Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:36, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос - первобытный мир и зарождение цивилизации.
2 вопрос- цивилизация Египта и передней Азии: особенности ближневосточных деспотий, религия, культурное наследие.
3 вопрос- цивилизация Древней Греции. Полисная система. Культурное наследие.
4 вопрос- цивилизация Рима.
24 вопрос- Просвещенный абсолютизм.

Вложенные файлы: 1 файл

1_vopros.docx

— 109.69 Кб (Скачать файл)

Идейными и культурными  источниками гуманизма были античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения; удельный вес каждого из этих источников в разных европейских странах был различен.

Сам гуманизм дал  начало целому ряду наук – этике, истории, археологии, филологии и лингвистике, эстетике, политическим учениям и  др. С гуманизмом связано и появление  первой интеллигенции как определенного  слоя населения. Самоутверждаясь, интеллигенция обосновывала свою значимость через высокие духовные ценности и сознательно и целенаправленно утверждая их в жизни, не позволяла обществу начинающегося предпринимательства и первоначального накопления капитала опускаться в пучину алчности и погони за наживной.

21 вопрос-реформация  и контрреформация в Европе.

Эпоха Реформации завершает  величайший прогрессивный переворот  в развитии европейской культуры.  
Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. 
Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Ф.Энгельс определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально  ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося класса буржуазии. 
Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.  
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на церковь как на чужеродное, паразитирующее образование. 
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга. 
Данная работа имеет своей целью освещение вопроса связанному с реформацией и Контрреформацией. Тема работы имеет научную актуальность. 
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 
1. обозначить и проанализировать причины реформации и контрреформации в Европе в ранний период нового времени; 
2. раскрыть основные этапы названных процессов; 
3. сказать об итогах Контрреформации и историческом значение данных процессов. 
  
Заключение 
 
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством. 
Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.  
Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя. 
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. 
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций. 
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону;  не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить. 
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру. 
Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное обоснование. 
 

№22. 
Английская буржуазная революция 17 века, победоносная буржуазная революция, приведшая к утверждению капитализма и установлению буржуазного строя в Англии; одна из ранних буржуазных революций. Будучи первой революцией европейского масштаба, она открыла эру крушения феодального строя в Европе, положив начало смене феодальной формации капиталистической. 
К середине 17 в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства — капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры). Однако система промышленных монополий, насаждавшаяся королями из династии Стюартов, так же как и цеховая регламентация, господствовавшая в городах, сужала поле деятельности мануфактуристов-предпринимателей.  
Принцип свободной конкуренции и свободного предпринимательства стал поэтому одним из главных требований буржуазии в революции. Раннее проникновение капиталистических элементов в деревню привело к развитию капиталистической аренды и появлению класса капиталистических арендаторов, с одной стороны, и сельских рабочих батраков — с другой. Английское дворянство раскололось на две группы, одна из которых — «новое дворянство», приспособившись к условиям капиталистического производства, вступила в союз с буржуазией. Крестьянское землевладение в Англии оказалось под угрозой исчезновения; освобождение копигольда и превращение его во фригольд было основным условием сохранения в Англии крестьянства как класса.

№23. 
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ (ПРЕДПОСЫЛКИ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ) 
 
Содержанием промышленного переворота (революции), начавшимся в конце XVIII века в Англии и охватившим развитые страны в XIX веке, стала замена ручного труда машинным, переход от мануфактурного производства к фабричному. Основой производства явились завод и фабрика, оборудованные машинами. Дальнейшее разделение труда. Специализация. Координация их деятельности специалистами по управлению. Буржуазия и наемные рабочие становятся основными (ведущими) классами общества. 
Промышленные революции происходили постепенно. В Англии завершился в I половине XIX века, затем охватил США, страны Западной Европы. В Восточной Европе промышленная революция так и не закончилась. 
Началась в легкой промышленности, охватила все отрасли производства. Символы: пар, уголь, чугун, текстиль. Технические изобретения: Швейная машина (Зингер), токарный станок, резцедержатель, новые виды транспорта (пароход, паровоз), связи (телеграф, телефон, радио). 
Во II половине XIX века – новый этап промышленной революции – электричество, двигатель внутреннего сгорания, сталь, нефть, химическая промышленность. 
Изобретения: конвертор для производства стали, мартеновская печь, электрическая лампочка накаливания (Эдисон), фонограф (устройство для записи и воспроизведения звука). 
Искусственные материалы: удобрения, красители, пластмассы. Фотография. Бездымный порох, динамит (Нобель). 
Переработка нефти, выделение из нее бензина, керосина, соляра.  
Двигатель внутреннего сгорания (Отто), автомобиль. 
Конвейер (Форд, при сборке автомобиля). 
Самолет (1903 г., братья Райт). 
Предпосылки: развитие капитализма, складывание товарно-денежных отношений, появление капитала (средств вложенных в производство, «работающие» денег). 
Последствия: Изменения структуры экономики. На I план выдвинулась промышленность, главным богатством стали фабрики, заводы, шахты, рудники. 
Новые энергетические ресурсы – уголь, нефть. 
Искусственные материалы – резина, пластмассы. 
Обновление морского и речного транспорта, появление новых видов транспорта – железнодорожного и автомобильного. Изменились средства страды. Ускорились темпы экономического развития. Складывались условия для повышения общего уровня жизни населения.

№24. 
Просвещенный абсолютизм 
Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. 
В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера. 
Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов. 
В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790). 
Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики. 
Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над крестьянами. 
С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода кpeстьянского хозяйства. 
Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет. 
В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787). 
Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и


Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"