Способы передачи болезней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Капельная инфекция – самый обычный способ распространения респираторных заболеваний.
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).
Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:
1)выделение микробного агента из организма в окружающую среду;
2)нахождение возбудителя в окружающей среде;
3)проникновение инфекции в совершенно новый организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Способы передачи болезней.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по микробиологии  и вирусологии на тему:

«Способы передачи болезни»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса 

специальности биология

Кириллова Анжелика Валерьевна

 

 

 

 

 

Тамбов 2013

 

Способы передачи вирусных заболеваний

Капельная инфекция Капельная инфекция – самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми микроорганизмами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах большого скопления народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные гигиенические приемы для защиты от капельной инфекции – правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат. 
 
Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы или туберкулезная палочка, очень устойчивы к высыханию и сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки капель. Даже при разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны, поэтому подобного рода инфекции очень трудно предотвратить, особенно если микроорганизм очень вирулентен. 
 
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте) 
В результате непосредственного физического контакта с больными людьми или животными передаются сравнительно немногие болезни. К контагиозным вирусным болезням относится трахома (болезнь глаз, очень распространенная в тропических странах), обычные бородавки и обыкновенный герпес – «лихорадка» на губах.

 

 

 

Некоторые наиболее известные вирусные

заболевания человека

Название 

болезни

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способ

 распространения

Тип вакцинации

Грипп

Миксовирус одного их трех типов – А, В и С – с различной степенью вирулентности

Дыхательные пути: эпителий, выстилающий трахеи и бронхи.

Капельная инфекция

Убитый вирус: штамм  убитого вируса должен соответствовать штамму вируса, вызывающего заболевание

Простуда

Самые разные вирусы, чаще всего риновирусы (РНК – содержащие вирусы)

Дыхательные пути: обычно только верхние

Капельная инфекция

Живой или инактивированный вирус вводится путем внутримышечной инъекции; вакцинация не очень эффективна, так как существует множество самых разных штаммов риновирусов

Оспа

Вирус натуральной оспы (ДНК – содержащий вирус), один из вирусов оспы

Дыхательные пути, затем - кожа

Капельная инфекция (возможна контагиозная передача через раны на коже).

Живой ослабленный (аттенуированный) вирус вносят в царапину на коже; сейчас не применяется.

Свинка (эпидеми-ческий паратит)

Парамиксовирус (РНК –  содержащий вирус)

Дыхательные пути, затем  генерализованная инфекция по всему телу через кровь; особенно поражаются слюнные железы, а у взрослых  мужчин  также и  семенники

Капельная инфекция (или контагиозная передача через рот с заразной слюной)

Живой аттенуированный вирус

Корь

Парамиксовирус (РНК –  содержащий вирус)

Дыхательные пути (от ротовой  полости до бронхов), затем переходит на кожу и кишечник

Капельная инфекция

Живой аттенуированный вирус

Коревая краснуха (краснуха)

Вирус краснухи

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза и кожа

Капельная инфекция

Живой аттенуированный вирус

Полиомиелит (детский  паралич)

Вирус полиомиелита (пикорнавирус; РНК – содержащий вирус, известно три штамма)

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, тогда может наступить паралич

Капельная инфекция или через человеческие испражнения

Живой аттенуированный вирус вводится перорально, обычно на кусочке сахара

Желтая лихорадка

Арбовирус, т.е. вирус, переносимый членистоногими   (РНК – содержащий вирус)

Выстилка кровеносных сосудов и печень

Переносчики – членистоногие, например клещи, комары

Живой аттенуированный вирус (очень важно также контролировать численность возможных переносчиков)


  

Пути передачи инфекции у детей

 Для каждой инфекционной  болезни имеется свой путь передачи инфекции у детей, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.

Фазы передачи инфекции

Существуют три  фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:

1)выделение микробного агента из организма в окружающую среду;         2)нахождение возбудителя в окружающей среде;

3)проникновение инфекции  в совершенно новый организм.

Механизм передачи инфекционных агентов осуществляется через эти три фазы, но может иметь свои особенности в зависимости от первичной локализации возбудителя. К примеру, при нахождении возбудителя в клетках слизистой верхних дыхательных путей его выделение осуществляется с выдыхаемым воздухом, в котором и находятся микробные агенты в составе аэрозолей (грипп, ОРВИ, ветряная оспа, коклюш, скарлатина). При локализации инфекции в клетках желудочно–кишечного тракта ее выделение возможно с испражнениями и рвотными массами (дизентерия, холера, сальмонеллез). При нахождении возбудителя в кровеносном русле механизмом его передачи будут кровососущие насекомые (риккетсиозы, чума, туляремия, энцефалит). Контактный механизм – за счет локализации микробов на кожных покровах.

 

Пути передачи инфекции

 В зависимости от  первичного нахождения возбудителя  в организме человека различают четыре пути передачи инфекции у детей:

1)воздушно–капельный;

2)фекально–оральный (пищевой);

3)трансмиссионный; 

4)контактно–бытовой. 

Воздушно–капельный путь

Воздушно–капельный(пылевой, ингаляционный)–  один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чиханьи, разговоре, плаче, крике. Степень мощности этого пути передачи зависит от характеристик (наиболее важен размер частиц) аэрозолей. Крупные аэрозоли рассеиваются на расстояние 2–3м и быстро оседают, мелкие же преодолевают расстояние не более 1м при выдохе, но могут длительное время оставаться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния благодаря электрическому заряду и броуновскому движению. Инфицирование человека возникает в результате вдыхания воздуха с содержащимися в нем капельками слизи, в которых и находится возбудитель. При таком способе передачи максимальная концентрация возбудителей будет вблизи источника инфекции (больной или бактерионоситель). По мере удаления от источника инфекции концентрация микробов значительно снижается, но иногда этого бывает достаточно для развития заболевания, особенно если ребенок ослаблен, а возбудитель обладает высокой степенью патогенности. Описаны случаи, при которых передача вирусов гриппа, кори, ветряной оспы происходила на значительные расстояния, через вентиляцию, лестничные клетки, коридоры. Воздушно–капельный путь передачи зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Большое количество микроорганизмов быстро погибает при подсыхании аэрозолей (вирусы гриппа, ветряной оспы, кори), другие же достаточно стойкие и сохраняют свою жизнедеятельность и свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенка может иметь место при уборке помещения, игре запыленными игрушками и т.д., такой «пылевой» механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмонеллезе, туберкулезе, скарлатине, эшерихиозе и других заболеваниях.

Фекально–оральный путь

Фекально–оральный(пищевой) путь передачи реализуется при передаче кишечных инфекций, вызываемых как вирусами, так и бактериями. Факторами передачи при этом являются пищевые продукты, грязные руки, зараженная вода, мухи, разные бытовые предметы. Чаще все же заражение происходит через зараженные пищевые продукты. Так, возможно развитие дизентерии, сальмонеллеза, стафилококкового энтероколита и кишечных инфекций, вызываемых условно–патогенными микроорганизмами (которые вызывают заболевания при неблагоприятных условиях),– протей, синегнойная палочка. Реже фекально–оральным путем передаются полиомиелит, бруцеллез, ящур, скарлатина, дифтерия, гепатит А и др. Развитие заболеваний может быть при употреблении человеком мяса и молока больных животных, которые не были подвергнуты хорошей термической обработке (сальмонеллез, ящур, сибирская язва, туляремия), однако наиболее часто заражение людей происходит при употреблении пищевых продуктов, в которых находится возбудитель. Загрязнение продуктов наблюдается на разных этапах их обработки, приготовления и дальнейшей реализации, что чаще связано с нарушениями технологического процесса и санитарных норм: через руки работников пищевой промышленности, посуду, оборудование, при контакте с содержимым желудочно–кишечного тракта забитых животных – носителей инфекции, через грызунов и т.д. Дети заражаются через молоко и молочные продукты (сливки, мороженое, сметана, творог, крем). Молочные вспышки заболеваемости характерны для детских коллективов, отличаются массивностью, быстрым нарастанием заболеваемости. Важную роль как фактор передачи многих инфекций играет вода: брюшной тиф, лептоспироз, гепатит А, холера и т.д. В воду инфекция попадает выделениями больных людей и животных, со сточными водами, при смывании нечистот с поверхности земли дождем и т.д. Большинство возбудителей сохраняет не только свои свойства в водной среде, но и способность размножаться. С точки зрения эпидемиологии (наука о распространении инфекционных заболеваний), большую опасность представляют закрытые водоемы. Для водных эпидемий характерен быстрый рост заболеваемости среди населения, использующего воду из одного водоема.

Контактно–бытовой путь

 Контактно–бытовой механизм передачи осуществляется либо при непосредственном контакте (прямой), либо через зараженные предметы окружающей обстановки (непрямой контакт). В результате прямого контакта передаются возбудители дифтерии, туберкулеза, скарлатины, герпеса, чесотки, гельминты, бруцеллеза. При непрямом контакте через зараженные предметы, белье, игрушки, посуду осуществляется развитие шигеллеза, гельминтоза, брюшного тифа, в редких случаях – дифтерии, туберкулеза, скарлатины. Наиболее часто дети заражаются через загрязненные руки. При этом больной или бактерионоситель может загрязнять предметы обихода – посуду, игрушки, дверные ручки, перила и т.д. Здоровый ребенок, используя зараженные предметы, легко загрязняет свои руки и заносит инфекцию в рот. Как фактор передачи почва имеет самостоятельное значение при передаче анаэробных раневых инфекций (столбняк, газовая гангрена). Возбудители этих заболеваний попадают в землю с выделениями больных животных и людей, где образуют споры, сохраняя свою жизнедеятельность в течение нескольких лет. Почва России на 100% заражена столбняком. Развитие болезни происходит при попадании спор на раневую поверхность (газовая гангрена, столбняк) или в продукты питания (ботулизм). Важное значение в передаче инфекционных болезней почва имеет еще и потому, что является местом жизнедеятельности мух, грызунов и созревания яиц гельминтов.

Трансмиссивный путь

Трансмиссивный путь передачи осуществляется при участии живого переносчика, зараженного возбудителем инфекционной болезни. Среди живых выделяют специфических и неспецифических переносчиков. Специфические – это кровососущие насекомые (вши, блохи, комары, клещи, москиты и др.). Они передают строго определенные инфекции. Возбудители в организме осуществляют свой жизненный цикл, размножаются. Заражение человека происходит при укусе или втирании содержимого раздавленного насекомого в поврежденную кожу. Так, вши осуществляют передачу сыпного тифа, блохи – чумы, комары – малярии, клещи – энцефалитов, возвратного тифа. Механические (неспецифические) переносчики передают инфекцию в том же виде, в каком и получили ее. Например, у мух на лапках и теле присутствуют возбудители кишечных инфекций, вирус гепатита А, палочки брюшного тифа. Роль механического пути передачи в распространении заболеваний относительно невелика. Внутриутробный (трансмиссионный) путь Внутриутробный (трансмиссионный) путь – такой, при котором происходит передача возбудителей от матери плоду через плаценту. Инфекция у беременной может протекать либо в явной форме, либо по типу здорового бактерионосительства. Наиболее актуальна передача вирусных инфекций через плаценту. Возможен переход от матери к плоду: вирусов краснухи, кори, цитомегаловирусов, ветряной оспы, вируса гепатита В, эпидемического паротита, энтеровиорусов. Также могут передаваться и бактериальные инфекции: эшерихиоз, лептоспироз, стрептококковые и стафилококковые инфекции, протозойные заболевания: токсоплазмоз, малярия, лейшманиоз. От сроков заражения беременной женщины зависит исход плода (если женщина заболела в первые три месяца беременности, то чаще плод умирает или рождается с пороками развития (эмбрионопатия)). Если заражение происходит после трех месяцев, то также возможны смерть плода или рождение с признаками врожденной инфекции. Внутриутробная инфекция имеет важное значение в связи с тяжелым течением, частыми смертельными исходами и риском распространения возбудителей в родильном доме или отделении для недоношенных.




Информация о работе Способы передачи болезней