

Кондитерские изделия

11,4

3,2

В том числе:

х

х

Рулет с маком

4,6

1,2

Пряники дорожные

2,2

1

Пряники городские

2,1

1

Печенье круглое

1,2

0

Печенье песочное

1,3

0

Прочая продукция

2

0

В том числе:

х

х

Макаронные изделия

2,27

0

Итого:

115,1

63,2


Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в себя следующие показатели:

- исследование изменений  каждого показателя за текущий  анализируемый период («горизонтальный»  анализ);

- исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений («вертикальный»  анализ).

Для оценки и анализа  уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:

Таблица 3. Финансовые результаты деятельности ОАО «Бива»

Показатель

2012 год, тыс.руб.

2011 год, тыс.руб.

2010 год, тыс.руб.

2011 г к 2010 г., %

2012 г к 2011 г., %

Выручка от реализации              (без НДС)

1 335 283

1 230 493

1 004 568

122,48

108,57

Полная себестоимость  продукции

1 300 198

1 205 544

1 002 587

120,24

107,85

Прибыль от реализации ТП

960 438

970 435

957 821

101,3

98,97

Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций

-34 858

958

268

3 раза

35 раз

Балансовая  прибыль

704 305

707 894

658 741

107,46

99,49

Налог на прибыль

304 800

478 500

321 478

148,84

63,7

Чистая прибыль

584 966

910 855

549 526

165,76

64,22

Нераспределенная  прибыль

35 725

230 095

218 479

105,3

15,53


Анализ данных таблицы  показывает, что по сравнению с 2011 годом в 2012 году произошло ухудшение  основных финансовых показателей. Прибыль  от реализации товарной продукции уменьшилась на 9 997 тыс. руб., балансовая прибыль – на 3 589 тыс. руб., чистая прибыль – на 352 889 тыс. руб., а в 2010 году по сравнению с 2011 годом имеет неплохие показатели основных финансовых средств, где все показатели возрастают.

Информация о работе Анализ прибыльности и рентабельности, из взаимосвязь