Шпаргалки по Биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Биологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Экзаменационные билеты по биологии.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Способ вегетативного  размножения

пример

Черенком

Смородина

Прививкой

Яблоня, груша

Культурой тканей

Гвоздика, орхидея.

Корневыми отпрысками

Малина 

Корневищем

Ирис, ландыш

Листовым черешком

Фиалка узамбарская

Луковицей

Тюльпан

Корневыми черенками

Одуванчик

Ползучими побегами (усами)

Хлорофитум

отводками

Крыжовник


       Семя — орган растения, выполняющий функции воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий. В семени имеются зародыш и запас питательных веществ, а также семенная кожура. В строении семени однодольных и двудольных наблюдается некоторое различие. Семя фасоли (двудольные) состоит из зародыша и семенной кожуры. После снятия кожуры обнажается зародыш, который состоит из зародышевого корня, зародышевого стебля, двух массивных семядолей и заключенной между ними почечки. Семядоли — это первые видоизмененные листья зародыша. У двудольных они содержат запас питательных веществ, расходуемых на питание проростка, а также выполняют защитную функцию по отношению к почечке. В строении семени однодольного растения видно, что большую его часть занимает эндосперм — особая запасающая ткань, содержащая органические вещества. Сбоку от эндосперма расположен зародыш, в котором различают зародышевый стебель, зародышевый корень, почечку и видоизмененную семядолю — щиток, расположенную на границе с эндоспермом.

       При прорастании семени эта семядоля способствует поступлению питательных веществ от эндосперма к зародышу. Семенная кожура срослась с околоплодником. Для прорастания семени нужна вода (набухание) и воздух (дыхание).

 

3. Рассмотреть  под микроскопом микропрепараты  эпителиальной и соединительной  тканей, выявить различия.

 

 

Билет № 5.

  1. Защитные  силы организма. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ и СПИДа.

«Иммунос» (от лат.) – защита от податей. Иммунитет - невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям. Защитные силы организма: кожа и слизистые, кровь и лимфа, вилочковая железа.

                                          Иммунитет


Врожденный                                                             Приобретенный

(видовой)                                                                    (индивидуальный)


(наследственный)                       

                                                 Естественный                                                Искусственный



                           

                                активный        пассивный                                   активный           пассивный

 

        Врожденный иммунитет явл-ся наследственным признаком, видовым (кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту, а человек не воспринимает возбудителей чумы рогатого скота).

Приобретенный:  а) Естественный (активный) вырабатывается у человека в процессе перенесенного заболевания (корь, коклюш), в крови после этого вырабатываются защитные в-ва антитела, на всю жизнь.

б) Естественный (пассивный) иммунитет возникает путем перехода антител из крови организма матери, через плаценту матери переходят в плод, но они разрушаются через 1-2 года, и затем ребенок становится восприимчивым ко всем инфекционным заболеваниям.

Искусственный (активный) иммунитет возникает после прививки (введение в организм вакцины, содержащей убитые или ослабленные болезнетворные микробы или вирусы).

Искусственный (пассивный) иммунитет, создающийся путем введения в организм человека сыворотки, содержащей готовые антитела, но они действуют не больше месяца.

           СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) (AIDS — Acquired Immune Deficiency Syndrome), патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Известен с конца 70-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса.  Заражение: главным образом при половых контактах (особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду' во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п.     

 Первые проявления  болезни (лихорадка, поражение печени, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения.

     Период  вторичных проявлений, обусловленный  непосредственным действием ВИЧ,  длится от нескольких месяцев  до 8-10 лет и завершается формированием  СПИД, который в течение 1-5 лет  приводит больного к смерти. В  силу резкого ослабления защитных  сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойно-воспалительные, септические процессы, пневмония, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Меры профилактики - правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров, контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов: проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В РФ установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

 

2.  Характеристика  царства растений, роль растений в природе и жизни человека.

Наука, изучающая  растения, называется ботаника. Термин «ботаника» от греческого слова «ботанэ», что означает трава, зелень. Ботаника изучает строение и жизнь растений в связи с условиями их обитания; классифицирует растения и устанавливает систему растительного мира, отражающую историю его развития; исследует растительный покров земной поверхности и закономерности сочетания в нем отдельных растений.

Повсюду на поверхности  Земного шара мы встречаем представителей растительного мира. Даже пустыни, на которые приходится более 1/3 суши Земли, будучи бедны высшими растениями, изобилует водорослями, лишайниками и бактериями. Огромные пространства суши заняты весьма густой растительностью. Леса покрывают около шестой части ее. Растительность занимает не только сушу, но и в морях и океанах она встречается до значительной глубины. Богатая растительность существует и в пресноводных водоемах.

             Арктику и Антарктику, снеговые  горные вершины также нельзя считать лишенными растений. Зеленые растения — единственная  производительная группа (продуценты). Остальное — потребители (консументы). Если сопоставить наличие растительной массы на Земле по отношению к животной, то это выразится соотношением 2200:1.

 

  Жизненные формы: травы, кустарники, деревья.

Роль зеленых  насаждений: 1) кислород.  2) пища для человека, корм для животных.

3) энергетический ресурс. 4) сырье для промышленности, лекарства. 5) эстетическое наслаждение (декор). 6) селекция.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепараты  тканей человека, найти среди них эпителиальную.


 

 

Билет № 6.

1. Изменение  состава крови в большом и  малом круге кровообращения.

В капиллярах легких венозная кровь превращается в артериальную. Одновременно с насыщением крови кислородом, она отдает углекислый газ в воздух легких. Продвигаясь по капиллярам большого круга, кровь омывает все ткани, отдает им кислород, забирает угл.газ и продукты обмена в – в, превращаясь венозную по воротной вене попадает в печень, очищается от токсинов и по полым венам поступает в правое предсердие.

 

2. Выход позвоночных  на сушу, усложнение организации  земноводных по сравнению с  рыбами. 

Выходу способствовало изменение условий ОС, нехватка ресурсов, пресс хищников.

Усложнение  организации: дыхание легкими, 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, обособление отделов головного мозга. Дифференцировка конечностей, разделения туловища на отделы, грудная клетка. Развитие в воде, взрослые особи живут на суше.

 

3. Рассмотреть  под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найти среди них покровную.

Покровная ткань (кожица, пробка) - клетки плотно прилегают друг к другу, МКВ мало, расположена на поверхности и защищает глубжележащие ткани от высыхания, перепадов температур, механических повреждений.

 

 

Билет № 7.

1.   Работа  сердца и её регуляция. Гигиена  сердечно-сосудистой системы.

1) Сердце – полый  мышечный орган, перекачивающий  кровь по замкнутой системе  кровеносных сосудов.

2) Как и у всех  млекопитающих, оно четырехкамерное:  два предсердия, два желудочка.


3) Перегородка разделяет  сердце на правую и левую  стороны, что не позволяет крови  смешиваться. 

4) Створчатые  клапаны   обеспечивают движение  крови   в  одном   направлении:   из  предсердий   в желудочки.

5) Полулунные клапаны  обеспечивают движение крови  в одном  направлении:  из желудочков   в   большой (артериальный)   и   малый  (легочной)  круги   кровообращения.

6)  Стенки  желудков  толще  стенок предсердий т.к.  выполняют большую нагрузку,  выталкивают кровь в большой и малый  круги кровообращения. Стенки левого желудочка толще и мощнее, т.к. он выполняет большую нагрузку, чем правый, выталкивая кровь в большой крут кровообращения.

       Деятельность   сердца  представляет  собой ритмическую  смену   трех  фаз  сердечного   цикла: сокращение предсердий (0,1с), сокращение желудочков (0,3с) и общего расслабления сердца (0, 4с), весь сердечный цикл составляет (0,8 с)

       Давление   крови   на  стенки   сосудов    называется   кровяным   давлением,   оно создается   силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно не одинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте, по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается.  Нормальное кровяное давление равно 120 мм рт. ст. на 70мм рт. ст. Разность давления в различных участках кровеносной системы  обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.

Регуляция работы сердца: 1) нервная – парасимпатическая (блуждающий нерв - замедляет) нервы и симпатические (убыстряет)

2) гуморальная – адреналин и норадренали, ион К+ замедляет и ослабляет серд. деятельность, а СА++ ускоряет и усиливает.

3) автоматизм – сокращение  под влиянием раздражений, возникающих  в нем самом.

Возможные   нарушения   в   деятельности   системы   органов  кровообращения   человека,   меры профилактики.

Инфаркт миокарда  -  тяжелое   заболевание  сердца,   обусловленное   острой   недостаточностью кровоснабжения,  возникает при поражении сердечной мышцы  очагом  некроза.  Профилактика: ЗОЖ, правильное питание, соразмерные физические нагрузки

Аритмия сердца - нарушение деятельности сердца, связанное с изменением функций проводящей ткани, от которой зависит ритмичное и последовательное сокращение его отделов. Профилактика: ЗОЖ, правильное питание, соразмерные физические нагрузки.

Ревматизм -   системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце, основная причина заболевания - стрептококк группы А. Профилактика: избегать переохлаждений, санация хронических очагов инфекции.

 

2.Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки. Бактериальные заболевания, их профилактика.

       Бактерии – одноклеточные организмы микроскопических размеров (0, 0001 мм), насчитывается 5 тыс. видов.

1) имеют разную форму:          2) плотную оболочку и, следовательно, постоянную форму тела

Спириллы (сифилис)               3) бывают подвижные (со жгутиками) и неподвижные.

Кокки (ангина)                       4) размножаются делением надвое через 20-30 мин, не имеют ядра

Бациллы (туберкулез, дизентерия)                5) погибают под действием УФО и дезинфицир-х  растворов.

Информация о работе Шпаргалки по Биологии