Разработка стратегического плана предприятия на примере компании Azimut Hotels, осуществляющей деятельность в рамках гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является составление стратегического бизнес- плана для сети гостиниц «Azimut», который способствовал бы повешению конкурентных преимуществ с помощью приемов и методов стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
•систематизация знаний о стратегическом плане предприятия
•выявление критериев эффективности стратегического планирования
•изучение структуры выбранного предприятия
•анализ состояния внутренней и внешней среды предприятия
•составление рекомендаций по успешному ведению бизнеса

Содержание

Введение 3
1. Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана в сфере гостиничного бизнеса. 6
1.1. Определение стратегического плана 6
1.2. Структура стратегического плана. 8
1.3. Эффективность стратегического плана. 12
2.Глава 2. Разработка стратегического плана в сфере гостиничного бизнеса на примере сети гостиниц «Azimut Hotes». 14
2.1. Общая характеристика предприятия, его история, финансовые показатели. 14
2.2. Разработка стратегического плана 17
2.3. Оценка эффективности стратегического плана. 20
3. Заключение. 23
4. Источники информации. 25
Приложение 1. 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дегтяренко илона.docx

— 393.29 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«ФинансовЫй УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской  Федерации»

 

Кафедра «Общий менеджмент и управление проектами»

     

 

Междисциплинарная курсовая работа

по дисциплинам  «Теория  менеджмента» часть 2 «Теория организации» и «Бизнес-планирование»  на тему:

«Разработка стратегического  плана предприятия на примере компании Azimut Hotels, осуществляющей деятельность в рамках гостиничного бизнеса»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы АУ2-2

Дегтяренко И.С.

Научный руководитель

Доцент, к.э.н. Чемоданова О.Н.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Оглавление

Введение 3

1. Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана в сфере гостиничного бизнеса. 6

1.1. Определение стратегического плана 6

1.2. Структура стратегического плана. 8

1.3. Эффективность стратегического плана. 12

2.Глава 2. Разработка стратегического плана в сфере гостиничного бизнеса на примере сети гостиниц «Azimut Hotes». 14

2.1. Общая характеристика предприятия, его история, финансовые показатели. 14

2.2. Разработка стратегического плана 17

2.3. Оценка эффективности стратегического плана. 20

3. Заключение. 23

4. Источники информации. 25

Приложение 1. 26

 

 

Введение

В настоящее время продуктивная работа любого предприятия, его экономическое развитие и рост определяется четким заданием направления стратегических ориентиров, позволяющих лучшим образом реализовать не только человеческий капитал, но и многие другие ресурсы. Стратегическая программа призвана обеспечивать постоянный экономический рост, развитие предприятия, a так же повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Разработка качественной, комплексно обоснованной и обеспеченной ресурсами стратегической программы является одним из главных условий увеличения продаж, устойчивого и эффективного функционирования любого предприятия.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что до настоящего времени к разработке стратегий применялись только отдельные методы и подходы, вследствие чего стратегии утверждались к реализации довольно необоснованными, что в конечном результате приводило к неэффективным затратам ресурсов. Однако, данная проблема остается актуальной для большинства предприятий в современных российских реалиях. Стратегия является обоснованной лишь в том случае, когда к ней применяется разработка методов системного анализа, научных подходов, прогнозирования и оптимизации в совокупности, единовременно.  
В экономической литературе стратегический менеджмент представляет собой теорию и практику осуществления эффективности решений и обеспечения конкурентоспособности при помощи разработки стратегии организации с возложением ответственности за эту работу на руководителей. Следует отметить, что рубль, сэкономленный на стадии планирования и стратегического менеджмента путем упрощения процедуры принятия стратегического решения, на следующих стадиях воспроизводства вполне вероятно может привести организацию к потерям, которые в несколько раз превышают ранее полученную экономию.

 В настоящее время большая часть руководителей на своих предприятиях зачастую применяют практику использования тактического, или оперативного, менеджмента, который рассчитан не на долгосрочную перспективу, а лишь на текущую деятельность. В то время как стратегический менеджмент тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгосрочную перспективу. Однако руководители им пренебрегают. В результате прослеживаются многочисленные ошибки в процессе управления, которые ведут подчас к неисправимым последствиям. Подобное игнорирование стратегического менеджмента можно связать с его неполным освещением в современной литературе. Тем не менее, стратегический менеджмент является обязательным условием хозяйственной деятельности любого субъекта экономических отношений.

В связи с вышеизложенным целью данной курсовой работы является составление стратегического бизнес- плана для сети гостиниц «Azimut», который способствовал бы повешению конкурентных преимуществ с помощью приемов и методов стратегического менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

    • систематизация знаний о стратегическом плане предприятия
    • выявление критериев эффективности стратегического планирования
    • изучение структуры выбранного предприятия
    • анализ состояния внутренней и внешней среды предприятия
    • составление рекомендаций по успешному ведению бизнеса

Объектом исследования является международная сеть гостиниц бизнес- класса «Azimut Hotels». Предметом исследования является анализ деятельности и стратегии развития предприятия.

В качестве теоретической  основы для написания курсовой работы будут выступать труды зарубежных и отечественных экономистов по изучаемому вопросу, статьи из научных газет, журналов, интернет- информация, предоставленная для свободного использования.

 

  1. Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана в сфере гостиничного бизнеса.

    1. Определение стратегического плана

В области управления нет, по-видимому, ни одной более сложной для осмысления и понимания проблемы, чем стратегическое планирование. Стратегическое планирование как стратегия управления предприятием начало активно разрабатываться компаниями в 1990-е гг. 

Планирование как таковое  было актуально всегда. Традиционное планирование используется на предприятии, когда для него нет угрозы со стороны внешней среды, a также когда предприятие занимает монопольное положение в отрасли.

Появление высокой конкуренции  в конце 1980-начале 1990-х гг. поставило  под сомнение прежнее представление о стратегическом планировании.

В основе стратегического  планирования лежит понятие стратегии. По формулировке А. Чандлера (A. B. Chandler) стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» 1.

Таким образом, стратегический план- это  план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.2

Стратегический план можно также рассматривать как часть управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее вероятными перспективами развития и потенциальными возможностями. Стратегический план гибок и допускает:

а) наличие необходимых корректировок плановых заданий;

б) изменение системы мер по реализации этих планов на основе оценки происходящих изменений в деятельности организации и непрерывного контроля.

Необходимо, чтобы стратегический план предусматривал обеспечение следующими видами ресурсов:

1) финансовыми, в виду того, что они формируют текущие и капитальных активы; предприятия используют такие источники, как банковские кредиты, акционерный капитал, реализация облигаций;

2) человеческими ресурсами, которые представленн работниками, имеющими профессиональную подготовку; они осуществляют процесс управления (менеджеры, маркетологи, инженерно-технический персонал и другие служащие) и обеспечивают увеличение прибыльности производимой продукции. Основным источником данного типа ресурсов является рынок труда( рынок рабочей силы);

3) материальными ресурсами – здания, земля, производственные помещения, материальные запасы, оборудование, и т. д.;

4) интеллектуальными ресурсами – патенты, ноу-хау, лицензии, запатентованные дизайны, бренды, логотипы, секретные формулы и рецепты, базы данных, коммерческие коммуникационные сети и т. д.

В качестве основы стратегического  плана следует указать определение миссии организации, ее общих целей и масштабных программ деятельности. Цели стратегического уровня относятся к предприятию в целом, по своей природе они носят общий характер и формулируются исходя из смысла существования предприятия,  определяя ее место в бизнес- окружении.

В условиях осуществления своей деятельности в среде рыночной экономики стратегическое планирование необходимо осуществлять с учетом факторов воздействия внешней среды, для которых свойственны быстрые изменения различного рода: уровня насыщения рынков сбыта, конъюнктуры, появление новых товаров (услуг). При принятии решений эти колебания создают высокую степень неопределенности для фирмы. Таким образом, происходит увеличение хозяйственных рисков.

Следует отметить, что только при наличии стратегического плана становится реальным избежать таких негативных явлений, как ситуации, в которых каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения задач, не согласованные с общей деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.

 

    1. Структура стратегического плана. 

В зарубежной литературе можно заметить несколько подходов к разработке стратегического плана развития организации, многие из которых были переработаны с учетом особенностей хозяйствования российских предприятий. 

Хотелось бы отметить несколько подходов к разработке структуры стратегического плана. 

Фатхутдинов Р.А. предлагает разрабатывать систему стратегических планов фирмы, состоящую из планов двух уровней:

  • стратегия организации на определенный период;
  • стратегические планы, раскрывающие стратегию предприятия и обеспечивающие достижение стратегических целей на тот же период (разделы “Стратегии фирмы”).

Состав “Стратегии фирмы” как комплексного планового документа  предполагается следующие основные разделы:

  • описание фирмы;
  • стратегия маркетинга;
  • стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы;
  • стратегия обновления выпускаемой продукции;
  • стратегия развития производства;
  • стратегия обеспечения производства;
  • стратегический финансовый план фирмы;
  • стратегия международной деятельности фирмы;
  • стратегия развития системы менеджмента;
  • организация реализации стратегии фирмы3.

Данный подход предусматривает  детально рассмотрение системы стратегических планов, поскольку включает в стратегический план вопросы организации реализации стратегии фирмы, стратегию развития системы менеджмента, что является элементом не столько стратегического планирования, сколько стратегического менеджмента.  

Любанова Т.П. предлагает построение стратегического плана  в форме концепции4, которая содержит:

  • результаты стратегического анализа (краткие выводы SWOT-анализа);
  • стратегия предприятия: базовая стратегия (по результатам стратегического анализа), синергический бизнес-портфель (по результатам стратегических зон хозяйствования), функциональные стратегии (по результатам технико-экономического планирования);
  • программы стратегического плана;
  • финансовый план предприятия (долгосрочный);
  • основные показатели стратегического плана (как ориентиры достижения стратегических целей).

 

 Как мы видим, понимания состава  и структуры стратегического  плана и структуры весьма различно, однако автору данной курсовой работы наиболее близок подход, проиллюстрированный  рисунком 1.

Рисунок 1. Структура стратегического планирования

 Стратегическое планирование можно рассматривать как совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают друг из друга. Существует так же и устойчивая обратная связь, влияние каждого процесса на остальные.

Таким образом, как следует из представленной выше схемы, стратегическое управление включает:

• определение миссии организации;

• формулирование целей и задач функционирования организации;

• оценку и анализ внешней среды;

• оценку и анализ внутренней структуры;

• разработку и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Последние же 2 пункта( реализация стратегии  и ее оценка) входят в стратегическое управление.

Следует рассмотреть каждый из этих пунктов по отдельности.

    1. Определение миссия организации. По определению М. Мескона « миссия- это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования.»5
    2. Формулирование целей и задач. Для описания уровня и характера деловых притязаний, которые свойственны тому или иному предприятию, применяются термины "цели" и "задачи". Цели и задачи, как правило, отражают уровень обслуживания потребителей, однако они так же призваны создавать мотивацию у людей, задействованных на производстве данного товара или услуги. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:

• качественные цели;

• количественные цели;

• стратегические цели;

Информация о работе Разработка стратегического плана предприятия на примере компании Azimut Hotels, осуществляющей деятельность в рамках гостиничного бизнеса