Сущность и функции планирования в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть методологию внутрифирменного планирования на примере Ачинской зерновой базы №17.
В ходе выполнения работы стоят задачи:
Рассмотреть методологические основы деятельности предприятия на примере Ачинской зерновой базы № 17
Проанализировать деятельность Ачинской зерновой базы №17
Дать рекомендации по улучшению деятельности Ачинской зерновой базы №17 и разработать план на 2013 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3
Методологические основы планирования деятельности предприятия... ..…..6
Сущность внутрифирменного планирования………………………………….6
Методы планирования деятельности предприятия………………………..…16
Анализ и оценка деятельности Ачинской зерновой базы №17 за 2010-2012 годы……………………………………………………………………………………19
Организационная структура Ачинской зерновой базы №17…………….…...20
Динамика основных технико-экономических показателей за период с 2010
по 2012…………………………………………………………………………...……25
Планирование деятельности Ачинской зерновой базы №17 на 2013 год…..34
Заключение……………………………………………………………………..……37
Список литературы………………………………..…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Планирование для печати.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономики предприятий»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

 

 

 

ТЕМА. Сущность и функции планирования в управлении .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Руководитель. Пак Валентина Николаевна.

                                                                Исполнитель. Морозова Светлана, ЭКФ-09.

 

            Екатеринбург,

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….……3

  1. Методологические основы планирования деятельности предприятия... ..…..6
    1. Сущность внутрифирменного планирования………………………………….6
    2. Методы планирования деятельности предприятия………………………..…16
  2. Анализ и оценка деятельности Ачинской зерновой базы №17 за 2010-2012 годы……………………………………………………………………………………19
    1. Организационная структура Ачинской зерновой базы №17…………….…...20
    2. Динамика основных технико-экономических показателей за период с 2010

по 2012…………………………………………………………………………...……25

  1. Планирование деятельности Ачинской зерновой базы №17 на 2013 год…..34

Заключение……………………………………………………………………..……37

Список литературы………………………………..…………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    При любой экономической системе, любой форме собственности планирование деятельности предприятия является объективной необходимостью. Особенно велика роль внутрифирменного планирования в условиях рыночной экономики, когда перед предприятиями стоит задача устоять в конкурентной борьбе, закрепить или увеличить свою долю на рынке, противостоять влиянию нередко возникающих неблагоприятных внешних факторов.

   Определяющую роль планирования в обеспечении эффективной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики подчеркивают многие видные специалисты западных стран. Так, известные американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс пишут: «Планирование – это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы – поставщики, потребители, конкуренты, банки, - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность»

    Четкое определение целей  деятельности фирмы и условий  их достижения, взаимная увязка  и согласование производственных, финансовых и иных показателей, координация деятельности подразделений – эти и другие элементы планирования не зависят от системы экономических отношений в стране, они необходимы каждой фирме при любых условиях.

   Необходимость планирования деятельности предприятия условиях рынка объективно возрастает, т.к. предприятие является обособленным хозяйственным субъектом, целью деятельности которого является максимальная долговременная прибыль. Чтобы цель была достигнута, необходимо решить целый комплекс плановых задач:

- определение  роли и места предприятия на  рынке,

- планирование  программ своей деятельности,

- прогнозирование  цен на выпускаемую продукцию,

- снижение затрат  на единицу продукции,

- планирование  технического развития предприятия,

- определение  направлений использования собственных

финансовых  средств,

- планирование  привлекательности заемных средств.

  Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: "Планировать или быть планируемым". Смысл высказывания заключается в том, что предприятие или фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование - не всемогущий инструмент, однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы.

    Методология внутрифирменного  планирования охватывает ряд  теоретических выводов, принципов  планирования, методов разработки плана.

  Методика планирования – совокупность приемов, способов планирования в организации.

    Знание методов и принципов  планирования поможет предпринимателю  грамотно и четко заниматься  планированием деятельности фирмы,  принимать верные решения по её совершенствованию, быть готовым к различным ситуациям. План должен быть обоснованным, подтвержденным показателями эффективности.

  Тема данной работы актуальна, т.к. необходимо ознакомиться с методологией внутрифирменного планирования, чтобы применить её на практике.

Цель работы – рассмотреть методологию  внутрифирменного планирования на примере  Ачинской зерновой базы №17.

В ходе выполнения работы стоят задачи:

  1. Рассмотреть методологические основы деятельности предприятия на примере Ачинской зерновой базы № 17
  2. Проанализировать деятельность Ачинской зерновой базы №17
  3. Дать рекомендации по улучшению деятельности Ачинской зерновой базы №17 и разработать план на 2013 год.

   При выполнении работы была использована литература:

Маркова В.Д «Внутрифирменное планирование», Лященко В.П. «Планирование деятельности акционерного общества», Одинцова Л.А «Планирование на предприятии», Дубровский В.Ж. «Планирование, контроль и анализ деятельности фирмы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методологические основы планирования деятельности предприятия

    1. Сущность  внутрифирменного планирования.

При составлении плана  фирма описывает ожидаемые результаты экономической деятельности в будущий  период.

План фирмы – это система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.

Теория и практика менеджмента свидетельствуют, что  работа по плану дает менеджерам реальную возможность выбора ассортимента и  объема выпуска продукции, лучшей цены на свою продукцию и других управленческих решений, в то время как обычная  текучка, работа без плана на самом деле этого выбора лишают. Однако планирование – нечто большее, чем просто составление плана.

Планирование – важнейшая функция менеджмента, связанная с определением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Это система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений, которые заменяют рыночные механизмы во внутренней деятельности фирмы.

Это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний фирмы, которые желательны и которые не появятся сами собой без определенных усилий.

Планирование помогает фирме лучше справиться с неопределенностью внешней среды, в которой она работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса:

  1. Где фирма находится в настоящее время? (Текущее состояние бизнеса).
  2. Куда она движется? (Желаемое состояние).
  3. Как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты поставленные цели? (Наиболее эффективный путь).

Соответственно планирование опирается на аналитическую функцию управления и предшествует функции организации выполнения составленных планов: анализ – планирование – организация и контроль [6, c.20-45].

План призван показать, как эффективно перейти из нынешнего  состояния фирмы в желаемое. Посредством планирования перспективные цели фирмы трансформируются в пути достижения этих целей. При этом принимаются решения о том, что должно быть сделано, кем, когда и как. Следовательно, процесс планирования обеспечивает переход от описания того, что должно быть сделано, к описанию того, как это должно быть сделано, посредством графиков, бюджетов, распределения заданий между исполнителями.

  Занимаются планированием менеджеры всех уровней, которые планируют распределение ресурсов и работу других сотрудников фирмы в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность.

Планирование не гарантирует  избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные ситуации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается.

Планирование дает фирме имеет следующие преимущества:

- План отражает систему  ценностей и взгляды руководства  фирмы, его видение будущего, которое  помогает сориентировать персонал  фирмы в нужном направлении. 

- План опирается на  исходную ситуацию и описывает  ограничения, накладываемые внешней средой. Это делает планируемые результаты более осмысленными для менеджеров.

- План является инструментом  координации, который обеспечивает  согласование целей и выработку  компромиссов на базе объективных  критериев. 

- План облегчает контроль за деятельностью фирмы, позволяет оценивать расхождение между целями и результатами.

- План повышает готовность  фирмы реагировать на непредвиденные  изменения, при условии, что  на стадии планирования проводился  анализ возможных изменений.

- План способствует  более жесткому управлению фирмой, основанному не на импровизации, а на нормах, бюджетах и графиках.

Итак, главное преимущество планирования – оно повышает готовность фирмы реагировать на изменения  внешней среды.

Причины развития ВФП в рыночных условиях:

• самостоятельность  хозяйствующих субъектов;

• развитие и обострение конкуренции;

• обострение проблем  сбыта продукции, изменение как  направлений сбыта, так и роли потребителя в процессе реализации продукции;

• усиление давления внешнего рынка и процессов глобализации экономики;

• увеличение степени  неопределенности рыночной конъюнктуры  и другими причинами. В этих условиях план и рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок – за ее пределами [7,c. 48-56].

 

Задачи планирования:

1. Приспособить к будущим изменениям во внешней среде существующие внутри фирмы условия обмена результатами деятельности – цели, стратегии, организационную структуру, технологии, профессиональные навыки, и даже традиции персонала;

2. Обеспечить систему управления фирмой информацией о текущем и будущем состоянии внешних и внутренних факторов деятельности фирмы, потенциальных возможностях снижения риска вероятной для всех фирм финансовой и экономической несостоятельности;

3. Придать смысл трудовой деятельности всем, кто непосредственно вовлечен в дела фирмы (от рядового исполнителя до высшего руководителя), обеспечить, единый порядок, целенаправленность и координацию действий, обеспечить их согласованное взаимодействие;

4. Создать систему норм и правил (принципов, регламентов, инструкций, положений и т.д.), дающую возможность осуществлять контроль и эффективное регулирование параметров хозяйственной деятельности фирмы;

5. Найти и обосновать такие варианты перераспределения капитала, финансирования инвестиций, изменений отношений собственности, моделей мотивации персонала, которые могут наделить фирму потенциалом более эффективного функционирования как в текущем времени, так и в долгосрочной перспективе.

 

Принципы планирования:

Известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году выделил 4 ключевых принципа планирования:

- единство;

- непрерывность;

- гибкость;

- точность.

Позже Расел  Акофф обосновал еще один принцип  планирования – принцип участия.

Принцип единства (холизма, holism - целое) основан на представлении фирмы как единого целого (системный подход). Он реализуется через координацию и интеграцию планов отдельных подразделений по горизонтали и вертикали. Планирование играет объединяющую роль, обеспечивая согласование и увязку всех разработанных на фирме планов. Пример нарушения этого принципа: план маркетинга слабо увязан (скоординирован) с планом производства и планами других функциональных подразделений.

Информация о работе Сущность и функции планирования в управлении