Единая автоматизированная информационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 02:03, реферат

Краткое описание

Целью данной работы – анализируя этапы развития ЕАИС, определить возможности ее функционирования в рамках Таможенного союза.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
выявить основные этапы создания и развития ЕАИС;
определить цели и задачи каждого этапа;

Содержание

Введение
3
1. Единая автоматизированная информационная система ФТС России
5
1.1 Понятие ЕАИС
5
1.2 Этапы создания и развития ЕАИС (очередь)
6
1.3 Единая автоматизированная информационная система ФТС в рамках ТС
12
Заключение
17
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

ИТТ реферат.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

 

Кафедра организации  таможенного контроля и ТСТК

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Информационные таможенные технологии»

 

студента 

группа  

факультета  

на тему  

Клоковой Екатерины

132

Таможенного дела

«Единая автоматизированная информационная система»

ФТС России»


 

 

  Преподаватель:

Е.И. Антонова

к.т.н., доцент                                                                                        

 

Оценка___________________

Подпись__________________

«___»_______________2011 г.

       

 

 

 

 

Владивосток

2012

Содержание

Введение

3

1. Единая автоматизированная  информационная система ФТС России

5

1.1 Понятие ЕАИС

5

1.2  Этапы создания  и развития ЕАИС (очередь) 

6

1.3 Единая автоматизированная  информационная система ФТС в  рамках ТС

12

Заключение

17

Список используемых источников

18


 

 

Введение

Важнейшим фактором развития научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления.

Решение задач, возлагаемых  на таможенную службу, невозможно без  использования мощных информационных систем и технологий. Именно поэтому  передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий. Применение информационных технологий позволяет быстро и качественно выполнить операции таможенного оформления и контроля, обеспечить органы государственного управления и бизнес сообщество информацией о внешнеэкономической деятельности страны. При помощи информационных технологий сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, поступают по каналам связи в электронном виде, а все необходимые проверки в большинстве случаев выполняются автоматически в специальном вычислительном центре.

     Повышение  эффективности системы информационного  обслуживания ФТС России напрямую  связано с созданием единой  автоматизированной информационной  системы (ЕАИС) таможенных органов. Сегодня ЕАИС представляет собой территориально-распределенную систему, ядром которой является Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России. Информационные ресурсы ГНИВЦ используются функциональными и региональными таможенными подразделениями, поскольку в Центральных базах данных ГНИВЦ аккумулируются сведения о функционировании всех таможен и таможенных постов. По этой причине эффективность функционирования информационной системы ГНИВЦ в значительной степени определяет качество работы как центральных, так и региональных таможенных подразделений.

Целью данной работы – анализируя этапы развития ЕАИС, определить возможности ее функционирования в рамках Таможенного союза.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

  • выявить основные этапы создания и развития ЕАИС;
  • определить цели и задачи каждого этапа;
  • выявить современные возможности ЕАИС в рамках Таможенного союза.

 

 

 

1. Единая автоматизированная информационная  система ФТС России

1.1 Понятие ЕАИС

Единая автоматизированная информационная система ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей.[1] Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационное взаимодействие между собой и с внешними объектами. ЕАИС ФТС России охватывает всю территорию Российской Федерации и включает в себя ГНИВЦ, семь региональных вычислительных центров и транспортную подсистему. Каждая таможня имеет собственную информационно-вычислительную сеть. ЕАИС ФТС России выполняет широкий круг задач по автоматизации технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов (рис. 1).

 

Рис. 1. Первоочередные задачи автоматизации  таможенной деятельности [3].

 

1.2  Этапы  создания и развития ЕАИС (очередь)

Процесс автоматизации  начался в конце 80-х годов. Именно в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения  и средств вычислительной техники. Началом развертывания масштабной работы по автоматизации деятельности таможенных органов послужило постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 №1203 «О генеральной схеме управления государственным таможенным  контролем СССР». При подготовке  этого постановления руководство Главного управления государственного таможенного контроля ГУ ГТК при Совете министров СССР внесло в Правительство предложение о создании в составе ГУ ГТК информационно-вычислительной системы, впоследствии получивший название Единая автоматизированная система таможенных органов [6]. Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди.

Разработка и внедрение  первой очереди ЕАИС потребовали  проведения реструктуризации бизнес-процессов  и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов – стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти Действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.

Результатом первой очереди  ЕАИС стали  123 программных комплекса, отражающих основные направления деятельности таможенных органов и составляющих содержание функциональных АРМов, обеспечивающих информационную поддержку практической деятельности должностных лиц таможен, РТУ, центрального аппарата и организаций ГТК (ныне ФТС) России.

Как объект проектирования ЕАИС имеет определенную спецификацию, поэтому в дополнение к имеющимся  государственным стандартам  и методикам ГНИВЦ было разработано несколько стандартов внутриотраслевого назначения.. Разработанные стандарты позволили регламентировать, организацию работ по созданию ЕАИС, уточнить состав и последовательность этапов их выполнения, состав и содержание документации на разрабатываемые информационные технологии, а также установить порядок взаимоотношений между Пользователем (таможенные органы), Головным исполнителем (ГНИВЦ) и соискателями (сторонними организациями), привлеченными к разработке ЕАИС.

Таким образом, результатом  первого этапа стал выпуск в 1994г. сборника таможенной статистики внешней  торговли Российской Федерации. К этому  моменту была повсеместно внедрена технология автоматизированного ввода, контроля и сбора данных, начиная  от таможенных постов и заканчивая формированием центральной базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). К 1996-1997 гг. закончился первый этап разработки ЕАИС, и к этому времени были компьютеризированы все наиболее важные функции таможенных органов [5].

Стоит отметить, что в ходе эксплуатации ЕАИС выявился ряд серьезных недостатков. Кроме естественных для любой сложной информационной системы проблем развития, связанных с моральным старением техники и программного обеспечения, проявились недостатки структурного и методологического характера.

   Проблемы комплексной  автоматизации начали решаться  в ЕАИС, начиная с 1995 года. Примерами  таких решений могут быть системы  «АИСТ-РТ21», «ПОТОК-ПИЛОТ», «АСТО», «CUSTOMS FLOW», а также ряд других систем, в которых, в той или иной мере, нашел отражение принцип функциональной полноты при реализации законченных технологических процессов таможенного оформления и контроля. Не умоляя значимости этих систем, составляющих сегодня базис ЕАИС ФТС России, следует отметить, что все они, реализуя информационные таможенные технологии формирования данных системы управления таможенной деятельностью, а также отдельные функции информационного обеспечения оперативного (тактического) управления, практически не затрагивают технологию поддержки принятия решений, которая подразумевает специальную обработку больших информационных массивов с целью выработки решений стратегического управления.

Таким образом, фактически подготовительные работы по реализации второй очереди ЕАИС начались уже  в конце 1995 года, хотя само техническое задание было утверждено только в 1997году. В частности, были закуплены мощные сетевые операционные системы WINDOWS NT и NOVELL, система управления базами данных (СУБД) ORACLE.

Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах – программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case.

К 2000 году стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начинает "спотыкаться" из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.

Стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России является системное проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном состоянии существующих информационно-программных средств и информационных таможенных технологий.

Качественно новый уровень  автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов.

Сегодня автоматизация таможенных технологий требует новой организации автоматизированной информационной системы, а именно:

    • консолидированное и централизованное хранение таможенных документов в электронном образе;
    • удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии;
    • объектно-ориентированная архитектура автоматизированной системы;
    • централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления ГНИВЦ ФТС России;
    • реализации в автоматизированном режиме процедур управления рисками;
    • применение автоматизированного режима процедур управления рисками и контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом (таможенный пост-аудит).

Развитие ЕАИС, предусматривает  сквозную комплексную автоматизацию  всей таможенной деятельности, обеспечение  централизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации.

Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС ФТС России является подготовка документов, регламентирующих порядок  организации разработки программного обеспечения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведения аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.

Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС:

    • постоянный рост числа пользователей;
    • постоянный рост объемов грузоперевозок;
    • измерение нормативной базы;
    • необходимость интеграции с зарубежными партнерами;
    • необходимость интеграции с другими силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, ФНС) (рис. 2).

Рис.2. Интеграция информационных ресурсов ФТС России и федеральных органов исполнительной власти

 

Одним из важнейших направлений  развития информационных таможенных  технологий в последние годы явилось  развертывание, начиная с 2001г., системы  оперативного управления таможенной деятельностью, начало которой было положено разработкой программного комплекса оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и контроля. Можно с уверенностью утверждать, что использование комплекса «Мониторинг-Анализ» в значительной степени изменило отношение подразделений центрального аппарата к использованию информационных ресурсов ГНИВЦ. Так, если до 2001г. основным пользователем БД ЕАИС являлись сотрудники подразделений ГНИВЦ, которые выполняли информационно-вычислительные работы по поступившим заявкам, то к 2005г. пользователями ЦБД стали сами сотрудники подразделений ФТС России, РТУ и таможен.

На современном  этапе  приоритетным направлением является создание автоматизированных систем предварительного информирования и предварительного декларирования, в том числе с  использованием ЭЦП, разработка систем управления рисками, внедрение международных стандартов, обеспечивающих поддержку безопасных транспортно-логических цепочек поставок.

Информация о работе Единая автоматизированная информационная система