Сходства и отличия человека и животного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:03, реферат

Краткое описание

Бурное развитие антропология получила во второй половине 19 века после создания теории эволюции Дарвина. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он называл питекантропом (буквально «Обезьяночеловек»). Он же предложил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая – к человеку. 20 млн. лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», остатки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

Содержание

1.Введение.
2.Антропогенез
-антропогенез-это…
-парадоксы антропогенеза.
3.Симинальная теория антропогенеза
4.Сходства и отличия человека и животного.
5. Эволюционное произведение людей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНТРОПОЛОГИЯ.doc

— 991.50 Кб (Скачать файл)

прежде всего митохондриальной ДНК как более чувствительной, чем

ядерная, к внешним  воздействиям и, как следствие, направленность эво-

люции, не связанная с  отбором (Красилов, 1986). Этот автор приводит

пример с увеличением  РНК в нейронах крыс, помещенных в обогащен-

ную среду, которая стимулирует  исследовательское поведение.

Дарвиновская теория естественного отбора почти не затронула  про-

блему сущности человека и социальных аспектов его происхождения. Хотя

Дарвин и пытался  привлечь некоторые социальные моменты  в своем объяс-

нении происхождения  человека, как, например, роль общественных при-

вычек в формировании нравственных принципов, он недооценивал ве-

дущие качественные различия человека и животных в сфере психических

функций и был весьма далек от концепции антропосоциогенеза и  при-

знания решающей роли труда, социальных факторов в возникновении

человека.

Глубокое своеобразие человеческой линии эволюции, качественное

отличие человека от животных, в том числе и от наиболее близких к нему

африканских понгид, заключается прежде всего в социальной сущности

человека, обеспечившей ему и экологическое  превосходство над всеми

живыми существами, и способность  заселить практически все регионы

земного шара, и даже преобразовать саму биосферу. Специфика биологи-

ческой организации человека состоит  в социальной опосредованности

развития основных систем очеловечения.

Сходства  и отличия человека и животного

Прежде чем говорить о времени появления человека мы должны выяснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те

стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые  выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность  к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т.п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять–таки, у животных может  быть развита система общения  с помощью 

сигналов (что, кстати, позволило  говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Что такое слово? Это  видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: «В начале было Слово». С этих позиций и разум и слово появилось задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающимся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения  речи из звуков, произнесенных при  работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнут разум.

Способность к труду  – еще одно фундаментальное отличие  человека от животных. Конечно, все  животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

 

Со способностью к  труду соотносятся еще два  отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов.

Человек невозможен без  существования животного. Еще с  первобытных времен это стало  понятно. Человек живет благодаря  животным : он ими питается одевается, защищается от других животных. И все  это делается в корыстных целях. Но есть то, что нельзя извлечь из животного, а именно : предчувствие  опасности. Многие ученые со всего мира уже убедились в способности животных чувствовать  опасность, близкую смерть хозяина, или природные катастрофы.

Найденные мною истории людей которых спасли животные просто поражают воображение. Вот некоторые из них:

1.В Австралии кошка спасла семью из четырех человек, разбудив хозяина при первых признаках пожара. Произошло это буквально за день до наступления нового, 2007-го, года. Животное первым почувствовало запах дыма, исходивший от загоревшегося матраса, и, вспрыгнув на кровать, принялось покусывать крепко спавшего человека. Разбуженный отец семейства поднял на ноги все семью, после чего люди и кошка покинули здание.

2. 3 января 2007 года в городе Коламбус, штат Огайо, трехлетний рыжий кот Томми смог набрать на телефоне 911, вызвав спасателей для своего больного хозяина. 50-летний Гарри Рошейзон, неудачно повернувшись, упал с инвалидного кресла и не смог подняться из-за случившегося микроинсульта. Его пушистый друг тут же подбежал к телефону и… набрал номер службы спасения! Невероятно? Придя в себя в клинике, Гарри признался, что специально пытался обучить кота нажимать на

телефоне кнопку прямого  звонка в службу 911, но совсем не рассчитывал, что Томми действительно сможет это сделать.

3. Увидев человеческое дитя, кот прислонился к нему своим теплым мехом и начал громко мяукать. Крики продолжались до тех пор, пока хозяин дома не выглянул в окно, чтобы посмотреть, что происходит снаружи, и прогнать мешающее спать животное. Увидев замерзающего ребенка, мужчина забрал его домой и вызвал «Скорую помощь». По словам представителей кельнской полиции, кот является настоящим героем. Если бы не он, ребенок не дожил бы до утра. Справедливости ради следует отметить, что гораздо чаще в различных экстремальных ситуациях все же приходится спасать самих кошек, что, впрочем, не умаляет их неоспоримых достоинств.

 

                            Эволюционное произведение людей

 

Эволюционное произведение людей, в отличие от животных, есть только сознание, связанное с деятельностью модульных ассоциативных систем  новой коры больших полушарий головного мозга. Базу для ее эффективного функционирования составляет корректная информация, какая объъективно отображает события окружающей среды. На ее основе формируется целеустремленное пластичное поведение, которое позволяет адекватно приспособиться практически к любым условиям среды за счет познания механизмов и причинно-следственных связей определенных явлений окружающей среды.Если такая информация из определенных причин отсутствует или недостаточная, управления поведением и выработки ее соответствующих программ переходит на эволюционно древний уровень, который хотя и более примитивен, но позволяет выжить в условиях с неуверенным прагматичным значением.

 Психологический блок эволюционного системокомплексу факторов антропогенеза связанный со становлением (на базе генетически предопределенной анатомической  структуры головного   мозга)  баланса между процессами торможения и возбуждения в нервной системе. Существует множество вариантов их соотношения в разных частях мозга. С ними связанны особенности организации памяти, учебы, элементарной умственной деятельности животных, и эвристического мышления людей и тому подобное. Комбинации этих физиолого-психологических  свойств могут приводить к формирования самых разнообразных типов личностей. В зависимости от них человек оказывается больше склонным к одним поступкам и меньше - к другим. Соответственно изменяются и программы поведения личности. Большую регуляторную роль в формировании поведенческих актов играет и социальная среда, которая может их существенно изменять. В соответствии с этим (и согласно  общим принципам самоорганизации материи) почти на одинаковой анатомической основе может возникнуть множество психологических вариантов и социально предопределенных типов личности человека. Кроме того, человек, как и стадные животные, в своей повседневной деятельности ориентируется уже не только на конкретные факторы среды существования, но и на поведение остальных особ. И чем большая роль группировки в жизни лиц, тем более они зависят от социальных ориентиров, которые могут быть уместными далеко не всегда. В результате этого возникают многочисленные конфликты между личностью и обществом, между культурным и биологическим в самом человеке, между особями  одной популяции разного возраста или пола, между разными популяциями нашего вида (борьба между народами, расами, нациями, классами) и тому подобное. Для уменьшения стрессового напряжения  в ходе антропогенеза произвелись общие и индивидуальные способы уменьшения психологического и социального давления на индивидуума. Одним из наиболее эффективных есть способность переходить на более давний уровень управления поведением и забывать о неприятных событиях жизнь  или переносить свои проблемы на других. Это могут быть как конкретные лица, так и вымышлены внешние факторы. Главную функцию психологической защиты в любом случае выполняет окружающая среда: вместо того, чтобы осознать концепцию "я сам виноват в своих неурядицах и сам должен принимать решение", доминантой становится поиск "внешнего врага" или "внешнего спасителя".Эффективность таких приемов значительно растет в силу того, что наши мысли, эмоции и поведение, постоянно находятся под воздействием фактического или мнимого присутствия других людей. Подобное "давление группы" создает принципиальные возможности для контроля сознания в разных деструктивных культах, позволяет манипулировать ощущениями и поступками людей. Причины подобных явлений нужно искать в особенностях эволюционного развития психического отображения животных и его модификаций на протяжении антропогенеза. Разнообразие психологических и социальных вариантов гоминидив с гибкими программами поведения обеспечило их быстрое эволюционное развитие.  Но одновременно это значит, что  в зависимости от анатомического строения головного мозга и социального окружения люди будут думать по-разному, строить разные картины внешнего мира, по-разному относиться к одним и тем явлениям окружающей среды.  Таким образом, общей схемы строения Вселенной, одинаково доступной и приемлемой для всех людей, просто не существуют и существовать не может.

Поэтому на каждом этапе  антропогенеза люди решали одинаковые проблемы мировоззрения разными средствами, которые имели как своих сторонников, так и  врагов. Из-за этого нет никакого смысла навязывать другим людям свое мнение о тех или других событиях, поскольку в любом случае они изберут только ту версию, которая понятна им и не противоречит их представлению об окружающей среде. Любые другие варианты психологически воспринимаются как попытки изменения личности и вызывают сопротивление. Поэтому нужно просто  согласиться, что каждое мировоззрение имеет право на существование, но только да той поры пока не начнет претендовать на истину последней инстанции и не начнет навязывать силой другим людям. то ограничивает возможные варианты их будущего развития (как и любой другой материальной системы)  и кроме вреда ничего не наносит. Однако в течение всего антропогенеза неоднократно делались попытки целеустремленно формировать то или другое мировоззрение у большой массы людей. Биологическую базу возможности этих процессов составляет наличие у каждого человека таких анатомических структур, как гиппокамп, мигдалик, лимбична система и другие давние подкорковые образования, которые позволяют осуществлять переход на эволюционно более низких уровнях управление поведением, подчиняя ее определенным психологическим и поведенческим стереотипам.  Это освобождает человека от необходимости самостоятельно разрешать жизненно необходимые проблемы, переводя их на плече других членов группировки или "высших существ". Субъективно такой переход чувствуется как психологическое облегчение, снимается напряжение любого стрессового фактора, человек легче осуществляет социальные контакты, а ее конфликт с обществом становится минимальным. Обязательное  условие успеваемости такого поведения есть высвобождение подсознания от контролирующих влияний новой коры и связанного  с ней сознательного восприятия действительности. Диапазон средств не такой уже и большой, но все они (в разных модификациях и соединениях) на протяжении развития человечества неоднократно испытывались  на практике и часто приводили к желаемому результата.

 

                                                         Вывод

Процесс гоминизации  длился миллионы лет  и  отмечался  существенными изменениями  морфологии, физиологии, психического отображения  и общественного поведения приматов.

Можно сказать, что мы произошли от тех приматов которые были вытеснены с деревьев в саваны. Они оказались в местности к которой были совсем не приспособлены, поскольку они были приспособлены к жизни на деревьях.Но у них было преимущество:  -головной мозг;

                                                -стадный инстинкт;

Информация о работе Сходства и отличия человека и животного