Развитие офисных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 21:47, научная работа

Краткое описание

Цель этой книги — рассказать вам, как использовать принцип магической пирамиды, чтобы писать ясные и понятные деловые документы. Написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый - определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно. Когда вы знаете основную цель сообщения, вы едва ли испытываете трудности с изложением проблемы:

Содержание

Введение 17
Глава 1. Почему именно пирамида? 19
Строительные блоки пирамиды -
От главного к группам. Порядок подачи идей:
строим сверху вниз 23
От идеи к структуре. Порядок осмысления от частного к главному 25
Глава 2. Архитектура пирамиды 31
Вертикальная взаимосвязь -
Горизонтальные взаимосвязи 35
Как построить Введение в документ 36
Глава 3. Начинаем строить пирамиду 39
Способ строительства «сверху вниз» -
Способ строительства «снизу вверх» 44
Предупреждения начинающим строителям 49
Глава 4. Достоинства хорошего Введения 51
Интрига во Введении -
Почему история? -
Насколько длинным должно быть Введение? 53
Счего начинать описание ситуации? 54
Что такое проблема? 55
Почему выбран именно такой порядок? 56
Что важно знать о ключевой линии? 58
Новые примеры 60
Еще раз о Введении 62
Некоторые типы Введений 63
Указания или директивы -
Запросы и требования ресурсного обеспечения 64
Инструкции и документы типа «Как сделать то-то и то-то...» 65
Письмо с предложениями 67
Доклад о развитии или работе 68
«Мостики» между структурными единицами текста 69
Отсылка к сказанному ранее -
Приемы промежуточных заключений 72
Заключение всего документа (Окончательные выводы) -
Глава 5. Дедукция и индукция: различия 77
Дедуктивное обоснование -
Как используется дедукция 78
Когда можно и нужно пользоваться дедукцией 80
Индуктивные рассуждения 83
Как пользоваться индукцией 84
Как отличить индукцию от дедукции 86
Глава 6. Как организовать и «высветить» структуру документа 89
Заголовки -
Подчеркивание 93
Десятичная нумерация 95
Графическое выделение 97
ЧАСТЬ II
Логика делового мышления
Введение 103
Глава 7. Методы организации идей в группах 105
Временная последовательность 107
Незавершенное установление порядка -
Спутанная логика 108
Ложное объединение в группы 109
Структурный порядок 110
Создание структуры -
Описание структуры 112
Организация структуры 113
Ранжирующий порядок 116
Создание классификационных групп —
Дополнительные примеры на группирование идей
и высказываний 120
Глава 8. Особенности процесса решения проблем 127
Процесс решения проблем -
Что за проблема? 129
В чем заключается проблема? -
Почему возникла проблема? 130
Что мы можем сделать, чтобы разрешить проблему? -
Что нам следует сделать, чтобы разрешить проблему? 131
Определение конкретной проблемы -

Система: Документ-Оцифровка-Телекоммуникация 132
Подготовка графических справочников 135
Структуры аналитического исследования проблем 140
Пять типичных «логических деревьев» -
Использование концепции логических деревьев 144
Глава 9. Вопросы заключительных утверждений 151
Итоговая мысль как следствие из ряда действий 153
Учет значения слов 154
Каждому действию свой логический уровень 160
Формулировка вывода из заключений 164
Поиск структурного сходства 165
Наглядное представление взаимосвязей 167
Глава 10. Необходим понятный текст 173
Создание образов 175
Копирование образов при помощи слов 177
Приложение. Решение проблем в бесструктурных ситуациях 181
Аналитическая абдукция 182
Научная абдукция 183

Вложенные файлы: 1 файл

[Barbara_Minto]_Zolotuee_pravila_Garvarda_i_McKins(BookFi.org).doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)

Примерно то же самое желательно сотворить во Введении, если вы хотите привлечь читательский интерес к предмету документа при помощи истории, рассказанной о нем. Но каждая хорошая история имеет начало, середину и конец. Так и во Введении ситуация предполагает определенную проблему и предлагает определенное решение. Решение всегда будет главным пунктом, так как вы всегда пишете либо для того, чтобы разрешить проблему, либо для того, чтобы ответить на вопрос, который сидит в сознании читателя.

Вы не забыли, что история должна быть «хорошей» историей для читателя? Если вы когда-нибудь рассказывали истории детям, то вы знаете, что лучшая история для них - это та, которую они уже знают. Следовательно, если вы хотите рассказать читателю хорошую настоящую историю, вы расскажете ему ту, которую он уже знает, или ту, которую он мог бы знать.

Акцентируя психологический аспект, подскажем, что вам следует рассказывать ему о тех вещах, с которыми, по вашему мнению, он легко согласится. Не стоит начинать со спорных мыслей или фактов, которые не очевидны для читателя. Легкое восприятие суждений, не вызывающих раздражения, заставит читателя отнестись к наиболее существенным идеям вашего документа внимательно и уважительно, чем если бы он сразу столкнулся с запутанными и спорными для него деталями.

Насколько длинным должно быть Введение?

Вы спрашиваете у меня, насколько длинным должно быть Введение? Насколько длинными должны быть ноги человека? (Настолько, чтобы доставать до земли.) Введение должно быть настолько длинным, насколько это необходимо вам, чтобы убедиться в том, что вы и ваш читатель «начинаете с одного и того же места». И только когда вы убедились в этом, вы можете взять «прирученного» читателя за руку и повести его за собой.

 

Обычно длина Введения - это два-три параграфа, организованных так, как показано на рис. 11. Ситуация и проблема должны состоять из трех или четырех высказываний. Не стоит делать их длиннее, потому что это может стать неинтересно, ведь адресат уже как бы знает историю. На самом деле, если вы слишком удлините Введение, то будете повторять уже очевидное.

Однако, по контрасту. Введение может состоять всего из одного предложения, например: «В вашем письме от 15 января вы спрашивали меня о...». Чем чаще вы общаетесь по работе с кем-то, кому адресуете написанное, тем короче может быть ваше Введение. Но помните: в любом Введении должно быть полноценное разъяснение читателю о его вопросе или проблеме.

С чего начинать описание ситуации?

Вы начинаете описание ситуации с суждения о предмете, с которым читатель, на ваш взгляд, согласится, потому что вы рассказываете ему нечто известное. Если вы вдруг обнаружите, что не можете высказать такое суждение о предмете, значит, вы выбрали или неправильную тему изложения, или начинаете рассуждения не с того места. Вы рискуете спугнуть или вовсе потерять читателя.

Рис. 11. Определение линии ключевых утверждений в начале документа

 

Если вы можете обратиться в докладе или деловом письме к потенциальному читателю по имени, то определить, с чего начать, обычно довольно легко. Вы начинаете с суждения о предмете, которое самодостаточно и бесспорно. Самодостаточность здесь следует понимать как отсутствие необходимости в предыдущих суждениях или умозаключениях. А бесспорность — как обязательное или возможное согласие читателя с мыслью, высказанной в суждении.

Но если вы пишете доклад для широкого круга читателей, статью для журнала или книги, основной вашей заботой будет не столько напомнить читателю об известном вопросе, сколько обосновать важность и значение этого вопроса. В этом случае начинать гораздо труднее. Исходите из предположения, что ваш читатель умеренно информирован, и начните с объяснений, включающих уже признанные представления и знания о предмете. Организовав знакомый материал в привлекательной форме, выделив в нем те стороны, о которых читатель не подозревал прежде, вы подтолкнете его к наболевшему вопросу, обсуждению которого и посвящена ваша работа.

Ключевой характеристикой всех первых высказываний о ситуации является то, что они заставляют читателя ждать дополнительной информации. Именно поэтому их часто называют открытыми суждениями. Каждое такое высказывание как бы подводит базу для начала истории. Ниже приводится несколько типичных примеров:

  • Энергоинвест обдумывает возможности экспорта алюминия с завода 
    в Мостаре в Циар, Чехословакия. (Доклад.)
  • Каждая служба по охране здоровья испытывает нарастающее давление 
    со стороны сил, стремящихся сократить расходы. И ирландская служба 
    не исключение. (Отчет.)
  • Если мы не вкладываем в наши слова какой-то особый смысл, то на сегод-няшний день нет ничего легче, чем опровергнуть старую поговорку: «Не-льзя держать хорошего человека внизу». (Книга.)

Что такое проблема?

Проблема во Введении - это не житейская трудность в обычном смысле этого слова. Она является таковой только в нашем рассказе о ситуации. Чаще всего она описывает альтернативу стабильному положению, а не суть затруднения саму по себе. Хотя иногда альтернатива сама по себе уже есть источник головной боли. На рис. 12 показано несколько возможных видов затруднений, описываемых в деловых документах.

 

Рис. 12. Затруднения как альтернатива стабильной ситуации

 

СИТУАЦИЯ

ЗАТРУДНЕНИЕ

ВОПРОС

Обнаружена стабильная

ситуация

Нечто идет неправильно

Нечто может пойти неправильно

Что нам делать?

Как мы можем предотвратить это?

 

Нечто изменилось

Что нам следует делать?

 

Нечто может измениться

Как нам следует реагировать?

 

Вот то, что мы могли бы ожидать

Мы ожидали этого?

 

Существуют иные точки зрения

Кто прав?

 

В этом положении мы имеем три альтернативы

Что нам выбрать?


На рис. 13 показаны некоторые Введения, случайным образом подобранные из популярных журналов. Отдельно выделили структуры этих Введений, на которые стоит обратить внимание.

Почему выбран именно такой порядок?

Ситуация - осложнение - вопрос - это необходимые элементы любого Введения. Однако порядок этих частей может варьироваться для того, чтобы придать особое, специфическое звучание документу. Обратите внимание, как меняется тон и настроение в каждом из этих примеров. 

Рис. 13. Различные примеры Введений

Маркетинговая близорукость


Каждая ведущая отрасль индустрии была когда-то растущей отраслью. Но сейчас некоторые из них, поднявшиеся на волне энтузиазма, клонятся к упадку. Другие, о росте которых думали как о временном явлении, действительно перестали расти. И во всех случаях рост находится под угрозой. Царит замедление темпов или полная остановка. Но не потому, что стагнирует рынок, а потому, что плохо организовано управление.

Ситуация        = Ведущие отрасли индустрии прекратили расти или находятся под угрозой упадка.

Затруднение   = Существует тенденция объяснять снижение темпов роста стагнацией рынка.

Вопрос = Верна ли эта тенденция?

«Гарвард бизнес ревью»

Взлом японских рынков

С укреплением японской иены появились дополнительные возможности для конкуренции с японскими компаниями и ликвидации торгового дисбаланса между Токио и Вашингтоном. Многие лидеры компаний в Соединенных Штатах и Европе ищут новые возможности проникнуть на японский рынок. Разочарование ждало тех из них, кто попытался стать инсайдером, то есть войти на рынок изнутри. Некоторые компании после этого оставили свои попытки, решив направить усилия в сторону растущих рынков Китая и Индии. Но, игнорируя Японию, они совершают большую ошибку.

Ситуация        = Американские и европейские компании разочаровались

в японском рынке

Затруднение   = Они переориентировались на Китай и Индию 
Вопрос = Не совершают ли они ошибку?

«Нью-Йорк таймс»

Визуальное развитие в ледниковую эпоху

Археологические находки за период до эпохи неолита содержат исключительно утилитарные артефакты - каменные орудия труда. И только за тридцать пять тысяч лет до нашей эры в Европе происходит драматический поворот событий. Археологи находят не только новые виды каменных орудий, но и первые символические предметы: украшения для тела - бусы и подвески, украшения жилья - наскальные рисунки и скульптуры.

Этот культурный взрыв одновременно охватывает громадные территории Западной и Восточной Европы. Почему так произошло?

Ситуация         = В течение двух с половиной миллионов лет - только каменные орудия труда

Затруднение    = Внезапное возникновение искусства приблизительно тридцать пять тысяч лет назад

Вопрос = Почему?

«Нешнл Джиогрэфик»

 

Обоснованное Введение: ситуация — осложнение — вопрос

За последние годы на счета фирмы поступило большое количество денег за услуги, оказанные в диверсификации видов клиентской деятельности. Однако еще никто в лондонском офисе не смог потребовать ящик шампанского, причитающийся тому консультанту, кто первым сможет продемонстрировать клиента, чьи покупки или поглощения других компаний не могли бы быть предприняты без наших усилий. Поскольку объем наших услуг по диверсификации возрос на 40% за последние пять лет, у нас есть необходимость, время и опыт для того, чтобы предпринять исследования и установить, какие пути и способы диверсификации могут принести максимальную пользу клиенту.

Этот доклад содержит описание главных целей предполагаемого исследования и намечает пути и гипотезы для этой работы.

Вопрос на первом месте: вопрос — ситуация — осложнение

Первой целью данного исследовательского проекта будет рассмотрение наших возможностей по оказанию услуг в сфере диверсификации деятельности клиентов. Только в лондонском офисе объем наших услуг по приобретению и поглощению других компаний возрос за последние пять лет на 40%. И тем не менее мы не можем указать ни. одного поглощения или приобретения, которое не состоялось бы без наших усилий.

Главная цель нашего доклада...

Тревожное Введение: осложнение — ситуация — вопрос

Как мне известно, никто в лондонском офисе не может утверждать, что найдется хоть один наш клиент, который не достиг бы результата без нашего участия. То есть мы не можем приписать заслуги по диверсификации клиентской деятельности только себе самим. Ситуация выглядит удивительно, поскольку объемы услуг в этой сфере за последние пять лет выросли на 40%. Чтобы и дальше расширять это направление деятельности, необходимо убедиться в том, что она полезна клиентам. Иначе мы рискуем своей репутацией. Следовательно, мы должны провести необходимые исследования, опираясь на наш опыт, и убедиться в том, что наша деятельность все еще полезна клиентам.

Главная цель нашего доклада...

Что важно знать о ключевой линии?

Ключевая линия не только содержит ответ на вопрос, поднятый суждением, содержащим вашу главную мысль, но и определяет план всего документа. Следовательно, если документ велик по объему, положения ключевой линии желательно выделить особым образом, как это показано на рис. 11. Затем вы можете выделить первое положение ключевой линии как заголовок и начинать писать (см. главу б «Как организовать и «высветить» структуру документа»). 

Стремитесь к тому, чтобы читатель мог воспринять утверждения ключевой пинии за первые 30 секунд или даже быстрее. Помните: весь документ в целом посвящен в первую очередь объяснению или обоснованию основных утверждений. Таким образом, у вас есть возможность дать читателю сразу определить-ся, надо ли ему внимательно изучать весь документ или он без внутреннего сопро-тивления может принять вашу точку зрения. К какому бы выводу он ни пришел, он из Введения знает, что его ждет в документе, и имеет возможность более внимательно воспринимать информацию.

Если документ короткий, состоит из одного или двух разделов, в которых вы обосновываете ключевые положения, нет необходимости дублировать эти мысли одновременно в тексте и в заголовках. В этом случае поставьте главные фразы в начало ваших параграфов и выделите их так, чтобы они как бы выпры-гивали из общего текста.

Не забывайте, что утверждения ключевой линии в любом случае должны быть содержательны. Это позитивные идеи, а не перечисления «кирпичиков» текста. Следующий пример показывает, как нельзя обозначать ключевую линию.

«Этот доклад содержит проект организации командного подхода, направленный на значительное увеличение доходов. Проект изложен в шести разделах:

Предыстория

Принципы разработки командного подхода

Цели разработки

Как организовать программу

Возможные результаты и достоинства

Предпосылки для успеха».

Предложенное банальное перечисление абсолютно бесполезно в том смысле, что читатель ничего не может узнать о содержании документа. Это просто некоторая цепочка слов, которая не дает никакой перспективы и никаких ориентиров, отнимает у читателя время и рассеивает его внимание.

Опыт показывает, что ни в коем случае не стоит придумывать заголовки типа «Предыстория» (или «Введение»). Главная мысль должна быть выделена по отношению к обосновывающим суждениям, находящимся на более низких уровнях абстракции. Так, в вышеприведенном примере, автор не выделяет каких-то опорных пунктов и говорит только о теме всего доклада. Это может наводить на подозрение, что аргументация не выстроена, а главная мысль не до конца обоснована. В действительности, мы можем даже предполагать, что суждения, помещенные в разные разделы, относятся к одной иерархической группе. Например: мысли из раздела «Возможные результаты и достоинства» могли бы быть затронуты в разделе «Цели разработки», а часть положений из раздела «Предпосылки для успеха» относится к разделу «Как организовать программу».

Никогда не забывайте о том, что писать надо об идеях, а не о категориях, в которые они могут быть затем объединены.

Информация о работе Развитие офисных навыков