Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Для эффективного управления человеческим капиталом в компании необходима продуманная система развития персонала, включающая в себя различные программы обучения, тренинги и семинары.
Аудит развития персонала – это выявление и оценка личностного потенциала развития сотрудников, а также оценка соответствия уровня развития сотрудников корпоративной культуре и ценностям компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проведения аудита обучения персонала 5
1.1 Понятие аудита персонала, его цели и функции 5
1.2 Основные параметры аудита персонала 7
1.3 Методы, классификация типов, этапы аудита 10
1.4 Сущность процесса профессионального развития 12
1.5 Процесс проведения аудита развития персонала, его цели и задачи 14
2. Проведение аудита системы обучения персонала на примере ЗАО «Продис» 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Продис» 18
2.2 Обобщение результатов исследования 19
3. Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис» 23
3.1 Этапы проведения аудита в ЗАО «Продис» 23
3.2 Рекомендации по проведению аудита на предприятии ЗАО «Продис» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая аудит развития персонала.docx

— 111.01 Кб (Скачать файл)

Кроме внешнего и внутреннего  обучения в компании действует система  наставничества, с помощью которой  мы передаем простейшие профессиональные навыки сотрудникам категорий ББ и В непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения проводится руководителями сотрудников или их более опытными коллегами. Выступая в роли наставников, сотрудники компании, с одной стороны, повышают свой профессиональный уровень, а с другой - делятся своими знаниями с другими сотрудниками. Таким образом, должности наставников не меняются, но функционал, уровень ответственности, а также заработная плата растут.

В компании существует иерархия должностей. Чем выше позицию занимает сотрудник, тем больше полномочий он имеет и соответственно тем большим  объемом знаний, навыков и умений он должен владеть. Соответственно, если сотрудник относится к категориям АБ или Б, его квалификация значительно выше, чем квалификация сотрудников категорий БА и ББ. Достигая более высокого профессионального уровня и подтверждая это в процедуре оценки персонала, каждый сотрудник имеет возможность расти и развиваться в компании.

 

Таблица 2.2. Система обучения

Вид обучения

Получаемые знания, умения, навыки

Категории сотрудников

Инициаторы обучения

Внешнее обучение

(в учебных центрах,  вузах и пр.)

Узкоспециальные знания в области  финансов, маркетинга, управления качеством, стандарты ИСО 9000; второе высшее образование, МВА и др.

А, АБ, Б

Отдел обучения и развития, сами работники

Внутреннее обучение (в специальных  аудиториях внутри компании)

Коммуникативные, управленческие навыки, навыки командообразования, работа с возражениями и др.

Б, БА, ББ

Непосредственные руководители работников, отдел обучения и развития, сами работники

Наставничество (обучение на рабочем  месте)

Корпоративные стандарты, простейшие техники  продаж и др.

ББ, В

Непосредственные руководители работников, отдел обучения и развития


 

Реальную возможность  карьерного роста дает ротация кадров. Иными словами, если предполагается, что через некоторое время  в компании освободится одна из должностей категории АБ или Б, то соискатели выбираются из числа перспективных сотрудников компании категории БА: торговый представитель может стать тренером по продажам или руководителем отдела продаж, супервайзер из г. Волгограда - управляющим региональными продажами в г. Москве и т. д.

 

3. Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис»

3.1 Этапы проведения  аудита в ЗАО «Продис»

Аудит системы корпоративного обучения в ЗАО «Продис» представляет собой комплексную технологию, которая состоит из 5 шагов: на каждом из них важно учесть возможные трудности и нюансы.

 

Шаг 1. Организация проекта

1.1 Оформление заказа на проведение  аудита.

Ловушка неоправданных обещаний: пообещать заказчику автоматического увеличения доходов от обучения.

Аудит – не тренинг продаж. Его результат не прибыль, а информация о том, как обучать персонал и  саму организацию более эффективно.

Ошибка низкого полета – несогласованность процедуры с первым лицом может закрыть доступ к необходимым людям и документам.

1.2 Формирование команды проекта.

Ошибка узкого полета – не включение в команду проекта значимых фигур корпоративного учебного центра может повлечь за собой сопротивление с их стороны.

1.3 Утверждение плана работ.

 

Шаг 2. Оценка эффективности

2.1 Оценка социально-экономической  эффективности системы обучения.

В процессе оценки экономической  эффективности обучения следует  учесть следующие моменты:

О системной подоплеке.

Необходимость в аудите может  отойти на второй план, если на этапе  оценки эффективности будет принято  решение внедрять «Управление по целям», «Систему сбалансированных показателей» или «Универсальную систему показателей».

О статистике

За основу анализа эффективности  системы производственного обучения целесообразно взять показатели, которые приводит С.В. Шекшня1.

 

Показатели входной информации

Показатели выходной информации

Отработанные производительные часы

Часы профессионального  обучения

Число работников, прошедших профессиональное обучение

Доля издержек в объеме реализации (в %)

И др.

Уровень образования

Объем реализации на одного сотрудника

Объем прибыли на одного сотрудника

Добавленная стоимость за один производительный час

И др.


 

Об оценке результативности корпоративного учебного центра

Если учебный центр  или корпоративный университет  выделены в отдельное структурное подразделение, его результативность целесообразно оценить независимо.

Для этого нами разработаны 9 типов критериев

  • Эффективность;
  • Результативность;
  • Кадровая обеспеченность;
  • Методическое своеобразие;
  • Материальная обеспеченность;
  • Финансируемость;
  • И др.

 

 

Пример №1. Критерий «Кадровая обеспеченность».

 

Тип

Критерий

Описание

Кадр

Кадровая  обеспеченность

Количество  собственных преподавателей на 1000 сотрудника корпорации, чел

Кадр

Вовлеченность персонала в процессы обучения

Доля, сотрудников корпорации, участвующих  в процессе обучения персонала, партнеров  и потребителей в качестве преподавателей, наставников, инструкторов и консультантов, %

Кадр

Квалифицированность ППС

Доля  преподавателей, имеющих ученую степень  и/или международные сертификаты, в общей структуре преподавательского состава КУ, %

Кадр

Самобытность  ППС 

Средний стаж работы профессорско-преподавательского состава в качестве сотрудников  корпорации, %

И др.


 

2.2 Оценка социально-экономической  эффективности конкретных программ  обучения.

О специфике применения модели Киркпатрика

  • Как на уровне «Реакция», так и на уровне «Усвоение» целесообразно использовать относительный показатель «Доля от максимально возможного».
  • Если провести стандартизацию сырых данных, то можно будет сопоставлять результаты, как между программами обучения, так и по периодам проведения одной и той же программы.
  • Для оценки поведения обученных (3 уровень) лучше использовать бланки, чтобы непосредственные руководители более ответственно и точно оценивали наблюдаемые изменения.

О специфике формул эффективности

  • При определении изменения индивидуальной или командной выработки целесообразно учитывать показатели «чистой продукция», «нормо-часы» или «среднесписочная численность работников, т.к. натуральные показатели часто несопоставимы.
  • При затруднениях с измерением выработки можно использовать измерение индивидуальной или командной трудоемкости продукции или услуг.
  • Если невозможно посчитать эффект от высвобождения персонала вследствие повышения производительности труда, можно посчитать «условную экономию численности работающих»

О специфике коэффициентов

  • Если мы привязываем результаты обучения к общей результативности предприятия, следует вводить в формулу «коэффициент влияния» какой процент увеличения результативности вызван именно обучением. Например, в «Спортмастере» удельный вес влияния программ обучения на повышение эффективности работы составил 21%.2
  • Если мы опираемся на стоимостное выражение уровней компетентностей, как это делает «Хониуэлл»3, вводя (V – стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл.) необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться на тарифную сетку, помножая разницу в ставках разных разрядов (до и после обучения) на среднее по предприятию соотношение доход/зарплаты.

2.3 Оценка качества конкретных  программ обучения.

  • Т.к. аудит опирается в основном на анализ документов, то мы разработали критерии для количественной оценки, являющиеся, по сути, компетенциями системы профессионального обучения.
  • Результаты представляются в виде паутинчатой диаграммы, на которой реальный профиль сопоставляется с идеальным, нормальным и минимальным.

 

Пример №2. Шкала ориентированности  на эффективность программ профессионального  обучения.

 

Шкала оценки

Описание

0

После проведения программы, ее эффективность  не оценивается.

+1

После проведения программы, ее эффективность  оценивается по критериям удовлетворенности  участников (понравилось, интересно, полезно  и др.) – в ходе анализа устной и письменной обратной связи.

+2

После проведения программы, ее эффективность  оценивается по критериям усвоения соответствующих знаний (проводятся тесты, зачеты).

+3

После проведения программы, ее эффективность  оценивается по критериям изменения  рабочего поведения в ходе непосредственного  наблюдения руководителей, включенного  наблюдения, «акций таинственный покупатель»  и пр.

+4

После проведения программы, ее эффективность  оценивается по критериям изменения  рабочего поведения усвоения соответствующих  ЗУН и/или по критериям изменения рабочих показателей и поведения.

+5

После проведения программы, ее эффективность  оценивается по вкладу в достижение соответствующих целей развития организации.

+6

После оценки эффективности корректируются цели соответствующей программы  профессионального обучения.


Коэффициент ориентированности  на эффективность системы профессионального  обучения (Kbut). Рассчитывается путем суммирования и усреднения оценок по каждой программе. После этого полученное среднее сопоставляется с максимально возможным. Например, в течение года было проведено 10 программ. Средняя оценка по шкале составила 5,2. При том, что максимально возможное значение составляет 6 баллов, Kbsys=2,7/6*100=45%. Если в организации принят стандарт оценки эффективности на уровне +4, т.е. норма = 67%, то резерв повышения эффективности = 22%, за счет большего количества программ, после которых была проведена оценка эффективности и внесены соответствующие коррективы.

Шаг 3. Анализ потребностей в обучении.

  • Для анализа потребностей в обучении целесообразно опираться на РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ISO 10015:1999.
  • Для многих организаций, чтобы воспользоваться рекомендациями ИСО придется разрабатывать модели ключевых компетенций.

3.1 Анализ потребностей в организационных  изменениях.

  • Проведение экспертных интервью.
  • Сбор и анализ документации.

3.2 Анализ потребностей в обучении  персонала.

  • Сбор и анализ документации.
  • Проведение оценочных мероприятий.

Шаг 4. Выявление ресурсов эффективности.

  • В исследовании, которое мы проводили на протяжении трех лет, нам удалось собрать и систематизировать более 100 условий и конкретных методов повышения эффективности профессионального обучения и организационного научения.
  • Система факторов представляет собой следующую модель:

  • Для каждого фактора разработаны  контрольные карты, позволяющие  выявить ресурсы эффективности  на каждом уровне и на каждом этапе  организации и проведения обучения.

 

Пример №3. Контрольная карта ресурсов мотивирования

 

Этап

Проведение обучения

Организация обучения

Организация труда

Профессиональное обучение

  • В начале занятия собрана информация об ожиданиях и опасениях.
  • Сообщено о целях обучения.
  • Выяснено отношение участников к целям обучения.
  • Тренер проявляет энтузиазм, увлеченность и энергичность, заражает положительной энергией.
  • Тренер хвалит за успешное выполнение сложных заданий.
  • Цели и темы занятий согласованы с целями организации.
  • Цели и темы занятий согласованы с интересами персонала.
  • Участники заблаговременно проинформированы о целях предстоящего обучения.
  • Лучшие участники обучения поощряются грамотами.
  • Карьерный рост невозможен без повышения квалификации.
  • Повышение квалификации является основанием для выдвижения в кадровый резерв.
  • Существует система надбавок за квалификацию.
  • Непосредственные руководители приветствуют изменения в работе обученных.

Организационное научение

  • На совещаниях поощряется высказывание «безумных» идей.
  • К ошибкам относятся с юмором.
  • Ошибки являются поводом для извлечения выводов.
  • Цели организационного развития знакомы сотрудникам.
  • Документ «Видение» находится в открытом доступе.
  • Существует система отбора желающих участвовать в кружках качества или проектных группах.
  • Сдача проектов по бенчмаркингу является обязательным условием повышения квалификации.
  • Ведущим мастер-классов предоставляется возможность свободно планировать рабочий график.
  • Работники привлекаются в качестве экспертов при проведении опросов.
  • Существует система поощрений за рацпредложения.
  • Инициатива поощряется путем предоставления полномочий, а не только влечет за собой увеличение ответственности.
  • Знание миссии и ценностей обязательно для прохождения аттестации.

Корпоративное обучение

  • Обучение партнеров и потребителей проводится с учетом выявленных потребностей.
  • В ходе обучения сообщается о перспективах развития организации.
  • Установлены графики выступлений экспертов перед различными группами работников.
  • В должностных инструкциях зафиксирован как обязательный пункт об обучении подчиненных и коллег.
  • Наставничество оплачивается путем премирования.

Информация о работе Анализ аудита обучения персонала и рекомендации по улучшению на ЗАО «Продис»