Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении роли технических средств при обучении биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика использования технических средств при обучении биологии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование технических средств при обучении биологии будет способствовать повышению эффективности обучения в том случае, если видеофильмы и учебные компьютерные программы используются в комплексе с имеющимися традиционными средствами обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУСАЧ.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

а) летом,

б) при неблагоприятных условиях?

  • Чем спирогира отличается от хламидомонады?
  • О чем свидетельствует их сходство?
  • Какое значение в природе имеют пресноводные водоросли?

По окончании демонстрации фильма организуется беседа, в процессе которой выявляется уровень овладения школьниками умениями находить сведения для ответов на поставленные вопросы. Далее совместно делают вывод о многообразии пресноводных водорослей, их существенной роли в природе, которая состоит в обогащении водоемов кислородом и органическими веществами, необходимыми для жизни других организмов.

Изучение морских водорослей организуется с помощью фрагмента 2. Задания учащимся – заполнение таблицы 2.

Таблица 2. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Водоросли

Значение в природе

Значение в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Пресноводные водоросли: хламидомонада, спирогира, хлорелла.

Обогащение водоема кислородом, создание органических веществ для водных организмов.

В космосе – как источник кислорода для космонавтов, и т. д.

Морские водоросли: ламинария и другие

Источник органического вещества и кислорода.

Как продукты питания, для приготовления лекарств, для корма скоту, удобрение, химическое сырье: для получения спирта, кислот, целлюлозы и т. д.


В конце урока фронтально проверяется качество заполнения таблицы и делается вывод о роли водорослей в природе и жизни человека.

Тема “Млекопитающие”, урок “Отряд хищные”.

Перед фильмом учитель кратко знакомит ребят с признаками отряда, многообразием, широком распространении этих животных и дает задание заполнить схему по ходу просмотра фильма “Отряд хищные млекопитающие”, объяснить, почему отмеченные представители относятся к определенным семействам этого отряда?14

Схема вычерчивается на доске:

Выполнение такого рода заданий способствует прочному усвоению знаний по систематике, учит обобщению.

Тема “ Млекопитающие”, урок “ Нервная система, органы чувств, поведение млекопитающих”.

На примере этого урока покажем комплексное сочетание кинофильма с другими дидактическими приемами.

Ученикам, имеющим дома кошек или собак, заранее даны индивидуальные задания: Определить путем наблюдения проявление сложных инстинктов в поведении кошек. По каким проявлениям можно судить о наличии у собак ориентировочного, оборонительного, пищевого рефлексов? После сообщений учащихся демонстрируется фильм “Рефлексы”, а затем организуется самостоятельная работа класса по заполнению таблицы 3, с формой которой они были ознакомлены перед демонстрацией.

 

Таблица 3. Рефлексы и их проявление.

Рефлексы и инстинкты

Их проявление

ОриентировочныйОборонительныйПищевойИнстинкт заботы о потомстве

 

 

Тема “Общий обзор организма”, урок Питание и здоровье”.

Фильм используется для организации домашнего задания. На уроке и дома сочетаются самонаблюдения с демонстрацией фильма “гигиена питания”. После просмотра фильма ученики получают домашнее задание: закончить заполнение таблицы 4.

 

Таблица 4. Выполнение правил гигиены.

Правила гигиены питания

Какие из них соблюдаю, почему?

Какие их них нарушаю, почему?

Эта графа заполняется в классе во время просмотра фильма.

   

 

Такая работа способствует развитию навыков самоконтроля в повседневной жизни.

Тема “Развитие органического мира”, урок “Доказательства эволюции органического мира”.

Урок проводится в форме семинара. Целью его является выявление пробелов в знаниях учеников после урока-лекции по той же теме. Урок начинается проверочной работой на 10 минут. Задания для проверочной работы: какие новые термины вы узнали из темы “Доказательства эволюции органического мира”, дайте им определения. Напишите примеры 10 видов растений и животных, 5 родов, 5 семейств,5 отрядов животных, 2 класса растений и 5 классов животных, 2 типа животных и 5 отделов растений15.

Затем ребятам предлагается фильм “Доказательства эволюции “ и задание – дополнить начатую работу: что упустили, что забыли, проверьте точность уже написанного. После этого проверяется выполнение работы Такая форма помогает лучше усвоить и запомнить термины, которыми очень насыщена эта тема, активизирует мыслительную деятельность учеников и готовит их к зачету.

Практика показала, что широкое использование кинофильмов в преподавании биологии нормализует учебную нагрузку, повышает качество знаний, воспитывает и развивает ребят.

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 минут.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы.

Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставит 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание по этому задание.

С развитием и совершенствованием проекционной техники в школу вводятся экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроках и внеклассных мероприятиях.

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Для удобства использования всеми учебно-наглядными пособиями необходимо иметь картотеку по предметам, которую составляет учитель, следуя тематическому принципу.

Карточки помещают в ящичек или коробку, которые хранятся в шкафу ли учительском столе.

Тенденция технологизации является одной из ведущих тенденций развития современного образования, в том числе биологического.

При обучении биологии открываются широкие возможности в использовании экранных пособий (диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, кодотранспорантов), грамзаписей и т.д. Каждый из этих средств обучения характеризуется рядом особенностей, которые необходимо знать и учитывать в образовательном процессе. Это позволит нормализовать учебную нагрузку, привлечь внимание учащихся к усвоению на уроке основного содержания, более прочно овладеть учебными умениями.

 

 

Заключение

 

Современные технические возможности позволяют создавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду, создавать условия виртуального обучения. При этом учитель выполняет целеполагающую функцию, а компьютерная программа способна самостоятельно отбирать учебное содержание и организовывать процесс усвоения знаний, умений и навыков на основе заложенных учебных алгоритмов.

Специфика применения учебных компьютерных программ и видеофильмов в процессе обучения биологии состоит в необходимости создания и использования научно обоснованной системы современных и традиционных наглядных средств обучения - комплексов, способных обеспечить оптимальную реализацию дидактических возможностей средств наглядности в связи с обучением биологии и максимально учитывать особенности психологического влияния ППС на развитие школьникое с целью более эффективного формирования знаний и умений.

Использование традиционных средств обучения в комплексе с учебными компьютерными программами и видеофильмами способствует повышению эффективности обучения биологии при соблюдении следующих педагогических требований: соответствие конкретным целям и задачам обучения биологии, особенностям организации учебного процесса; дидактическим возможностям и функциям традиционных и современных средств обучения; психофизиологическим особенностям учащихся определенного возраста.

Применение учебных компьютерных программ и видеофильмов в комплексе с традиционными СО при обучении биологии успешно осуществляется с помощью методики, пре дус мат рив ающе й использование его компонентов для формирования и развития понятий, составляющих основу биологических знаний и умений, для организации различных видов учебной деятельности учащихся. Методика предполагает применение: учебных компьютерных программ в качестве источника знаний, для закрепления, коррекции, систематизации, обобщения и контроля знаний, а также для активизации приемов умственной деятельности; учебных видеофильмов в качестве источника знаний, а также для закрепления, систематизации и обобщения знаний.

Большое значение для методики преподавания биологии имеют связи с информационными технологиями. Они выступают в качестве способа и средства сбора и обработки биологической информации для выражения изучаемого объекта в новом качестве. При включении такой информации в процесс обучения биологии возникает возможность моделировать биологические системы, анализировать их современное состояние и прогнозировать пути дальнейшего развития этих систем.

Вместе с тем компьютерные технологии дают возможность учащимся изучать анатомические, морфологические, физиологические, экологические и другие особенности живых объектов в режиме виртуальной реальности без причинения им какого-либо вреда и вмешательства в естественные процессы их существования.

Итак, методика преподавания биологии как наука может полноценно функционировать и развиваться только при тесных связях с другими науками и сферами культуры цивилизованного общества.

 

Список литературы

 

  1. Аганина К. Ж. Формирование учебно-компьютерных умений у учащихся в процессе обучения школьным дициплинам. - Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1996. - 22 с.
  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 117 с.
  4. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.
  5. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  6. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
  7. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
  8. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985 – 214 с.
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2001.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2001 – 145 с.
  11. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко,  С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
  12. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.А.Якунчев, О.Н.Волкова, О.Н.Аксенова и др.] ; под ред. М.А.Якунчева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
  13. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. О включении информационных технологий в школьное биологическое образование // Успехи современного естествознания. 2005. № 1. С. 104-105.
  14. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Применения средств мультимедиа на уроках биологии // Ярославский педагогический вестник. - 2011.  № 2. - С. 82-86.
  15. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.
  16. Орлова Л.Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. Омск. 2001.
  17. Петунин О. В. Методы проблемного обучения на уроках биологии // Образование в современной школе. - 2003. - N 6. - С. 9-11
  18. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.
  19. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с.
  20. Сухова Т.С.Уроки биологии : технологии развивающего обучения. – М.: “Вентана-Графф”, 2001.  – 325 с.

Информация о работе Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии