Анализ взаимосвязи затрат и выручки предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:56, контрольная работа

Краткое описание

Одним из самых важнейших условий получения прибыли в требуемом размере для целей расширенного воспроизводства является планирование прибыли. Определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей - важнейшая цель планирования прибыли. Правильное планирование объёма прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Содержание

Введение
1. Планирование прибыли организаций. Методы планирования, их
достоинства и недостатки
2. Взаимосвязь выручки, затрат и прибыли, анализ безубыточности. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж
3. Система и принципы распределения и использования прибыли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы организаций (предприятий) - копия.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

                                       

Содержание

Введение

1. Планирование прибыли  организаций. Методы планирования, их 

достоинства и недостатки

2. Взаимосвязь выручки,  затрат и прибыли, анализ безубыточности. Точка безубыточности, запас финансовой  прочности, производственный леверидж

3. Система и принципы  распределения и использования  прибыли

Заключение

Список литературы

                                                 Введение

Прибыль - источник финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.

Одним из самых важнейших  условий получения прибыли в  требуемом размере для целей  расширенного воспроизводства является планирование прибыли. Определение  возможностей предприятия в финансировании своих потребностей - важнейшая цель планирования прибыли. Правильное планирование объёма прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Исследуя нормативно-правовые акты, посвященные данному вопросу, можно увидеть, что законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда. Распределение оставшейся чистой прибыли является прерогативой непосредственно организации (предприятия).

1. Планирование прибыли организаций.  Методы 

планирования, их достоинства и  недостатки.

Как экономическая  категория прибыль характеризует  финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятий. Прибыль  является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Тем не менее, постепенный  рост объема производства в отраслях экономики способствует улучшению  экономических показателей деятельности предприятий и организаций, а следовательно, позитивным изменениям в динамике прибыли.

За 2002 г. объем прибыли  в экономике (сумма прибыли за вычетом суммы убытков) составил 923,3 млрд. руб. в фактически действовавших  ценах. Это на 28% выше аналогичных  данных за 1999 г.

В промышленности за тот же период было получено прибыли (за вычетом убытков) 443,7 млрд. руб., что  на 5% ниже уровня 1999 г

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

Планирование  прибыли - составная часть финансового планирования. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется  на год в рамках текущего финансового  плана. Но сложившаяся в стране ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы  по прибыли по кварталам. Поскольку  планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку  внесения их в бюджет, то составление  квартальных планов становится необходимым.

Важнейшая цель планирования прибыли - определение возможностей предприятия в финансировании своих  потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль  от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета  служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Планируется прибыль  раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных средств и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции.

Метод прямого  счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется  по формуле:

П= (ВЧЦ)- (ВЧС),

где Л -- плановая прибыль; В-- выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц -- цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С -- полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли  предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого  счета.

Исходные данные:

фирма выпустит в  плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции; оптовая цена за единицу (без НДС  и акцизов) -- 15 тыс. руб.; производственная себестоимость по отчету за истекший год -- 10 тыс. руб.; в плановом году снижение производственной себестоимости готовой  продукции должно составить 5%; расходы  по реализации продукции -- 0,5% реализуемой  продукции по производственной себестоимости; остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года -- 1500 ед., на конец планового года -- 500 ед.

Прежде всего, определим  остаток готовой продукции и  товаров, отгруженных на начало планового года по производственной себестоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб.х1500 ед. = 15 млн. руб.

Производственная  себестоимость единицы продукции  в плановом году составит 9,5 тыс. руб. (10х95:100), тогда объем товарной продукции  в плановом году по производственной себестоимости определится в сумме 285 млн. руб. (9,5 х 30 000).

Остаток готовой  продукции и товаров, отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 х 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 - 4750).

Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестоимости, следует исчислить величину расходов по реализации продукции: (295 250х0,5:100) = 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реализации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250 + 1476,25).

Объем реализации в  натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 - 500), а в оптовых ценах -- 465 млн. руб. (15x31 000).

При этих условиях прибыль от реализации продукции в плановом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 - 296 726,25).

Расчет прибыли  методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов, на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод используется при большом ассортименте выпускаемой продукции и незначительных его изменениях, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Исчисление прибыли  аналитическим методом состоит  из трех последовательных этапов:

а) определение базовой  рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период. Базовая рентабельность Ро:

Ро = (По : ПСтп) Ч 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); ПСтп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния  на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

План по прибыли  на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших  к концу года. Поэтому если в  течение истекшего года имели  место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.

Преимущество этого  метода состоит в том, что он позволяет  определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии  стабильных условий хозяйствования.

Однако при аналитическом  методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для  этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка.

После определения  точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта  операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности (о точке безубыточности и эффекте производственного рычага в следующем разделе).

Максимизация прибыли  путем определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает  возможность предпринимателям планировать  на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.

2. Взаимосвязь выручки, затрат  и прибыли, анализ 

безубыточности. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.

Важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение поступлений денежных средств по сравнению с платежами. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

В процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной  продукции (работ, услуг). Результатом  ее реализации является выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат и выручки предприятия