Анализ материалоемкости, ее влияние на выпуск продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение социально-экономического развития страны предусмат-ривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения – реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того чтобы воплотить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов
1.1 Понятие, классификация и оценка материально-производственных за-пасов……………………………………………………………………… 6
1.2 Организация учета материальных ценностей……………………….. 12
1.3 Документальное оформление движения материальных ценностей….18
1.4 Бухгалтерский учет поступления и выбытия материальных ценно-стей………………………………………………………………………..24
Глава II. Организация бухгалтерского учета материальных ценностей в ООО «Исеть»
2.1 Учетная политика организации в области учета материальных ценно-стей…………………………………………………………………………….31
2.2 Бухгалтерский и складской учет материальных ценностей……….…..35
2.3 Порядок списания материальных ценностей в производство…………39
Глава III. Анализ материалоемкости, ее влияние на выпуск продукции
3.1 Анализ состава, структуры материальных ценностей………………….42
3.2 Анализ материалоемкости, ее влияния на выпуск продук-ции………...47
Заключение……………………………………………………………………50
Список использованных источников и литературы......................................

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Учет МПЗ.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен  документ;

- содержание хозяйственной  операции;

- измеритель хозяйственной  операции в натуральном и денежном  выражениях;

- наименование должностных  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных  лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

В ООО «Исеть» применяются многострочные первичные учетные документы, то есть на несколько номенклатурных номеров и однострочные – на один номенклатурный номер.

Первичные учетные документы оформляются с заполнением всех необходимых реквизитов, и имеют соответствующие подписи.

При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строки, или графы прочеркиваются.

Составляется отдельный список наименований, и устанавливаются особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных или дорогостоящих запасов. Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу, и порядок контроля над их расходованием устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера ООО «Исеть».

Первичные учетные документы заранее пронумеровывают, либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.

В соответствии  с учетной политикой ООО «Исеть», в области учета материально-производственных запасов, сырье, материалы, запасные части, инвентарь, тара и прочие материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения. При отпуске же сырья в производство или ином выбытии материальных ценностей их оценка производится по средней себестоимости.

 

2.2. Бухгалтерский и складской учет материальных ценностей

Для обеспечения производственной программы необходимыми материальными ресурсами в ООО «Исеть» существует склад для хранения основных материалов и кладовая, находящаяся в цехе, для вспомогательных материалов. В связи с тем, что на предприятие в основном поступает мука, сахар, соль, то есть сырье, необходимое для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, склад обеспечен весами, измерительными приборами, а так же мерной тарой и холодильным оборудованием.

Топливо на предприятии не хранится, так как производство потребляет природный газ, который поступает по центральному газопроводу. Поэтому склад для хранения топлива организации не нужен.

На складе все поступающее сырье размещается по секциям. Например, существуют секция для муки, секция для хранения сахара и другие. Таким образом, в каждой секции хранится определенное сырье. Кроме того, в каждой секции идет разбивка на группы. Так в секции для муки, мука подразделяется на сорта. Все это необходимо для обеспечения быстрой приемки, отпуска и контроля за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса.

Учет сырья и основных материалов на складе осуществляет заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. От этой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.

Материалам присваивается номенклатурный номер, а на этот номер кладовщик заполняет материальный ярлык, который прикрепляет к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов.  На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывает кладовщик, записывает  в них наименование, сорт, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. Так же кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка сырья. Эти записи он делает на основании первичных документов, то есть приходных ордеров, требований, накладных и других документов, в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета собираются, и на основании этих документов кладовщик составляет отчет о движении материалов на складе. Отчет составляют в количестве каждые семь дней, в отчете указывается количество документов по приходу и по расходу материалов, подкрепляется это росписью кладовщика и бухгалтера, принявшего отчет. Таким образом, в течение месяца необходимо сдать в бухгалтерию четыре отчета о движении материалов.

После проверки в бухгалтерии первичные документы подвергаются таксировке, то есть умножением количества на цену. Этим в ООО «Исеть» занимается отдельно взятый бухгалтер. Затем осуществляется разноска данных по счетам. Учет материалов на предприятии ведется с применением счета 10 «Материалы». Также по истечении семи дней бухгалтером составляется оборотная ведомость по счету 10 и мемориальный ордер.

В конце месяца составляется так же оборотная ведомость и мемориальный ордер, но только за месяц с указанием всех остатков.

В оборотной ведомости отражается:

- номера лицевых счетов;

- номенклатурные номера;

- наименования материальных  ценностей и их отличительные  признаки;

- единица измерения;

- цена;

- остаток на начало  отчетного периода;

- приход за отчетный  период;

- расход за отчетный  период;

- остаток на конец отчетного  периода.

В графах «приход за отчетный период» и «расход за отчетный период» отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу. В оборотной ведомости в указанных графах могут отражаться только итоговые данные по приходу и расходу. В этом случае при необходимости делаются отдельные распечатки оборотов по каждому номенклатурному номеру с указанием каждой операции по приходу и расходу.

Синтетический учет материально-производственных запасов бухгалтер ведет на счете 10 «Материалы». Рабочим планом счетов к этому счету предусмотрены следующие субсчета:

10.1 «Сырье»

10.2 «Вспомогательные материалы»

10.3 «Спецодежда»

10.4 «Топливо»

10.5 «Запасные части».

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10, а кредитуют следующие счета:

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками и транспортно-заготовительными расходами.

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на  стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям.

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость материалов оплачиваемых из подотчетных сумм.

Счет 20 «Основное производство» – на стоимость возвратных отходов.

В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Исеть» не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В ООО «Исеть» излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 10   Кредит 94 – оприходованы излишки товарно-материальных ценностей.

Если при приемке материалов от поставщиков выявлены недостатки или излишки фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными в ООО «Исеть» составляется акт. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации. Затем об излишках сообщается поставщику с просьбой выслать платежное требование на стоимость излишков.

Сумма недостач определяется путем умножения количества недостающих материалов на договорную цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие материалы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов. При этом составляют следующие проводки:

Дебет 94   Кредит 10 – недостачи, потери товарно-материальных ценностей.

Дебет 26   Кредит 94 – списание недостач за счет издержек производства.

Дебет 73   Кредит 94 – списание недостач в счет материально ответственного лица.

Пример рассмотрим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Выявление и списание недостачи в производстве

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

Обнаружена недостача муки на складе

94

10

10 000

2

В пределах норм убыли недостача списана на издержки производства

26

94

6 000

3

Недостача сверх норм списана на материально ответственное лицо Таланкину М. Ф. (10 000 – 6 000 = 4 000)

73

94

4 000


 

 

 

2.3.Порядок списания материальных  ценностей в производство

 

Как мы уже отмечали выше ООО «Исеть» занимается выпуском хлеба и хлебобулочных изделий. Так как в городе это основное предприятие по выпуску хлеба, то необходимо изготавливать такое количество, чтобы удовлетворить спрос населения. Для изготовления продукции используют сырье, которое отпускается в производство со склада. Сырьем для изготовления продукции является в основном мука, сахар, соль, дрожжи,  масло. Хлебобулочные изделия выпекаются по специальным рецептам. В зависимости от рецептуры изделия мастер цеха каждый день составляет задание для бригады. Но для составления задания одной рецептуры недостаточно, необходима еще калькуляция на каждый вид изделия. Составлением калькуляции на предприятии занимается экономист. Но в течение года цены на электроэнергию, топливо или сырье могут изменяться, и в зависимости от этого делается перерасчет калькуляции. После того как составляют калькуляцию на каждый вид изделия, ее проверяет и утверждает заведующий производством (Приложение 5).

  Бригадир на основании  задания получает на сладе  необходимое сырье для изготовления продукции на смену. Затем сырье непосредственно передается в цех для изготовления продукции. После уже готовая продукция поступает на склад, где ее реализуют.

В бухгалтерии ООО «Исеть» при отпуске сырья в производство составляют следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 10 – на сумму материалов, отпущенных в производство на изготовление продукции.

Дебет 43 Кредит 20 – оприходована готовая продукция на склад по фактической себестоимости.

При отпуске сырья в производство, его учитывают по средней себестоимости. На примере муки произведем расчет ее себестоимости.

В ООО «Исеть» при производстве хлебобулочных изделий используют разные сорта муки. Для примера возьмем муку первого сорта и рассчитаем среднюю себестоимость израсходованного сырья за февраль 2009 года.

В течение месяца на предприятие производились поставки муки. 02.02.2009 года было поставлено, а затем израсходовано 20 тонн муки первого сорта по цене 9 рублей 10 копеек за килограмм. 15.02.2009 года – 25 тонн муки первого сорта по цене 9 рублей 20 копеек за килограмм. 25.02.2009 года – 20 тонн муки первого сорта по цене 9 рублей 05 копеек за килограмм, но израсходовано 10 тонн. Остаток на начало февраля составлял 2 тонны по цене 9 рублей 10 копеек за килограмм. Учетная цена 1 килограмма 9 рублей 8 копеек.

По учетным ценам израсходовано:

Остаток на начало месяца: 2 000 * 9,08 = 18 160 рублей

Поставка от 02.02.2009 года: 20 000 * 9,08 = 181 600 рублей

Поставка от 15.02.2009 года: 25 000 * 9,08 = 227 000 рублей

Поставка от 25.02.2009 года: 10 000 * 9,08 = 90 800 рублей

Себестоимость по учетным ценам: 18 160 + 181 600 + 227 000 + 90 800 = 517 560 рублей.

Методом средней себестоимости определим себестоимость израсходованной муки.

Остаток на начало месяца: 2 000 * 9,10 = 18 200 рублей

Поставка от 02.02.2009 года: 20 000 * 9,10 = 182 200 рублей

Поставка от 15.02.2009 года: 25 000 * 9,20 = 230 000 рублей

Поставка от 25.02.2009 года: 10 000 * 9,05 = 90 500 рублей

Средняя себестоимость: 18 200 + 182 200 + 230 000 + 90 500 = 520 700 рублей.

Найдем отклонение: 520 700 – 517 560 = 3 140 рублей.

Остаток на коней месяца: 2 000 + 20 000 + 25 000 + 20 000 – 2 000 – 20 000 – 25 000 – 10 000 = 10 000 кг.

При этом в бухгалтерии составляют следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 10 – израсходовано сырье для производства.

Определяют отклонение фактической себестоимости от учетной.

Дебет 20 кредит 16 – списано отклонение израсходованного сырья.

Информация о работе Анализ материалоемкости, ее влияние на выпуск продукции