Шпаргалки по Биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Биологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Экзаменационные билеты по биологии.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Билет № 1

           1.Обмен веществ и превращение  энергии в организме, их значение  в жизни человека. Обмен в-в заключается в поступлении в организм из внешней среды различных в-в, усвоении и изменении этих в-в и в выделении продуктов распада. Обмен в-в состоит из процессов ассимиляции или пластического обмена (синтеза сложных в-в из простых – например, биосинтез белка) и диссимиляции или энергетического (распада сложных в-в до простых – например: крахмала до глюкозы). При распаде 1 гр. белка и углеводов выделяется количество энергии = 17, 16 кДж или 4,1 кКал, при распаде 1 гр. жира = 38, 89 кДж или 9,3 кКал.

Обмен в - в не возможен без участия витаминов, они входят в состав ферментов и коферментов.

Подготовительный  этап

Пластический  обмен

Энергетический  обмен

                                                                     Б е л к и

Расщепление в желудке  под действием фермента трипсина

Образование специфических  белков (аминокислот) в рибосомах  клеток

Распад с выделение  Н2О и СО2, выделяется немного энергии, белки - строительный материал

                                                                  У г л е в о д ы 

Расщепление в желудке  под действием фермента амилаза

Образование специфических  углеводов (глюкоза) в митохондриях клеток

Распад с выделение Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии

                                                                      Ж и р ы

Расщепление в 12-перстной кишке под действием фермента липазы

Образование специфических  жиров (глицерин и жирные кислоты) в клетках ворсинок 12-перстной кишки

Распад с выделение  Н2О и СО2, выделение большого количества энергии, источник энергии


Вывод: нормальный о/в – основа здоровья. Нарушения обмена приводят к тяжелым нарушениям работы организма, к заболеваниям или его  гибели.

2. Причины эволюции. Усложнение растений в процессе  эволюции.

        Эволюция – необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и в целом биосферы.

       Одна  из причин эволюции – изменение условий среды и, как правило, появление на данном этапе развития живых организмов с более прогрессивными чертами развития, адаптированными для новых условий. В процессе эволюции растения прошли сложный путь, от низших водных до наземных высших семенных: риниофиты (или псилофиты) – семенные папоротники – семенные растения. Выходу на сушу способствовало появление многоклеточности, разделение тела на органы: вегетативные и генеративные, появился цветок – орган семенного размножения (ароморфоз), появились приспособления к опылению (идиоадаптация).

 3. Определить увеличение школьного микроскопа, подготовить его к работе.

Для изучения строения клеток пользуются микроскопом (от греч. «микрос»- малый, «скопео» - смотрю). Световой микроскоп, с которым мы работаем в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус вставлены линзы - увеличительные стекла, через которые рассматриваются различные объекты. На нижнем конце тубуса помещается объектив. Тубус прикреплен к штативу, к которому также прикрепляется предметный столик, в центре которого имеется отверстие, а под ним зеркало.

Чтобы узнать, насколько увеличивает изображение микроскоп, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 20-тикратное, то общее увеличение будет=200.

Правила работы с микроскопом.

  1. поставить микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного   столика направьте зеркалом свет.
  2. Поместите микропрепарат на столик и закрепите его зажимами.
  3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус, так, чтобы нижний край объектива оказался на 1-2 мм от препарата.
  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. При помощи винтов отрегулируйте изображение предмета.
  5. После работы уберите микроскоп в футляр.
  6. МИКРОСКОП – ХРУПКИЙ И ДОРОГОЙ ПРИБОР: РАБОТАТЬ С НИМ НУЖНО ОЧЕНЬ АККУРАТНО, СОБЛЮДАЯ ВСЕ ПРАВИЛА!

Билет № 2.   

1.   Газообмен в легких и тканях. Механизм дыхательных движений.

       Газообмен  в легких между кровью и  альвеолярным воздухом совершается  путем диффузии. Альвеолы оплетены  тонкостенными капиллярами, стенки альвеол и капилляров тонкие, за счет чего и происходит газообмен. Углекислый газ диффундирует из крови в альвеолы за счет разности давления, а из альвеол диффундирует кислород, т.к. давление его выше, чем в крови.

Механизм дыхательных движений. Вдох порождает выдох. При вдохе диафрагма опускается вниз, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увел-ся, вследствие этого давление внутри легочных альвеол падает и наружный воздух поступает в альвеолы. Выдох начинается с расслабления межреберных мышц, под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх. Объем грудной полости умен-ся, легкие сдавливаются, давление воздуха в легочных альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу.

Все это происходит при  спокойном дыхании, при глубоком дыхании подключаются дополнительные мышцы. В норме ЧДД у взрослого человека 16-20 в минуту.

 

2. Одноклеточные растения и животные. Особенности среды обитания, строения  и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.

Одноклеточные организмы  – тело - одна клетка – самостоятельный  организм, для которого хар-ны – о/в, раздражимость, движение, размножение. Тело однокл-х может иметь как постоянную, так и непостоянную форму тела.

Например: одноклеточная водоросль – хламидомонада: клетка покрыта плотной целлюлозной оболочкой, содержимое состоит из цитоплазмы, ядра и пластид – хроматофора (может иметь разнообразную форму). В хроматофоре содержаться тельца – пиреноиды, богатые белковыми в-вами, вокруг которых происходит интенсивный о/в, поэтому они окружены крахмальными зернами. Некоторые одноклеточные имеют органы передвижения – жгутики, реснички. Обитают в водоемах.

Простейшие животные – «анималькули» были открыты А.В. Левенгуком 1676 г. Основные компоненты тела простейших - ядро и цитоплазма,  в которой могут находится митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, пищеварительная и сократительные вакуоли (выполняют ф-ю пищеварения, выделения, осморегуляции). Большинство при неблагоприятных условиях может образовывать цисту – капсулу. Обитают в водоемах, почве, живом организме.

Роль в природе:

1) звено в цепи питания  (зоо- и фитопланктон).      2) кислород (водоросли, эвглена зеленая).

3) вызывают заболевания  (амеба, протей, плазмодий, лямблии). 4) Осадочные породы, геологическая разведка (фораминиферы, радиолярии). 5) цветение водоемов – эвтрофикация (хламидомонада, хлорелла)

 

3. Среди комнатных растений найти двудольное, назвать его признаки.


Сетчатое жилкование листьев, листья преим-но черешковые, стержневая корневая система, цветок 4, 5 лепестной.

 

Билет № 3.

1. Органы кровообращения человека и млекопитающих животных, их роль в транспорте веществ.

       Кровообращение - непрерывный ток крови по замкнутой системе кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров), осуществляется посредством «насоса» -  сердца – мышечного полого четырехкамерного органа. Два круга кровообращения: большой – артериальный или телесный (начало – левый желудочек, конец – правое предсердие) и малый или легочной (начало- правый желудочек, конец – левое предсердие).


Органы кровообращения отвечают за транспорт газов и  питательных в-в до всех клеток организма и удаление из них ненужных веществ. Артерии несут кровь от сердца к органам и тканям (легочная – венозная кровь, аорта – артериальная). Вены, несут кровь к сердцу от органов и тканей (легочные – артериальную, полые – венозную). Капилляры самые мелкие сосуды образуют микроциркуляторное русло (где и происходит обмен веществ).

 

 

2. Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.

Место человека в системе органического  мира можно представить следующим  образом:

Таксономическая единица

Признак

тип Хордовые

В процессе эмбриогенеза появляется хорда и жаберные щели в полости глотки, нервная трубка на дорсальной стороне тела, двухсторонняя симметрия.

подтип Позвоночные

Развитый позвоночный  столб, сердце на брюшной стороне.

класс Млекопитающие

Теплокровный, млечные  железы, волосяной покров.

подкласс Плацентарные

Развитие детеныша в  матке, питание и дыхание ч/з  плаценту (детское место)

отряд Приматы

Конечности хватательного  типа, на пальцах у большинства  ногти, ключицы развиты, зубная система  неспециализирована, глазница отделена от височной ямы, глаза направлены вперед.

семейство Гоминид (человекообразных обезьян)

Противопоставленный большой  палец

род Человек

Объем мозга более 900 см3, головной мозг имеет сложное строение. Прямохождение, изгибы позвоночника, развит подбородочный выступ, эрогенные зоны на губах, груди, ягодицах.

вид Человек разумный

Речь, аналитическое мышление, память.


На Земле существует один вид людей, который делится  на расы (от 3 до 5): австралоидная, негроидная, монголоидная, европеоидная (американская). Расы начали формироваться примерно 30-40 тыс. лет назад в процессе заселения Земли. Многие морфологические признаки имели адаптивное значение, т.е. возникали как приспособление к условиям существования. Расы – это открытые генетические системы, они делятся на подрасы (национальности, народности), которые отличаются только морфологически.

Человек существо биосоциальное: 1) биологическое - подчиняется силам природы и естественному отбору. 2) социальное - живет в обществе (трудится, творит, создает, разрушает) и подчиняется его законам, ставит природу себе на пользу.

Вывод: Человек занимает главенствующее положение на вершине экологической пирамиды. До недавнего времени на человека действовали практически все факторы эволюции, но многие из них утратили свое первоначальное значение,  и человек встал над природой!

3. Приготовить  и рассмотреть под микроскопом  клетку кожицы лука. Зарисовать, подписать части.

 

Билет №4.

1. Кровь, её состав, значение плазмы и форменных элементов, переливание крови. Группы крови, резус-фактор.

Кровь - жидкая соединительная ткань организма, красного цвета, состоящая из плазмы и форменных элементов.

                                                                         КРОВЬ


 

Плазма 60%                                                                             Форменные элементы 40%  

90% - Н2О                                        1) Эритроциты - красные кровяные клетки – 4-5,5 млн. в 1 мм3

10% - Белки, Жиры, Углеводы     2) Лейкоциты - белые кровяные клетки  - 4-8 тыс. в 1 мм3

                                                          3) Тромбоциты - кровяные пластинки -180-220 тыс. в 1 мм3

Группа крови  передается по наследству и не меняется с годами!!!!

Резус –  фактор – Д-белок, находящийся на эритроцитах человека, учитываемый  при переливании крови!

    Группа  крови

           Донор

  Реципиент

I универсальный донор

II

III

IV универсальный  акцептор

I, II, III, IV

II, IV

III, IV

IV

I

II, I

III, I

IV, III, II, I


Функции крови:

1) транспортная. 2) регуляторная. 3) защитная. 4) выделительная.5) терморегуляторная.

 

2. Биологическое  значение размножения, семенное  и вегетативное размножение растений.

      Размножение  свойственно всему живому. Есть 2 способа размножения: бесполое (вегетативное, спорами, партеногенез), половое  (специальные клетки – гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды).

Информация о работе Шпаргалки по Биологии