Анализ затрат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
Все компании стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижения затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия…………………….6
1.2 Анализ затрат на предприятии…………………………………...…..12
1.3 Резервы снижения затрат…………………………………..…………19
II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «ГУРМАН»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Гурман»………………………...….23
2.2 Анализ динамики затрат ОАО «Гурман»…………………………...25
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции рентабельности продукции ОАО «Гурман»………………………………………………..…….28
2.4 Рентабельность продукции……………………………….…………..30
2.4 Мероприятия по снижению затрат ОАО «Гурман»………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

основы анализа финансовой отчетности.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

3) факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой продукции - учитывают влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость.

4) народно-хозяйственные факторы - определяют влияние на себестоимость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др.

Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам. 
 
1) По содержанию выделяют технические и технологические факторы. К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда. 
 
К технологическим – изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости. 
 
2) По времени возникновения выделяют планируемые и внезапные факторы. Предприятие может планировать следующие мероприятия – ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию. К внезапным (не планируемым) факторам относятся производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие. 
 
3) По месту возникновения факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия). На себестоимость продукции независимо от предприятия может повлиять экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла. 
4) По назначению выделяют основные и второстепенные факторы. Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, например, мясоперерабатывающее предприятие, то к основным можно отнести следующие факторы: цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда. В меньшей степени на себестоимость продукции повлияет структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих.

 

1.2 Анализ затрат на  предприятии.

Перейдем к изучению анализа расходов на производство и реализацию продукции на предприятии.

Целью анализа расходов на производство отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие:

1.      Изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции.

2.      Оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике.

3.      Сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей.

4.      Исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию.

5.      Изучает показатели вклада на покрытие запаса финансовой прочности и операционного рычага.

6.      Оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты – с плановой сметой.

7.      Определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода.

8.      Устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.) [15, с. 636].

При анализе используются методы горизонтального и вертикального сравнения. В ходе горизонтального сравнения фактические данные по общей сумме затрат, а так же в разрезе отдельных составляющих сопоставляются с планируемыми показателями или данными предшествующих периодов. В ходе вертикального сравнения определяют удельный вес или долю каждой составляющей в общей сумме затрат и выявляют структурные изменения.

Каждое предприятие выполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают темпы изменения ее величины для того, чтобы выявить затраты, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем.

При рассмотрении структуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости.  [ 11, с. 314]

Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имели бы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предполагаемым расширением предприятия и др.

Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям.

Планирование и учет себестоимости на предприятии ведут по элементам затрат и статьям калькулирования.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

 

Основные статьи калькуляции:

    1. Сырье и материалы (за вычетом отходов).
    2. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
    3. Топливо и энергия на технологические цели.
    4. Основная заработная плата производственных рабочих.
    5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
    6. Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог).
    7. Расходы на подготовку и освоение производства.
    8. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения.
    9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
    10. Общепроизводственные расходы.
    11. Общехозяйственные расходы.
    12. Потери от брака (технологически неустранимого).
    13. Прочие производственные расходы.

Итого производственная себестоимость.

           14. Внепроизводственные расходы.

          Итого полная себестоимость.

Совокупность данных статей составляют полную производственную себестоимость.

Деление затрат по статьям калькуляции указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы.

Деление затрат по экономическим элементам определенно ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

-материальные  затраты

затраты на оплату труда и отчисления

-амортизация

прочие затраты

Анализ затрат в разрезе экономических элементов дает возможность оценить изменения  в организации производства, установить влияние технического процесса на структуру затрат, а также рассчитать и проанализировать такие важные показатели как материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость.

Анализ безубыточности.

Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, расходами и прибылью в течение короткого периода, когда производство продукции предприятия ограничено уровнем имеющихся в настоящее время производственных мощностей.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который удобен тем, что имеет свойство универсальности – может рассчитаться в любой отрасли производства и, кроме того, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Исчисляется он относительно общей суммы затрат на производство и реализацию продукции в действующих ценах.

Анализ затрат на рубль товарной продукции.

Анализ затрат на рубль товарной продукции начинают с использования методов сравнения. Сравнение фактических значений показателя с плановым позволяет дать оценку степени выполнения плана по снижению затрат на рубль товарной продукции. Сравнение фактических значений показателя с данными предыдущих периодов позволяет проследить его динамику, а также результативность мер по снижению себестоимости, принятых в предшествующем периоде.

Изменения показателя происходят под влиянием как объективных, так и субъективных, как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относят: изменение спроса на продукцию, изменение цен на потребляемое сырье, изменение цены на продукцию и т.п. К внутренним: изменение качества продукции, изменение структуры и ассортимента выпуска, изменение уровня ресурсоемкости продукции и т.п. [20, c. 234]

Важным моментом является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота), себестоимости и прибыли, потому что необходимым условием получения прибыли является уровень развития производства, обеспечивающий превышение выручки от реализации над затратами на производство и сбыт.

Степень реагирования издержек производства на изменение объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат, который выражается по формуле:

 

K = DS / DN,

K –  коэффициент реагирования затрат  на изменение объема производства;

DS –  изменение затрат за период,  %;

DN –  изменение объема производства, %.

В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации, которые перечислены в следующей таблице:

Типовые хоз. оперции                                                                       табл.1

Значение коэффициента реагирования затрат

Характер затрат

К = 0

Постоянные

0 < К < 1

Дигрессивные

К = 1

Пропорциональные

К > 1

Прогрессивные




  

 

 

 

 

 

[22, c. 245]

Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

Y= А + bX,

где Y –  совокупные затраты, руб.; А – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b – переменные затраты в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Наиболее оптимальное значение коэффициента-0 < К < 1, т.е. затраты не должны превышать объем производства.

Анализ уровня рентабельности производства.

Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом. 

Информация о работе Анализ затрат на предприятии