Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Для эффективного управления человеческим капиталом в компании необходима продуманная система развития персонала, включающая в себя различные программы обучения, тренинги и семинары.
Аудит развития персонала – это выявление и оценка личностного потенциала развития сотрудников, а также оценка соответствия уровня развития сотрудников корпоративной культуре и ценностям компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проведения аудита обучения персонала 5
1.1 Понятие аудита персонала, его цели и функции 5
1.2 Основные параметры аудита персонала 7
1.3 Методы, классификация типов, этапы аудита 10
1.4 Сущность процесса профессионального развития 12
1.5 Процесс проведения аудита развития персонала, его цели и задачи 14
2. Проведение аудита системы обучения персонала на примере ЗАО «Продис» 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Продис» 18
2.2 Обобщение результатов исследования 19
3. Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис» 23
3.1 Этапы проведения аудита в ЗАО «Продис» 23
3.2 Рекомендации по проведению аудита на предприятии ЗАО «Продис» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая аудит развития персонала.docx

— 111.01 Кб (Скачать файл)

На этапе обработки  и анализа информации полученная в ходе проверки информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и прочих форм представления данных, удобных для  оценки, и вводится в ЭВМ; на этом же этапе по разработанному алгоритму  осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем  сравнения с аналогичными особо  преуспевающими организациями, научно обоснованными нормами и нормативами, путем применения методов экспертной оценки, ФСА и др.

На заключительном этапе - этапе обобщения и представления  оценочных результатов, выводов  и рекомендаций - готовится итоговый материал, включающий, как правило, отчет о результатах аудиторской  проверки. В отчете могут быть рассмотрены  различные пути совершенствования  управления персоналом, включая внедрение  новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения по модификации существующих процедур управления, совершенствованию  документации, уточнения. На этом же этапе  осуществляется оценка результативности аудита персонала, заключающаяся прежде всего в социально-экономической и социально-психологической эффективности разработанных по итогам проведения аудиторской проверки мероприятий по рационализации организации труда персонала, а также по совершенствованию деятельности кадровой службы организации.

Таким образом, аудит персонала, особенно в условиях рыночной экономики, позволяет повысить прибыльность организации  за счет выявления внутриорганизационных  резервов повышения эффективности  и производительности персонала  организации.

1.4 Сущность процесса профессионального развития

Развитие персонала –  комплекс мероприятий, обеспечивающих соответствие сотрудника перспективным  задачам компании.

Среди основных факторов, иллюстрирующих важность нeпрерывного образования, могут быть выделены следующие.

1. Внедрение новой техники,  технологии, производство современных  товаров, рост коммуникативных  возможностей создают условия  для ликвидации или изменения  некоторых видов работ.

В связи с этим необходимая  квалификация не может быть гарантирована  базовым образованием.

2. Мир превращается в  рынок без границ с высоким  уровнем конкуренции между странами.

Страны, имеющие современную  систему инженерного и управленческого  высшего образования и программы  непрерывного образования, лидируют в  условиях этой конкуренции. Они тем  самым имеют возможность в  кратчайшие сроки ответить на любой  «вызов» повышением производительности инженерного и управленческого  труда.

3. Изменения во всех  областях жизни — главный элемент  современности.

Непрерывные и быстрые  изменения в технологии и информатике  требуют непрерывного обучения персонала.

4. Более эффективным и  экономичным для фирмы является  повышение отдачи от уже работающих  сотрудников на основе их непрерывного  обучения, чем привлечение новых  работников.

Процесс профессионального  развития в зависимости от технологии, принятой в организации, может проходить  по принципиально разным схемам:

1) организация может быть  заинтересована в специализации  своих сотрудников, требуя от  них углубления своих знаний  и навыков в конкретных направлениях  деятельности - этот показатель может  быть принят за нулевую точку  шкалы профессионального развития;

2) организация может быть  заинтересована в развитии профессионализма  персонала, повышении его способности  работать в разных областях, умении  менять сферу деятельности, работать  на стыке нескольких новых  направлений, т.е. развитии универсализма  сотрудников — этот показатель может быть принять за максимальный показатель шкалы профессионального развития;

3) в организации может  идти процесс депрофессионализации, потери профессиональных навыков и профессиональной этики, которые характерны для «люмпенизирующихся» сотрудников - этот показатель может стать негативным полюсом шкалы профессионального развития.

Для того чтобы оценить  преобладающие тенденции в области  кадровых процессов, необходимо проанализировать следующие индикаторы процессов  профессионализации:

- преобладание специализации  или универсализации;

- баланс между технологичностью  и креативностью, т.е. использованием описанных и формализованных способов решения задач или необходимостью выработки новых, творческих решений сложных проблем, не имеющих стандартных вариантов их решений;

- способы взаимодействия  различных исполнителей в ходе  трудового процесса, который может  происходить на основаниях либо  кооперации, либо конкуренции.

1.5 Процесс проведения аудита развития персонала, его цели и задачи

Аудит развития персонала - это  проведение оценки развития персонала  на основе использования современных  кадровых технологий.

Цели проведения аудита развития персонала:

1. Оценка развития человеческого  потенциала компании и формирование  оптимальной управленческой команды.

2. Выявление функциональных  и перспективных для компании  сотрудников и формирование программ  личного развития.

3. Выявление тех, с кем  «не по пути», и определение  стратегии выведения человека  из компании.

4. Оценка уровня удовлетворенности  и лояльности сотрудников.

5. Контроль психологической  динамики на предприятии.

Аудит развития персонала  включает:

  1. Анализ особенностей управленческой деятельности в области развития персонала.
  2. Выявление сильных и слабых сторон в управлении развитием персоналом.
  3. Ранжирование проблем управления развитием персоналом.
  4. Адаптация процедур оценки к условиям организации и разработка дополнительных процедур оценки, имитирующих важные аспекты деятельности компании.
  5. Осуществление оценки личностно-деловых и профессиональных качеств важных для руководителей высшего и среднего звена управления.

Основные задачи:

  1. Повышение качества решений, принимаемых при распределении функциональных обязанностей сотрудников.
  2. Решение проблемы совместимости:

- при кадровых перемещениях;

- при формировании управленческих  команд.

  1. Обеспечение эффективной деятельности сотрудников, как в условиях стабильности, так и в условиях организационных изменений.
  2. Планирование целенаправленного развития персонала, включая обучение и переподготовку персонала.
  3. Формирование кадрового резерва и планирование карьеры сотрудников.

Достоверность результатов  обеспечена следующими принципами:

Уникальность - для каждой организации разрабатывается свой, адаптированный набор оцениваемых  качеств (с учетом их приоритетов) и  методов оценки.

Дискретность - этап сбора  информации по времени отделен от этапа оценки участников.

В ходе аудита развития персонала  проводится исследование в двух направлениях:

1) ресурсы личности:

- интеллектуальный потенциал,

- психофизический потенциал,

- эмоциональный интеллект,

- уровень автономности  и ответственность,

- ценности и мотивационная  сфера и др.

2) текущее состояние развития персонала в организации.

При проведении аудита используется профессиональный инструментарий:

- анализ исторической  биографии;

- проективное интервью;

- проективные тестовые  методики.

В зависимости от специфики  ситуации и конкретных задач в  исследование могут быть включены дополнительные аспекты.

Этапы проведения аудита развития персонала:

- проведение индивидуального  исследования (интервью, тестирование);

- анализ и подготовка  заключения;

- обратная связь для  руководителя;

- индивидуальная обратная  связь для сотрудника.

Главной, глобальной целью  аудита развития персонала является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.

В практике менеджмента аудит  развития персонала является, с одной  стороны, способом наблюдения подобно  финансовому или бухгалтерскому аудиту, а с другой - инструментом управления, который позволяет решить проблему развития персонала.

Основными критериями аудита эффективности системы обучения персонала являются:

- полнота реализации плана  обучения персонала;

- количество сотрудников,  прошедших подготовку и успешно  сдавших итоговые тесты;

- качество проведенного  обучения.

Для аудита качества проведенного обучения проводятся следующие процедуры:

- сбор обратной связи  от участников обучения;

- оценка изменений результатов  работы обученных сотрудников  их непосредственным руководителем;

- расчет изменений бизнес-показателей.

Целесообразность применения оценочных процедур определяется в  каждом отдельном случае.

Отчет о результатах обучения персонала предоставляется в  общей системе отчетности о деятельности по развитию персонала.

 

 

2. Проведение  аудита системы обучения персонала на примере ЗАО «Продис»

2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Продис»

Многие работники желают со временем улучшить свое положение  в компании: рассчитывают на повышение  зарплаты, получение новой должности - одним словом, стремятся вырасти.

Производственно-дистрибьюторская компания «Продис» представляет на дальневосточном рынке такие бренды, как «Михайловский бройлер» и заморзка «Prodis». Она состоит из трех основных подразделений: центрального офиса, складских помещений с автопарком и сбытовой сети. Филиалы и представительства сбытовой сети расположены в Приморском крае, ЕАО и Хабаровском крае.

Компания, имея разветвленную  структуру, предполагала большие возможности  для развития каждого сотрудника. Чтобы эту возможность реализовать, два года назад был создан отдел  обучения и развития.

Для того чтобы было удобнее  выстраивать систему развития, весь персонал разделили на пять категорий (в соответствии со структурой компании и должностями сотрудников). Каждой категории присвоили условные буквенные  обозначения (табл. 1).

 

 

Таблица 2.1. Категории сотрудников компании

Категории персонала

Должности, буквенные обозначения  должностей

1

Правление

Генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор

А

2

Руководители управлений.

Главный бухгалтер, начальник юридической  службы, управляющие продажами

АБ

Заместители руководителей

3

Руководители подразделений (средний  управленческий персонал)

Начальники отделов, главные специалисты

Б

4

Специалисты и исполнители

Менеджеры

Менеджеры, супервайзеры, мастера цехов

БА

 

Младший персонал

Специалисты, торговые представители, секретари

ББ

5

Рабочие и обслуживающий

Рабочие, водители, курьеры

В

персонал


 

2.2 Обобщение результатов исследования

Прежде всего, в компании уделяют внимание обучению и ротации сотрудников.

Еще на этапе подбора многие кандидаты задумываются, будет ли у них в этой компании возможность  расти профессионально и продвигаться по служебной лестнице. Это часто  становится причиной выбора стартовой  должности, такой, например, как мерчендайзер или торговый представитель. Эти позиции не очень высоко оплачиваются и не обладают статусной привлекательностью, однако многие начинают свою карьеру в большой компании именно с них.

Специалисты по подбору персонала  на этапе собеседования фиксируют  информацию о карьерных и профессиональных планах кандидата и передают полученные данные в отдел обучения и развития.

Важно, чтобы обучение проходило  своевременно: в ситуации, когда  работнику действительно не хватает  каких-то знаний для более качественного  выполнения своих обязанностей, или  в случае, когда вы планируете повысить сотрудника в должности. Только при таком подходе затраты на обучение будут оправданы.

Для того чтобы определить, кто из сотрудников компании на данный момент нуждается в обучении, регулярно  проводятся опросы, исследования.

Выслушиваются предложения  по обучению и развитию от самих  сотрудников. Бывает, что работник ощущает  нехватку знаний в какой-то сфере.

Кроме того, проводится обучение сотрудников, ориентируясь на рекомендации и пожелания руководителей подразделений, членов правления. Например, если коммерческий директор после своей поездки  по филиалам и представительствам компании выявил низкий уровень эффективности  персонала по какому-либо показателю, он составляет заявку, в которой  описывает недостатки в работе подчиненных, а также перечисляет те знания и навыки, которым их стоит обучить, чтобы исправить ситуацию. В соответствии с заявкой составляется программа  обучения, включающая исследование причин и устранение недостатков в работе персонала.

Обучение сотрудников  компании можно разделить на три  группы: внешнее обучение, внутреннее обучение и наставничество.

Под внешним обучением  подразумевается все, что осуществляется силами компаний, предоставляющих услуги по обучению персонала. У привлеченных тренеров обучаются сотрудники категорий А, АБ, Б, то есть высшее руководство компании, а также те работники, которые нуждаются в узкоспециальных знаниях. Уровень этого обучения может быть разным: от краткосрочных курсов до высшего или второго высшего образования, обучения в аспирантуре или по программе МВА.

Внутреннее обучение, которое  проводят сотрудники отдела обучения и развития персонала, ориентировано  на средний управленческий персонал и специалистов категории Б, БА, ББ. Занятия, которые проводят тренинг-менеджеры нашей компании, направлены не только на передачу знаний и формирование умений и навыков. С помощью внутреннего обучения решаются задачи командообразования и повышения лояльности. Обучение проводится в форме специально организованных тренингов, посвященных самым разнообразным темам, например, тайм-менеджменту, техникам продаж, умению общаться с клиентами и т. п.

Информация о работе Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис»