Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении роли технических средств при обучении биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
Предмет исследования: методика использования технических средств при обучении биологии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование технических средств при обучении биологии будет способствовать повышению эффективности обучения в том случае, если видеофильмы и учебные компьютерные программы используются в комплексе с имеющимися традиционными средствами обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУСАЧ.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

С помощью технических средств можно смоделировать сложные биологические процессы и закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу, объяснить и закрепить новый материал.

Применение технических средств на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Информационные технологии позволяют:

- построить открытую систему  образования, обеспечивающую каждому  школьнику собственную траекторию  обучения;

- коренным образом изменить  организацию процесса обучения  учащихся, формируя у них системное  мышление;

- рационально организовать  познавательную деятельность школьников  в ходе учебно-воспитательного  процесса;

- использовать компьютеры  с целью индивидуализации учебного  процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- изучать явления и  процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и  биологических систем на основе  использования средств компьютерной графики и моделирования;

- представлять в удобном  для изучения масштабе различные  физические,

- химические, биологические  процессы, реально протекающие с  очень большой или малой скоростью6.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной  продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- формирование информационной  культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального  заказа, обусловленного информатизацией  современного общества:

- подготовка    обучаемых    средствами    информационных    технологий    к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного  процесса:

- повышение качества и  эффективности процесса обучения  за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование  стимулов активизации познавательной  деятельности7.

При обучении биологии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации и лекции), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения биологического практикума.

Изучение биологии предполагает проведение лабораторных работ. При организации лабораторных работ компьютер может стать эффективным помощником учителя, когда невозможно осуществить работу в школьной лаборатории, из-за отсутствия необходимого оборудования.

Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учащихся встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент - компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей8.

Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.  Это например презентации «Развитие жизни на земле» (11 класс), «Индивидуальное развитие организмов» (10 класс), «Глобальные проблемы экологии», «Углерод и его соединения», «Типы химических реакций» и др. Для создания презентаций в своей практике я использую программу POWER Point. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации.

В последнее время благодаря национальному проекту наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

- видеть информацию в целом,  а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии от ботаники и зоологии и до общей биологии.

Другой аспект работы с сетевыми ресурсами - разработка и компоновка материалов самими учащимися. Подобная работа может осуществляться не только старшеклассниками, но и учащимися младших классов9.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board  дают  для преподавателя следующие преимущества:

- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

- делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

- отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся10.

Новые информационные технологии активно внедряю и в проектно - исследовательскую деятельность учащихся.

Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда.

При работе над проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.

Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы   на   уроке   за   счет   одновременного   использования   иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как способ создания проблемной ситуации,

- как способ объяснения нового материала,

- как форма закрепления изученного,

- как форма проверки домашнего задания,

 как способ проверки знаний в процессе урока11.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Новые информационные технологии вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в предмете, и, в конце концов, разнообразить школьные будни.

Подводя итог, следует сказать, что использование технических средств в обучении обеспечивает:

  •  интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса ;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность  одновременного  использования  аудио-,  видео-,  мультимедиа-материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

 

Глава 2. Методика и примеры использования  
технических средств обучения на уроках биологии

 

2.1. Методика  использования технических средств  обучения  
на уроках биологии

 

При обучении биологии открываются широкие возможности в использовании экранных пособий (диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, кодотранспорантов), грамзаписей и т.д. Каждый из этих средств обучения характеризуется рядом особенностей, которые необходимо знать и учитывать в образовательном процессе. Это позволит нормализовать учебную нагрузку, привлечь внимание учащихся к усвоению на уроке основного содержания, более прочно овладеть учебными умениями.

Учебное кино дает связное, последовательное изображение процессов в живом организме. Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. Но эта демонстрация не должна использоваться только как зрелище. Учителю надо научить учеников работать с фильмом также, как он обучает их наиболее рациональным приемам работы с книгой, картой и т.д. Практика показывает, что учителя не доверяют фильмам, когда стоит вопрос об изучении нового материала урока. Чаще учителя сами рассказывают новую тему с применением таблиц, натуральных объектов. Фильм может справиться с этой задачей не хуже, если рационально организовать учебную деятельность на уроке с помощью различных технических средств, в том числе и фильма. Следует еще раз обратить внимание, что фильм содержит не только богатый наглядный материал, но и позволяет увидеть динамику биологических процессов, а именно эти понятия особенно трудны для усвоения учащимися, например, обмен веществ, фотосинтез, деление клетки и т. д12.

Для организации урока с применением кинофильма учитель должен сам знать как следует организовать работу.

Во-первых, следует заранее просмотреть фильм и ознакомиться с его содержанием, правильно определить его дидактическое значение, т. е. с какой целью следует использовать его и какие задачи при этом поставить, определить место этого фильма в теме и на конкретном уроке.

Во-вторых, продумать вступительный рассказ, отражающий особенности содержания и структуры фильма, а также вопросы и задания, необходимые для усвоения его основного содержания.

Для работы с фильмом необходимо также организовать беседу для восстановления опорных знаний.

После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.

Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Можно заранее на доске написать план фильма, сложные слова, фамилии и др. Приемы работы с фильмом могут быть разнообразны: ответы на вопросы и составление вопросника к фильму, заполнение таблицы или схемы, решение познавательной задачи, составление плана или конспекта рассказа, а самым сложным и интересным является прием “немого” кино.

Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале.

Особое внимание на уроках биологии уделяется комплексному применению наглядности. При этом создаются условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов. При создании комплексов средств обучения необходимо учитывать: конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем научной информации, подлежащей усвоению, исходный уровень знаний. Следует иметь в виду при этом, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности организующим звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его граница, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит вписать избранную систему средств наглядности13.

Информация о работе Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках биологии