Автоматизированная информационная бухгалтерская система предприятия: сущность и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Автоматизация бухгалтерского учета и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы является одной из наиболее важных задач для предприятия. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и другие многочисленные отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.

Содержание

Введение............................................................................................................
3
Теоретический вопрос № 1. Автоматизированная информационная бухгалтерская система предприятия: сущность и назначение......................
5
Теоретический вопрос № 11. Автоматизация учета готовой продукции и ее продаж............................................................................................................
10
Теоретический вопрос № 21. Зарубежные автоматизированные информационные системы учета и аудита......................................................
18
Тестовые задние.................................................................................................
29
Список литературы...............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная1.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим подробно каждый из этапов.

1. Списание затрат основного производства.

Сумма затрат, подлежащих списанию в текущем месяце, определяется как разница между дебетовым  сальдо по счету 20 "Основное производство" и остатком незавершенного производства на конец месяца. Остатки незавершенного производства на конец месяца определяются по данным инвентаризации и вносятся пользователем в документ "Незавершенное производство" (меню "Документы - Регламентные"). Никаких записей (проводок) в бухгалтерском учете этим документом не формируется, но его данные используются в дальнейшем документом "Закрытие месяца".

После этого затраты, подлежащие списанию (положительная  разница между дебетовым сальдо счета 20 "Основное производство" и величиной остатка незавершенного производства) по конкретному виду номенклатуры и подразделению, относятся:

а) в дебет счета 40 "Выпуск продукции" на соответствующий вид номенклатуры, если речь идет о затратах по выпуску готовой продукции или полуфабрикатов (которые, как и готовая продукция, в течение месяца принимаются к учету документами "Передача готовой продукции на склад");

б) в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" (90.2), также по соответствующему виду номенклатуры - для выполненных работ и оказанных услуг.

Алгоритм списания затрат со счета 20 "Основное производство" в части, приходящейся на выпуск готовой  продукции и полуфабрикатов, зависит  от установки константы "Способ учета  готовой продукции и полуфабрикатов" (меню "Операции - Константы"), которая может принимать одно из двух значений:

а) по плановой стоимости;

б) по фактической стоимости.

По умолчанию устанавливается  значение "По фактической стоимости", так как именно такой способ учета  готовой продукции и полуфабрикатов соответствует норме пункта 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Другое значение ("По плановой стоимости") оставлено в  качестве резервного для случаев, если конфигурация будет использоваться для восстановления бухгалтерского учета за 2001 год (когда ПБУ 5/01 еще не действовало, а согласно п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, готовую продукцию разрешалось отражать в балансе либо по фактической, либо по плановой производственной себестоимости. В то же время в 2001 году уже мог быть использован новый План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Если организация по отдельным видам деятельности является плательщиком единого налога на вмененный  доход (ЕНВД), то при списании себестоимости  работ (услуг) происходит распределение  между субсчетами счета 90.2 "Себестоимость  продаж" - 90.2.1 "Себестоимость продаж, не облагаемых ЕНВД" и 90.2.2 "Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД". Критерием распределения является доля выручки от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в общем объеме выручки.

Рассмотрим закрытие счета 20 "Основное производство" в случае, если готовая продукция и полуфабрикаты отражаются по фактической себестоимости.

Пример:

ООО "Пандора" занимается производством стройматериалов  и одновременно оказывает бытовые  услуги населению. Деятельность по оказанию бытовых услуг облагается ЕНВД.

В мае 2003 года была выпущена готовая продукция - 610 кв.м. покрытия для пола (расходы на производство составили 58629 руб.) и 50 комплектов стеклопакетов (расходы - 171456,25 руб.). Расходы на оказание бытовых услуг населению были произведены в размере 25654 руб. Рассмотрим закрытие счета 20 "Основное производство" в ООО "Пандора" за май 2003 года (см. рис. 1):

Рис 1. Бухгалтерская справка

 

В итоге с учетом проведения расчета будут сделаны следующие  записи:

Дебет 40/Покрытия для пола Кредит 20

58629 руб.;

Дебет 40/Стеклопакеты Кредит 20

171456,25 руб.;

Дебет 90.2.2/Бытовые услуги Кредит 20

25654 руб.;

Если же посмотреть непосредственно  на записи по дебету счета 43, сформированные документом, то они для готовой  продукции и полуфабрикатов формируются на разницу между фактической и плановой себестоимостью соответствующих изделий, поскольку в течение месяца вести иной учет, кроме как по плановой себестоимости, не представляется возможным.

То есть, если в приведенном  выше примере плановая себестоимость покрытия для пола была 61000 руб. (по 100 руб. за 1 кв. м.), а стеклопакетов - 170000 руб. (по 3400 руб. за комплект), то при проведении расчета фактической себестоимости продукции будут сформированы записи:

Дебет 43/Покрытие для пола (номенклатура) Кредит 40/Покрытия для пола (вид номенклатуры)

2371,00 (сторнирующая запись);

Дебет 43/Стеклопакеты Кредит 40/Стеклопакеты

1456,25 руб.;

Таким образом, при списании затрат основного производства можно выделить несколько моментов:

1. Для сложного производства, где результаты одних стадий (процессов, переделов) используются в качестве полуфабрикатов для других, расчет себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов выполняется последовательно: сначала рассчитывается стоимость полуфабрикатов на первой стадии производства, затем на следующей и т. д. Очередность расчета определяется автоматически.

2. Если производство имеет замкнутый  цикл (то есть, например, результаты  первого процесса используются  в качестве полуфабриката во  втором, а побочные продукты второго - наоборот, в первом), то расчет себестоимости автоматически не производится, о чем выдается соответствующее предупреждение.

3. В случае если к одному  виду номенклатуры относится  несколько номенклатурных единиц  изделий, то производится распределение фактических расходов на производство пропорционально плановой себестоимости этих изделий. Плановая себестоимость готовой продукции и полуфабрикатов отражается по кредиту счета 40 по субконто "Учетная (плановая) стоимость".

4. Для получения корректных данных не рекомендуется изменять плановую себестоимость продукции и полуфабрикатов чаще одного раза в год, хотя чисто технически имеется возможность изменить плановую себестоимость конкретной продукции или полуфабриката в любое время. Подробнее о методе учета готовой продукции по фактической себестоимости см. пункты 199 - 207 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

5. Хотя использование счета 40 при учете готовой продукции (и тем более полуфабрикатов) по фактической себестоимости не обязательно, оно технически удобно, так как в течение месяца все же используется учетная цена (плановая себестоимость) для отражения операций по движению выпущенной продукции.

2. Корректировка себестоимости.

Данная функция выполняется вместе со списанием затрат основного производства, описанным выше, ввиду необходимости расчета себестоимости многостадийных производств.

Таким образом, фактически производится расчет себестоимости по видам номенклатуры производимой продукции и последующая корректировка всех оборотов на счетах бухгалтерского учета по этому виду номенклатуры:

а) для готовой продукции - обороты по счетам 40 "Выпуск продукции", 43 "Готовая продукция" и 45 "Товары отгруженные";

б) для полуфабрикатов - обороты по счетам 40 "Выпуск продукции", 21 "Полуфабрикаты собственного производства" и 45 "Товары отгруженные".

Пример (продолжение):

Остаток стеклопакетов на складе готовой  продукции на 01.05.2003 года - 23 комплекта на сумму 74980,23 руб. В течение месяца дебетовый оборот по счету 43 - 50 комплектов на сумму 170000 руб. (по плановой себестоимости - 3400 руб. за комплект), кредитовый оборот - 65 комплектов на сумму 217174,25 руб. (скользящая средняя оценка с учетом плановой себестоимости), в том числе на реализацию списано 55 комплектов (184574,15 руб.), и 10 комплектов отгружено покупателям без перехода права собственности (Дебет 45 Кредит 43 - 32600,10 руб.).

После проведения расчета и корректировки  себестоимости готовой продукции, помимо записи по корректировке дебетового оборота счета 43 (ранее приведенная запись на сумму 1456,25 руб.), корректируются также все обороты по кредиту счета 43, с учетом средневзвешенной фактической себестоимости продукции.

Средневзвешенная себестоимость 1 комплекта стеклопакетов за май 2003 года составит: (74980,23 + 171456,25) / (23 + 50) = 3375,842 руб.

Фактическая себестоимость  реализованных стеклопакетов: 55 * 3375,842 = 185671,32. Следовательно, формируется запись:

Дебет 90.2.1 Кредит 43

1097,17 руб.

Фактическая себестоимость  стеклопакетов, отгруженных без  перехода права собственности: 10 * 3375,842 = 33758,42 руб. При корректировке формируется запись:

Дебет 45 Кредит 43

1 158,32 руб.

По аналогичному алгоритму  производится корректировка оборотов по счету 45, только там уже средневзвешенная фактическая себестоимость определяется по каждому контрагенту и договору отдельно.

При этом следует учесть, что скользящая оценка средней себестоимости, по которой происходит списание готовой продукции и полуфабрикатов в течение месяца соответствующими документами, "чувствительна" к порядку проведения этих документов, если фактическая себестоимость остатка на счете 43 (или 21) отличается от плановой себестоимости. Однако процедура расчета и корректировки себестоимости продукции и полуфабрикатов сглаживает все различия, поэтому перепроводить документы по движению продукции в течение месяца нет необходимости.

3. Списание постоянных разниц.

Списание постоянных разниц, числящихся на счете НПР.20, производится практически одновременно с расчетом фактической себестоимости готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг.

Сумма постоянных разниц, подлежащих списанию на счета НПР.43 (в части разниц, приходящихся на выпущенную готовую продукцию), НПР.21 (в части разниц, приходящихся на выпущенные полуфабрикаты), НПР.99 (в части разниц, приходящихся на выполненные работы и оказанные услуги, кроме услуг в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, - такие разницы просто списываются со счета НПР.20 без указания коррсчета), определяется по "средневзвешенной" формуле для каждого вида номенклатуры продукции, работ и услуг. То есть сумма постоянных разниц, подлежащих списанию (сальдо конечное по дебету счета НПР.20), списывается с кредита этого счета пропорционально тому, как производилось списание счета 20 по соответствующей аналитике.

 

Теоретический вопрос № 21. Зарубежные автоматизированные информационные системы учета и аудита

 

Система SAP R/3.

SAP R/3 – это ведущая  ERP система, которая показывает  двух-трехкратный рост объемов продаж, оборота и доходов на протяжении нескольких лет и демонстрирует преимущества SАР AG на рынке информационных систем для бизнеса.

Система SAP R/3 состоит  из набора прикладных модулей, которые  поддерживают различные бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального времени.

Финансы (FI). Модуль предназначен для организации основной бухгалтерской отчетности, отчетности по дебиторам, кредиторам и вспомогательной бухгалтерии. Он включает в себя: Главную книгу, Бухгалтерию дебиторов, Бухгалтерию кредиторов, Финансовое управление, Специальный регистр, Консолидацию и Информационную систему учета и отчетности.

Контроллинг (CO). Модуль обеспечивает учет затрат и прибыли предприятия и включает в себя: Учет затрат по местам их возникновения (центры затрат), Учет затрат по заказам, Учет затрат по проектам, Калькуляцию затрат, Контроль прибыльности (результатов), Контроль мест возникновения прибыли (центров прибыли), Учет выработки, Контроллинг деятельности предприятия.

Управление основными средствами (AM). Модуль предназначен для учета основных средств и управления ими. Ключевые элементы модуля: Техническое управление основными средствами, Техобслуживание и ремонт оборудования, Контроллинг инвестиций и продажа активов, Традиционный бухучет основных средств, Замена основных средств и амортизация, Управление инвестициями.

Управление  проектами (PS). Прикладной модуль PS поддерживает планирование, управление и мониторинг долгосрочных проектов с высоким уровнем сложности. Ключевые элементы прикладного модуля PS: Контроль финансовых средств и ресурсов, Контроль качества, Управление временными данными, Информационная система управления проектами, Общие модули.

Производственное  планирование (PP). Модуль используется для организации планирования и контроля производственной деятельности предприятия. Ключевые элементы прикладного модуля: Спецификации (BOM), Технологические карты, Рабочие центры (места), Планирование сбыта (SOP), Производственное планирование (MPS), Планирование потребности в материалах (MRP), Управление производством (SFC), Производственные заказы, Калькуляция затрат на изделие, Учет затрат по процессам, Серийное производство, Канбан (Just in time), Планирование непрерывного производства.

Управление  материальными потоками (MM). Модуль поддерживает функции снабжения и управления запасами, используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг, Информационная система закупок и информационная система управления запасами.

Информация о работе Автоматизированная информационная бухгалтерская система предприятия: сущность и назначение