Анализ затрат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
Все компании стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижения затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия…………………….6
1.2 Анализ затрат на предприятии…………………………………...…..12
1.3 Резервы снижения затрат…………………………………..…………19
II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «ГУРМАН»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Гурман»………………………...….23
2.2 Анализ динамики затрат ОАО «Гурман»…………………………...25
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции рентабельности продукции ОАО «Гурман»………………………………………………..…….28
2.4 Рентабельность продукции……………………………….…………..30
2.4 Мероприятия по снижению затрат ОАО «Гурман»………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

основы анализа финансовой отчетности.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100%, деленная на полную себестоимость реализованной продукции.

В числителе этой формулы может быть также использован показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции.

В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.

Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:

  • от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
  • изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
  • изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.

 

Предприятиям необходимо тщательно продумать, какие методы учета затрат нужно использовать.

Таким образом, рассмотрев теоретические и методологические основы анализа затрат на предприятии, рассмотрим практику анализа затрат предприятия на примере ОАО «Гурман» в 2010 – 2011 гг.

 

1.3 Резервы снижения  затрат.

Одной из задач анализа себестоимости продукции является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация  внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение прибыли, а, следовательно, и повышение эффективности производства в целом.  [22, с.226]

Снижение издержек производства в настоящее время обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.

Факторы, обусловливающие фактическое снижение издержек производства, можно представить в виде следующего перечня:

1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение  издержек может произойти в  результате изменения в организации  производства, формах и методах  труда при развитии специализации  производства, совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально- технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества продукции.

4. Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается: изменение  состава и качества сырья; изменение  продуктивности месторождений; объемов  подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение  новых цехов, производственных единиц  и производств, подготовка и освоение  производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

Меры по снижению постоянных затрат: 
 
1.     Сокращение коммерческих и административных расходов; 
 
2.     Наиболее полная загрузка активов; 
 
3.     Сокращение объема потребления коммерческих услуг; 
 
4.     Продажа неиспользуемых оборотных и нематериальных активов. 
 
Меры по снижению переменных затрат: 
 
1.      Снижение численности работников основного и вспомогательного производств за счет роста производительности труда; 
 
2.     Переход от сдельной заработной платы к повременной; 
 
3.     Сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции; 
 
4.     Внедрение ресурсосберегающих технологий;

 
5.     Замена материалов на более дешевые;

Исходя из перечисленных методов и мер по снижению затрат и себестоимости можно сказать что, значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов.   
 
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «ГУРМАН».

2.1 Краткая характеристика ОАО  «Гурман»

ОАО «Гурман» г. Рубцовск является частью крупной Агропромышленной компании, выпускающей муку всех сортов, макароны, крупы, подсолнечное масло, комбикорма.

Полное наименование – Открытое акционерное общество «Гурман»сокращенное ОАО «Гурман»

Местонахождения – 658203, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Кондратюка, 4.

Общество основано с целью извлечения прибыли.

Основные виды деятельности ОАО «Гурман»

- производство и реализация: муки, круп, комбикормов, хлеба, растительного  масла, макарон, других товаров народного  потребления;

- очистка, сушка, хранение и перевалка  зерна и зернопродуктов;

-внешнеэкономическая и инвестиционная  деятельность на Территории России и других государств;

- сельскохозяйственная деятельность;

Учредительным документом предприятия является Устав, утвержденный Общим собранием акционеров.

ОАО «Гурман» являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

ОАО «Гурман» основан 19 декабря 1932 г. В настоящее время ОАО «Гурман» - одно из ведущих предприятий в России по производству хлебопекарной и макаронной муки, макаронных и хлебобулочных изделий, круп, растительного масла и комбикормов. ОАО «Гурман»- это высокотехнологичное производство, на 75% укомплектованное импортным оборудованием. На предприятии завершена диверсификация производства с глубокой переработкой полученной муки и крупки в хлебобулочные и макаронные изделия.

Продукция ОАО «Гурман»многократно была удостоена наград. В 2008 г.: Конкурс Американо-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food - For best healthy and quality product» (мука хлебопекарная высший сорт); Конкурс Американо-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food - For best healthy and quality product» (масло подсолнечное нерафинированное); Конкурс Американо-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food - For best healthy and quality product» (макароны группы "В"); Конкурс «Экологически чистая (натуральная) и безопасная продукция»(макароны группы "В", мука хлебопекарная высший сорт, масло подсолнечное нерафинированное); Диплом 1 степени в номинации «Алтайская Нива» ХIV международной агропромышленной выставки «Алтайская Нива – 2008» за высокое качество масла подсолнечного высшего сорта нерафинированного. Диплом 1 степени в номинации «Продукция зернопереработки» за производство макаронных изделий высшего сорта группы В стабильно высокого качества в номинации «Продукция зернопереработки».

Основными поставщиками сырья являются СПК и КФХ Алтайского края. Основными направлениями сбыта продукции являются: Алтайский край, Дальний Восток, Урал, Европейская часть России, а также часть продукции направляется на экспорт.

Тип организационной структуры управления ОАО «Гурман» - линейно-функциональная.

Она предусматривает такое разделение управленческого труда, при котором линейные руководители осуществляют непосредственное руководство, а функциональные подразделения, подчиненные линейному руководителю, занимаются консультированием, подготовкой решений, программ и планов в рамках своих функциональных направлений.

 

Численность работников ОАО «Гурман»                                                     табл.2

показатель

2010,чел.

2011, чел.

отклонение

темп роста %

руководители

45

47

2

104,44

специалисты

123

112

-11

91,06

рабочие

281

287

6

102,14

итого

449

446

-3

99,33


 

Вывод: по данным таблицы видно, что численность персонала уменьшилась на 3 человека, а темп роста уменьшился на 0,67.

 

Объем реализации.                                                                                         табл.3

показатель

2010 тыс.руб.

2011 тыс.руб.

отклонение

мука

543 163

683 671

140 508

крупа

22 760

27 273

4 513

комбикорма

99 865

153 872

54 007

макароны

3 232

51 045

47 813

хлеб

3 232

3 777

545

масло

1 077

1 750

673

итого

673 399

921 390

247 991


 

Вывод: произошло увеличение реализации продукции в целом на 247 991 тыс.руб. Что говорит об эффективности работы предприятия и об увеличении выручки.

2.2 Анализ состава, структуры и динамики затрат.

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. 

Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. 

Представим анализ структуры затрат в виде таблицы:

 

Структура затрат.                                                                                           табл.4

вид затрат

тыс. руб.

 

2010год

сумма

2011год    

структура

 

отклонение

2011 год 

2010год      

2011год

оплата труда

1733

1 500

-233

33,57

27,49

-6,08

соц.отчисления

514

450

-64

9,96

8,25

-1,71

мат.затраты

2 640

2 850

210

51,14

52,24

1,1

амортизация

70

75

5

1,36

1,37

0,01

прочее

205

581

376

3,97

10,65

6,68

полная с/с

5 162

5 456

294

100

100

-

в т.ч. перем.расх.

2 000

4 300

2 300

40,68

78,81

38,13

ВП

60 000

80 000

20 000

-

-

-

Информация о работе Анализ затрат на предприятии