Информационная система предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:08, лекция

Краткое описание

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 4 Информационная система предприятия.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4 Информационная система предприятия. Отличия ИС от информационных технологий. Системы поддержки принятия решений. Исполнительные ИС. Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания. Жизненный цикл информационных систем, создание и обслуживание информационных систем. Освоение, обслуживание, поддержка ИС

Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной  организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области1.

ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

Технологии  и системы

Слово технология подразумевает,  основанный на некоторых  принципах,  методах и закономерностях  процесс или совокупность действий над предметом,  сырьем,  ресурсом,  с целью получения продукта, результата или нового качества. Технология всегда есть продукт достижений в различных областях знаний и часто основана на определенных физических закономерностях. Можно говорить о технологиях проводной и беспроводной связи,  бумажной и безбумажной технологии, технологии энергосбережения и аккумулирования энергии, технологиях биоинженерии, технологии металлов и сплавов, полимеров и композитов, технологиях жизнеобеспечения человека,

технологии распознавания образов и многих других. Как правило, в понятие технология включают принципы,  методы,  закономерности,  процессы,  но не включают материальные средства и инструментарий, с помощью которых технология реализуется.

Новые технологии рождаются и становятся возможными и как сплав уже апробированных

смежных технологий.  Например,  широко распространенная технология платежных терминалов базируется на многих других технологиях –  технологии баз данных и банковских систем, технологии авторизации и  шифрования данных,  технологии мобильной связи,  технологии touch-screen интерфейса и многом другом.

Данные и  информация

С чем оперируют  информационные технологии?  Для  информационных технологий сырьем

являются  данные,  а продуктом является осмысленная информация или информационный продукт, результат:

Данные

Данные фиксируются  в форме, пригодной для последующей  обработки,  хранения, передачи –  на бумаге, магнитных, оптических, флэш носителях, перфоленте, в оперативной  памяти и пр. Данные иногда называют первичной информацией.  Данные в результате обработки и представления приобретают смысл, т.е. становятся информацией. Информация используется для принятия решения или дальнейшей переработки. Под информацией понимают любые сведения о каком-либо событии, объекте,  процессе,  являющиеся предметом восприятия,  анализа,  преобразования,  использования, передачи, хранения.

В современном  обществе информация становится ценным стратегическим ресурсом, наряду с  материальными,  энергетическими,  человеческими и другими ресурсами.  Целью использования информационной технологии является получение качественной информации  (информационного продукта, результата) и ее использование для принятия решения, выполнения осмысленных действий человеком или автоматически системой2.

Информационные технологии тесно связаны с информационными системами  (ИС),  которые являются для нее средой функционирования. Составляющими элементами информационной системы являются компьютеры,  коммуникаторы,  базы данных,  программы,  компьютерные сети,  средства связи и люди,  как системный обслуживающий персонал,  так конечные пользователи.  Конечные пользователи являются основными потребителями информации ИС.

Информационные  системы (по масштабам применения) могут  быть глобальными, локальными и персональными. 

Примерами глобальных ИС могут быть системы спутниковой  навигации GPS  и ГЛОНАС,  платежная  система Visa,  поисковый портал Yandex,  Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) за производством  и оборотом алкоголя и пр.

Локальные ИС обслуживают информационные потребности  внутри организаций,  например, корпоративная  система автоматизации предприятия Microsoft Dynamics NAV  или SAP,  интранет-портал компании,  модель компании в системе ARIS  и т.д. 

Примерами персональных ИС могут служить адресная книга и переписка в почтовой программе Microsoft Outlook, математическая модель в системе MatLab или Excel, приложение с базами данных Access и пр.

Информационную  систему в обобщенном виде можно  определить как целостный набор  организационных,  технических,  программных средств,  выполняющий сбор,  хранение,  обработку и выдачу информации,  в соответствии с заложенной в него моделью предметной области и функциональным целевым назначением.

Данные в  ИС организованы в некую систему и представляют собой абстрактную модель

реальности  –  информационную модель некоторой  предметной области реального мира.  Все изменения во времени,  происходящие в реальной предметной области,  должны динамически отображаться в  ИС с заложенной степенью детализации. Поддержка динамической информационной модели предметной области – это общее свойство информационных систем.

Все виды данных ИС вместе с лингвистическими средствами описания, поиска, интерпретации и  представления данных называют информационными ресурсами.

Классификация информационных систем

Существуют классификации  информационных систем с различных  точек зрения – 

разработчиков, системных  инженеров, пользователей. 

Классификация ИС по масштабности

применения – глобальные, локальные  и персональные – была описана выше.

По типу автоматизации информационных процессов ИС разделяют на автоматические и  автоматизированные.

Автоматические ИС

Автоматические ИС выполняют все  операции без участия человека.  Примерами могут служить:  а)  система курсовой устойчивости автомобиля ESP (Electronic Stability Program), снижающая риски заноса и опрокидывания автомобиля;  б)  системы роботизированной обработки и сборки в области промышленной автоматизации  (промышленные роботы);  в)  системы пожаротушения и многие др.

Автоматизированные ИС

Автоматизированные (полуавтоматические)  ИС предполагают участие человека в  обработке информации,  наряду с  компьютерными средствами,  выполняющими в них главную роль.  Автоматизированные ИС имеют различные модификации  и в свою очередь    могут быть классифицированы. По характеру обработки и использования информации автоматизированные ИС разделим на три крупные категории:

1. Информационно-поисковые системы  (ИПС),  выполняют функции а)  хранения больших объемов данных  в хранилищах и базах данных;  б) быстрого поиска и выдачи информации по запросу в удобном для человека виде;  в)    добавления,  удаления и изменения хранимой информации.

ИПС подразделяют на документальные,  фактографические,  библиографические  и др.  Документальные ИПС хранят данные в виде систематизированных документов с необходимой информацией.  Фактографические ИПС хранят не документы,  а    взаимосвязанные фактические сведения об объектах некоторой предметной области. Система определений, терминов, знаний и связей между фактами,  определяющая сущность фактографической ИС, называется тезаурусом. В библиографических ИПС поиск ведется по массивам библиографических описаний документов.

2. Управляющие ИС решают широкий  круг задач управления и автоматизации  предприятий и компаний.  Они также используют принцип обратной связи для управления предприятием или компанией,  но в контур управления обязательно включен человек.  Он,  во многом,  принимает управленческие решения на основе выходных результатов деятельности объекта управления:

К управляющим ИС отнесем:

• системы автоматизации промышленных предприятий такие,  как автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУТП  (система SCADA),  автоматизации проектировании САПР  (англ. CAD – Computer Aided Design)  и конструкторско-технологической подготовки производства  (системы Unigraphics NX, SolidEdge, SolidWorks, Inventor, AutoCAD  и др.);

• управленческие ИС для организаций  любых типов,  обеспечивающие а) оперативное  функционирование  (регистрация  и обработка заказов,  счетов,  учет материальных и денежных потоков и пр.);  б) анализ,  планирование,  тактические и стратегическое управление на основе накопленной базы оперативной информации;  в) электронный документооборот и организационное управление; г) моделирование функционирования организации и оптимизацию ее деятельности. Управленческие ИС называют корпоративными информационными системами (КИС) и будут рассмотрены ниже.

3. Специализированные предметные  ИС решают задачи автоматизации  и управления в отдельных предметных областях и реализуются в виде специализированных приложений и пакетов программ.  Например,  системы машинной графики,  статистических расчетов, CASE- системы.

Подобная классификация информационных систем в других источниках может  называться классификацией «По типу принимаемых решений»:

  • Информационно-справочные системы- предоставляют пользователю только простую справочную информацию. Примером таких систем могут быть системы продажи железнодорожных билетов или обычные справочно-правовые системы, такие как «Гарант» или «Консультант+».
  • Информационно-советующие системы- дают пользователю различные варианты решений, иходя из хранимых и обрабатываемых данных. Их также называют системами поддержки принятия решений. К ним относятся управляющие информационные системы в разделе управленческих ИС по предыдущей классификации (включая КИС).
  • Информационно-управляющие- те, результаты работы которых - непосредственное воздействие на объект управления (автоматезированная система управления технологическими процессами - АСУТП), например станки с ЧПУ (числовым программным управлением), конвейеры, автоматические линии. Т.е.к ним относятся управляющие информационные системы в разделе систем управления промышленными предприятиями по предыдущей классификации ИС.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ по происхождению.

Информационные  системы предприятия могут быть классифицированы и по происхождению, т.е. по типу их создания и появления  в организации. Они могут создаваться непосредственно под какое-либо конкретное предприятие сотрудниками или покупаться в качестве стандартного программного продукта у разработчика. Например В.В. Бароновым выделяются заказные/уникальные системы и адаптируемые системы3.

Заказные/уникальные системы

Под заказными  или уникальными системами обычно понимаются системы, создаваемые для конкретного предприятия, не имеющие аналогов и не подлежащие в дальнейшем тиражированию. Заказные системы, как правило, либо вообще не имеют прототипов, либо использование прототипа требует значительных его изменений, имеющих качественный характер. В этом плане разработка заказной системы по существу является НИОКР. Как любые НИОКР, она характеризуется повышенным риском в плане получения требуемых результатов. Для снижения рисков и расходов на разработку целесообразно использовать апробированную на практике методику. Желательно, чтобы в состав методики входили следующие элементы:

  • модель технологического процесса (последовательность технологических операций, требования к входной и выходной информации и результатам);
  • модель процесса управления самим технологическим  процессом (этапы, процессы управления качеством, результатами, требования к квалификации специалистов);
  • инструментальные средства, используемые при разработке. 
    Адаптируемые системы

Проблема адаптации программного обеспечения АСУП, т. е. приспособления к условиям работы на конкретном предприятии, была осознана с самого начала работ по автоматизации управления.

Суть проблемы в том, что в конечном итоге  каждая АСУП уникальна, но вместе с  тем ей присущи и общие, типовые свойства. Любая подсистема программного обеспечения отображает обе эти стороны АСУП. В технологическом смысле адаптация программного обеспечения АСУП — это переход от базовой системы, отображающей типовые свойства, к окончательному решению, приспособленному для работы в данной АСУП.

Требования  к адаптации и сложность их реализации существенно зависят от проблемной области, масштабов системы, степени соотношения между формализованным и неформализованным при решении задач управления.

Даже первые программы, решавшие отдельные задачи управления, создавались с учетом необходимости их настройки по параметрам..

С появлением типовых решений в виде пакетов  прикладных программ (ППП) появилась необходимость в адаптации систем к условиям предприятия. Появились подразделения эксплуатации программного обеспечения, занимавшиеся в том числе и вопросами адаптации программных систем. Стало очевидно, что адаптация является организационной проблемой.

Информация о работе Информационная система предприятия