Анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия и факторов ее изменения ООО «Техинагро», выявление факторов, влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа прибыли предприятия;
- провести анализ основных технико-экономических показателей и прибыли ООО «Те

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли предприятия
Сущность роль и значение прибыли. Показатели рентабельности
Методика анализа прибыли и рентабельности
Глава 2. Технико-экономическая характеристика и анализ прибыли и рентабельности ООО «Техинагро»
2.1. Общая характеристика и анализ экономических показателей ООО «Техинагро»
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Техинагро» и факторов на них повлиявших
Глава 3. Направления увеличения прибыли на предприятии
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая анализ прибыли и факт ее форм.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

4) интегральный показатель, обобщающий  другие показатели эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда [22, с. 137].

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев -  это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации других  потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.

Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности  и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности организаций изучается также налоговыми службами, фондовыми  биржами, профессиональными  ассоциациями.

Таким образом, значение прибыли состоит в том, что она является целью и конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия; важнейшим показателем эффективности; источником для осуществления расширенного воспроизводства, а также для удовлетворения материальных потребностей и социальных нужд трудового коллектива. Кроме того, за счет прибыли выполняются финансовые обязательства перед бюджетом.

Механизм формирования и распределения прибыли можно условно разделить на две части: механизм формирования прибыли и механизм распределения прибыли. Такой подход существенно облегчает задачу более подробного изучения и анализа рассматриваемого вопроса.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета.

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника.

Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм.

Из всех видов налогов, выплачиваемых за счет чистой прибыли, самым значительным является налог на прибыль.

Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды. Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов.

Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным источником формирования фондов накопления и фондов потребления является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования.

 

1.2. Методика анализа  прибыли и рентабельности

 

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы [36, с. 167]:

1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

2. Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности.

3. Анализ уровня среднереализационных  цен.

4. Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности.

5. Анализ рентабельности деятельности  предприятия.

6. Анализ распределения и использования  прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Прибыль от обычной деятельности включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена на рис. 1.

Рис. 1 Схема факторного анализа прибыли

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли [23, с. 189].

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл. 1).

Таблица 1

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

План

План

План

План

План

Усл1

Факт

План

План

План

Усл2

Факт

Факт

План

План

Усл3

Факт

Факт

Факт

План

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт


Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции    (1)

структуры товарной продукции   (2)

средних цен реализации              (3)

себестоимости реализуемой продукции  (4)

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка [38, с. 112].

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

    (5)

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

   (6)

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

   (7)

где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

     (8)

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

     (9)

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж  i-го вида за отчетный период.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Информация о работе Анализ прибыли