Отличия знаковых систем человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

зык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico 'делаю общим, делюсь'. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.
Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.

Содержание

Введение 3
1 Понятия о знаках 5
2 Специфика знаковых систем человека 10
3 Отличия языков человека и животных 14
Заключение 19
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

контр.2.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. МИНСКЕ

 

 

Кафедра психологии и конфликтологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По учебной дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»

 

 

 

на тему «Отличия знаковых систем человека и животных»

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение            3

1 Понятия о знаках                  5

2 Специфика знаковых систем человека                                 10

3  Отличия языков человека и животных                                          14

Заключение                   19

Список использованных источников                         22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico 'делаю общим, делюсь'. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.  
 
       Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.  
 
     Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология). В развитие этой науки, основы которой были заложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад (если называть только наиболее авторитетные имена) Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (Charles William Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), Луи Ельмслев (Louis Hjelmslev), Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), Роман Осипович Якобсон, Карл Бюлер (Karl Buehler), Якоб фон Юкскюлл (Jakob von Uexcuell), Томас Себеок (Thomas Sebeok), Роланд Барт (Roland Barthes), Умберто Эко (Umberto Eco), Юрий СергеевичСтепанов.  
 
      Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежат ведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.  
 
     Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака.  
 
     Знак, как писал Ч.С. Пирс, либо копирует объект (иконический знак), либо на него указывает (индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним (знак-символ).

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие знака

В семиотике считается общепринятым следующее определение знака: знак – это некий объект или явление, вызывающий представление о чем-то, отличном от самого объекта или явления. Значение знака, то есть то, о чем знак вызывает представление, не вытекает органически из самого знака, а возникает в зависимости от того, каким способом знак используется в знаковой системе. Знаковые системы в общем виде называются языками. «Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей», - писал философ Г.Лейбниц.

Знак определяют как посредник в процессе коммуникации или трансляции между двумя материальными системами, при этом знак выступает аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. (Коммуникация – общение, трансляция – передача информации).

Функции знака в человеческом обществе:

1) фиксация и оценка  информации;

2) общение индивидов и  социальных групп;

3) совместное целедостижение;

4) все функции языков, или знаковых систем (смю далее).

В более общем смысле, знак – посредник между двумя материальными системами:

I                                         II                                          III

 

( ) …………………….. (___)………………………(___)

 

Система 1                         Знак                          Система 2

 

В реальности эта схема усложнена, так как системы 1 и 2, кроме того, что каждая контактирует со знаком, контактируют ещё и между собой.

 Готтлоб Фреге (1848 – 1925), немецкий логик и семиотик, зачинатель семантических исследований, дал определение знака из определения знаковой системы. Схема треугольника Фреге (система 1 контактирует с системой 2 и обе системы контактируют со знаком):

 

                                                                     II

                                                                  (___)

                                                                  Знак

          I                                                                                               III

         ( )                                                                                             (___)

Система 1                                                                                   Система 2

 

Пояснения к треугольнику Фреге:

I – объект, заместителем которого выступает знак, называется денотатом знака;

II – имя знака;

III – информация, которую сообщает знак (представление, которое возникает при воздействии знака на систему 2. Иначе – значение (содержание, смысл знака), или понятие о знаке, называется это значение десигнатом знака.

Формальная сторона знака называется означающим компонентом знака, а содержательная сторона знака – его означаемым компонентом. Означающее знака не есть внешне воспринимаемая органами чувств сторона знака; означающее – это некоторое психическое представление о внешней стороне знака.

(Пример с бутафорским  театральным яблоком, которое может  выполнять свою функцию так  же, как и настоящее яблоко, например, в контексте : «Пришла осень, вот уже яблоки поспели»).

Означаемое – это другое психическое представление, рожденное первым представлением. Знак – это объект, преломленный психикой человека, состоящий в отношении обозначения к другим представлениям из воображаемого или реального мира. Это отношение может возникать различными способами.

Один и тот же знак может рождать различные значения в зависимости от того, в какую знаковую систему он включен. Знак как таковой, как дискретная единица, не несёт законченной информации. Только вся система в целом служит для передачи информации. «Значение в самом общем виде определяется как частичная предсказуемость явления» - пишет семиотик Ю.С.Степанов.

Самая простейшая форма возникновения значения знака – указание на денотат. Такое значение называется наименованием знака, или его именем. Это значение отражено в треугольнике Фреге. Имя не равно объекту. Имя указывает на объект, если мы об этом «договорились». (Библейский Адам дал имена всем вещам). Треугольник Фреге в человеческом естественном языке:

                                                           II

                                                         слово

                                                         (____)

                I                                                                              III

              вещь                                                                   понятие

            (____)                                                                         (____)

Между элементами, обозначенными цифрами I –II – III, имеют место следующие отношения: отношение II-I, т.е. знака к предмету, или слова к вещи, называется словом обозначать, знак обозначает предмет. Отношение II-III, знака к понятию, называется словом «выражать», знак выражает смысл.

Значение никогда не возникает само по себе, а всегда является отсылкой к другому значению.

Значение не исчерпывается именем (если в чьем-нибудь представлении значение исчерпывается называнием, то говорят о фетишизме). Имя денотата называется экстенсиональным (предметным) значением знака. Смысл денотата – это интенсиональное (смысловое) значение знака, например, информация о типологических, топологических и других свойствах именуемого объекта. (Типология – классификация по общим свойствам, топология – совокупность свойств, не изменияющихся при преобразованиях).

Этапы усложнения имен знака:

1) Значение- указание на денотат: «Вот». Имен ещё нет. «Мир был так нов, что вещи ещё не имели имен и на них приходилось показывать пальцем», - писал колумбийский прозаик Габриэль Маркес в своем романе-мифе «Сто лет одиночества».

2) Простейшее значение  образовывается по принципу: часть  равна целому (знак как часть  объекта равен обозначаемому  этим знаком объекту). Этот принцип  называется синекдохой, это разновидность  метонимии. Метонимия – обобщение  не по свойствам, а по функциям, соположению в пространстве и  времени и пр. Например, цилиндр, тросточка и ботинки, расположенные  особым образом на рисунке, вызывают  представление о Чарли Чаплине.

3) Более сложное значение  образуется по принципу обращения  к образу, хранящемуся в памяти, возникающему по принципу «так  уже было». Это способ называется  параллелизмом. «Тот, кто в прошлый  раз…» или «То, что в прошлый  раз…»

4) Сложное значение возникает  на основе обобщения свойств, то есть моделирования образа  на основе выделения главных  и второстепенных с точки зрения  смысла передаваемого сообщения  деталей. Такой способ возникновения  значения называется метафорой. Для обобщения необходима совместная  деятельность ( или договоренность, то есть конвенция) людей, которые производят одинаковые обобщения. В случае возникновения значения по типу метафоры, вызываемое знаком представление ( десигнат) имеет общие черты с денотатом.

5) Знак может не иметь  предметного аналога, выражая абстрактное  понятие, например, «единорог».

6) Дополнительные значения  знака возникают посредством  ассоциаций. Такие значения называются  коннотативными значениями знака. Например, текст рекламы «Мы всегда думаем о Вас», вызывает представление о домашней технике «Сименс». Многократно повторенные события, следующие одно за другим, порождают устойчивые связи между ними.

7) Продолжительные коннотации  отсылают не к объекту, а к  другим объектам, связанным с  первым. Например, понятие «красные»  – название политического движения  большьшевиков .

Коннотации могут быть а) общечеловеческими; б) групповыми, професиональными; в) индивидуальными.

Значение бывет, помимо предметного и смыслового, ещё и экспрессивным, то есть связанным с выражением чувств, эмоций, настроений.

Связь между денотатом и десигнатом, описанная треугольником Фреге, эволюционно появилась не сразу. Возможны упрощения схемы Фреге, которые называются «преобразованиями треугольника Фреге».

1) Совпадение обозначения  и выражения: имя, которое само  содержит указание на то, что  оно выражает: «царевна-Несмеяна». Означающее строит смысл. Вещь сближается с понятием.

2) Совпадение обозначения  и объекта. Семиотика жестов, поз  и т.д. Знак является и физическим  объектом, и может одновременно  выражать нечто. Например, имя героини  сказки - Красная шапочка. Знак сближается  с денотатом. Таковы языки «слабой  степени» ( см. далее).

3) Знак сближается с  понятием. Это «сигнатуры», явление  «панзнаковости».

Имя равно понятию. Знак сближается с десигнатом. Пример: фильм Федерико Феллини «Амаркорд»: девочке ради оскорбления показывают жабу. Смысл: «Ты противная, как эта жаба».

Указанные случаи (упрощения схемы Фреге) порождают значение из-за того, что человеку свойственен фетишизм слов, т.е. представление о том, что смысл исчерпывается наименованием.

Долгое время полагали, что многие функции языка, описанные только для человека, чужды знаковым системам млекопитающих. Было принято считать, что язык животных сходен с языком человека только одной своей функцией - коммуникативной (т.е. функцией общения).

В настоящее время представление о знаковых системах животных существенно изменилось. Было показано, что существование животных в окружающей среде и сам процесс преобразования среды животными в ходе жизнедеятельности среды своего существования носит знаковый (т.е. языковой) характер. Интересно, что функции “языков”, которые полагали ранее общими для человека, и для млекопитающих, в настоящее время полагаются принадлежащими только человеку, и в то же время, некоторые из функций, которые признавались только за знаковыми системами человека, сейчас приписывают млекопитающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика знаковых систем человека

Мы будем сравнивать знаковые системы человека и знаковые системы не всех животных, а только высших млекопитающих, так как этим живым существам свойственны от природы приблизительно одинаковые с нами возможности ощущений. Конечно, уже на уровне восприятия человек, как культурное существо, отличается от социальных млекопитающих. Сравнение, которое мы попытаемся провести, характеризуется большой долей условности. Можно с полным правом сказать, что для человека характерны человеческие знаковые системы, которые имеют качественное отличие от таковых у животных. Цель нашего сравнения знаковых систем человека и животных - показать, что “собственно человеческие” свойства человеческих знаковых систем определяются не массой головного мозга, не строением голосового аппарата, не массой нижней челюсти и даже не социальностью, которая характерна для многих млекопитающих, (в том числе и для млекопитающих, не ведущих групповой образ жизни), а существованием человека в обществе.

Информация о работе Отличия знаковых систем человека и животных