Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении роли технических средств при обучении биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика использования технических средств при обучении биологии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование технических средств при обучении биологии будет способствовать повышению эффективности обучения в том случае, если видеофильмы и учебные компьютерные программы используются в комплексе с имеющимися традиционными средствами обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУСАЧ.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии.

Тема "Тип Членистоногие. Класс Насекомые". В данном разделе учащиеся приступают к изучению нового типа животных - насекомых. На основе новых знаний у учащихся расширяются понятия о многообразии животного мира. Выяснение черт сходства и различия насекомых и кольчатых червей дает установить более высокую степень развития насекомых.

Урок по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.

Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя. С помощью таблицы учитель рассказывает строение насекомых на примере майского жука, указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.

При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно провести работу по "немым" дидактическим карточкам.

Знакомство с внутренним строением насекомого целесообразно начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем изучаются другие системы в сравнительном плане, подчеркиваются прогрессивные черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом "внутреннее строение майского жука". Учащиеся получают задание рассмотреть их, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.

Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке "Размножение и развитие насекомых" могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент "Развитие насекомых с полным превращением", таблицы "Представители главнейших отрядов насекомых", коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.

Среди экранно-звуковых средств обучения, широко используемых на уроках биологии, ведущее место занимают учебные кинофильмы и кинофрагменты.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной или двух частей. (Исключение составляет кинофильм «Грибы» — он включает 4 части). Время демонстрации одной части в основном 10 мин. Части некоторых учебных фильмов представлены фрагментами, в каждом из которых раскрывается содержание одного вопроса общей темы фильма.

Кинофрагмент в отличие от кинофильма посвящается только одному из вопросов темы урока, и время демонстрации его не превышает 5 мин.

Главное качество, благодаря которому учебные киноленты стали необходимым средством обучения,— их особая выразительность, возможность рассмотреть на экране биологические объекты, процессы и явления, недоступные для прямого восприятия человеческим глазом. - Выразительность учебных фильмов достигается за счет использования натурных съемок, специальных видов съемок — цейтраферной (замедленная съемка) и рапидной (ускоренная съемка), микросъемок, мультипликаций, а также разных приемов монтажа кадров. Использование кинофильмов, созданных на основе натурных съемок, позволяет при минимальных затратах времени показать, например, многообразие растительного и животного мира различных природных зон нашей планеты, познакомить школьников с природой нашей страны.

Благодаря цейтраферной съемке становится возможным проследить за распусканием вегетативных и генеративных почек (кинофильм «Сезонные изменения в жизни растений»), ростом листьев («Папоротники, хвощи, плауны»), развитием и последовательность кадров в фильме) и внутрикадрового монтажа (размещение изображений объектов в кадре) применяются с целью выделения, главного в демонстрируемом материале. Этот прием значительно облегчает восприятие основного содержания фильма.

Для того чтобы рассмотренные выше особенности фильмов были использованы наиболее эффективно, учителю прежде всего необходимо хорошо знать содержание учебной ленты. В связи с этим следует обратить внимание на важную роль подготовительной работы. Ее целесообразно проводить в такой последовательности: сначала, пользуясь каталогом кинофильмов и (кинофрагментов, которыми располагает районная фильмотека, и монтажными листами, ознакомиться с тематикой фильмов, их общим содержанием, определить место каждого фильма в системе уроков; затем необходимо просмотреть фильм и в соответствии с его методической направленностью и спецификой изложения материала определить место фильма на уроке; сформулировать вопросы и задания, предусматривающие активизацию познавательной деятельности школьников во время демонстрации фильма; подготовить учащихся к восприятию основного содержания учебного материала с помощью фильма.

При просмотре фильма учителю важно наметить существенные моменты в его содержании, на которые следует обратить внимание учащихся, и продумать возможности сочетания материала фильма с другим учебным оборудованием к уроку.

Определение места учебного фильма на уроке проводится учителем, исходя из методической направленности фильма. По этому критерию все учебные фильмы условно могут быть разделены на две группы.

Первую группу составляют фильмы, посвященные отдельным вопросам программы и предназначенные для использования в качестве источника новых знаний. К этой группе можно отнести фильмы «Растительная клетка», «Водоросли», «Жизнь пчелиной семьи» и др.

Во вторую группу входят фильмы, отражающие большой по объему учебный материал. Они предназначены для использования на обобщающих, заключительных уроках темы. Кинофильмов этой группы значительно меньше. Среди них — фильмы. «Побег», «Растительные сообщества», «Кровообращение и лимфообращение» и др.

Часть фильмов, предназначенных для использования в качестве источника новых знаний, состоят из фрагментов («папоротники, хвощи, плауны», «Ткани животных и человека», «Доказательства и методы изучения эволюции» и др.). Демонстрировать такие фильмы целесообразно по фрагментам на уроках, соответствующих основному содержанию фрагментов.

Например, кинофильм «Обмен веществ и энергии в клетке» состоит из пяти фрагментов. Первые два фрагмента («Пластический и энергетический обмен», «Роль ферментов и АТФ в процессах обмена веществ») уместно продемонстрировать на уроке «Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа ее жизнедеятельности», а три последующих фрагмента («Подготовительный этап энергетического обмена», «Неполное окисление— гликолиз» и «Полное (кислородное) окисление») — на уроке «Этапы энергетического обмена».

Если же использовать кинофильм фрагментарно по каким-либо обстоятельствам оказалось невозможным, его можно продемонстрировать при повторении учебного материала темы. Например, кинофильм «Кожа и гигиена одежды» включает материал двух уроков («Строение и функции кожи» и «Гигиена кожи и одежды»). В первом фрагменте фильма подробно рассматриваются слои кожи, во втором — раскрываются основные гигиенические требования к одежде и обуви, соблюдение которых обеспечивает нормальное функционирование кожи. Вполне возможно показать этот кинофильм на втором уроке «Гигиена кожи и одежды». В этом случае материал первого фрагмента будет способствовать конкретизации знаний учащихся о строении кожи и облегчит восприятие нового материала, связанного с вопросами гигиены.

Планировать демонстрацию кинофильма до изучения темы нецелесообразно — эффективность усвоения учащимися материала будет низка, расход времени урока нерациональным.

 

2.2. Примеры использования  кинофильмов на уроках  
по различным темам предмета «Биологии»

 

Тема “Корень”, урок “Строение корня”.

Урок изучения нового материала. Перед демонстрацией кинофильма “Строение и рост корня” учитель организует подготовительную работу: раскрывает особенности строения корня (основные участки) в связи с функцией, используя таблицу, рисунок учебника, освещается понятие “Ткани”. Знакомство с содержанием фильма проходит через план фильма, который записан на доске. Далее даются вопросы, ответить на которые предстоит учащимся в ходе просмотра фильма. В связи с большой сложностью материала и большой научной нагрузкой фильма вопросы можно раздать по группам (деление на группы – произвольное). Первая группа целенаправленно смотрит и ищет ответ на вопрос: какие основные участки есть у корня, назовите их и объясните, почему они так называются? 2 группа – какой частью корень растет в длину? Как это можно доказать? 3 группа – каковы особенности строения корневого волоска в связи с его функциями? 4 группа – какую корневую систему называют стержневой, каковы особенности ее строения и развития? Приведите примеры. 5 группа – чем отличается мочковатая корневая система от мочковатой? Приведите примеры растений с мочковатой корневой системой.

По окончании демонстрации кадров кинофильма в беседе обсуждается качество ответов, на основании которых школьники подводятся к выводу об особенностях строения корня в связи с его функциями.

Тема “Побег”, урок “Строение стебля в связи с его функциями”.

Кинофильм “Строение стебля, передвижение веществ в растении” можно использовать и как источник новых знаний, и как закрепление в конце урока. Фильм способствует не только более прочному запоминанию анатомо- морфологических и физиологических понятий, но и для отработки умений находить в содержании фильма нужные сведения для составления плана рассказа о внутреннем строении древесного стебля и его функциях. Учитель организует учебную деятельность учащихся, используя задание: составьте план рассказа об особенностях строения стебля в связи с его функциями. Для облегчения этого вида работы класс делится на 3 группы и каждой даются вопросы: 1 группа – каково значение стебля в жизни растения? Из каких основных слоев состоит стебель древесного растения в связи с его значением? 2 группа получает следующие вопросы: как происходит рост стебля в толщину? По какой части стебля передвигается вода с растворенными минеральными солями, каким опытом это можно доказать? 3 группа – в какое время года следует проводить обрезку плодовых деревьев? Почему?

По окончании демонстрации фильма организуется беседа по вопросам, заслушиваются варианты пунктов плана рассказа. Ответы учитель оформляет в виде единого плана, который записывается на доске и в тетрадях учащихся. План будет, примерно, следующий:

Заголовок – строение древесного стебля.

  1. Основные слои стебля древесного растения.

  1. Особенности внутреннего строения каждого слоя в связи с их функциями.

  1. Особенности роста стебля в толщину.

  1. Значение стебля в жизни растения.

Тема “Вегетативное размножение”, урок “Размножение растений с помощью вегетативных органов в растениеводстве”.

Кинофильм “Вегетативное размножение растений” 2 часть можно использовать при проверке знаний. Для подготовки учащихся к его восприятию организуется беседа: какое размножение называется вегетативным? Какие способы у растений встречаются в природе? Каково его значение?

Для работы с фильмом ученикам предлагается выполнить следующее задание: найдите в фильме сведения для заполнения таблицы 1.

Таблица 1. Вегетативное размножение сельскохозяйственных растений.

Способы вегетативного размножения

Названия сельскохозяйственных растений

1.- ?

а) - ?

б) - ?

2. - ?

а) - ?

б) - ?

в) - ?

 

 

После просмотра фильма заполняется таблица, которая фронтально проверяется. Затем учитель подводит ребят к выводу о разнообразии способов вегетативного размножения растений, их биологическом значении и использовании в хозяйственной деятельности человека.

Тема “Водоросли”, урок “Многообразие и значение водорослей”.

Урок объяснения нового материала путем комбинированных приемов работы с фильмом “Водоросли”. При изучении пресноводных водорослей демонстрируется 1 фрагмент. Учебную деятельность следует организовать с помощью таких вопросов:

  • Назовите водоросли, которые вы увидели в фильме, где они обитают?
  • Каковы особенности строения хламидомонады в связи с ее питанием?
  • Как размножается хламидомонада

Информация о работе Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии