Развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе мы рассмотрим три вопроса касающиеся развития политической мысли:
- Политическая мысль Древнего мира и Античности;
- Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).
- Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье

Содержание

Введение 2
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности 3
2. Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.). 7
3. Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие политической мысли.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

     Оглавление 

 

Введение
 
 

     Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления  и развития. Элементы политического  научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих  философских теорий.

     Следует иметь в виду, что идеи и взгляды  мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений и процессов.

     В своей контрольной работе мы рассмотрим три вопроса касающиеся развития политической мысли:

     - Политическая мысль Древнего  мира и Античности;

     - Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).

     - Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье

 

     

1. Политическая мысль Древнего мира и Античности
 

     Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления  и развития. Без изучения истории  политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

     Политическая  мысль зародилась в глубокой древности  в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме, красной  нитью проходя через античную философию.1

     В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей наиболее далеко продвинулся Гераклит (540-480 гг. до н. э.). Именно в его философском учении впервые возникают мысли об общественном устройстве: постоянные изменения и преобразования, подчиненные всеобщему закону, несотворенному и неуничтожимому – логосу, происходят и в обществе, определяя тем самым его развитие. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

     Согласно  Демокриту (460-370 гг. до н.э.), разумно устроенный полис является результатом общего дела свободных граждан и служит для них основной опорой. Поэтому каждый должен вносить свой вклад в общее дело, чтобы таким образом обеспечить всеобщее благополучие. Для достижения общего благополучия у полиса есть три пути. Первый - это воспитание, образование и обучение, которые формируют в человеке способность правильно мыслить, должным образом действовать и со знанием дела принимать разумные решения. Второй путь - единомыслие, как синоним моральной и социально-политической солидарности. Третий путь - это умелое управление, характеризуемое Демокритом как "наивысшее из искусств". К управлению, по его мнению, могут привлекаться те, кто способен повседневно изучать искусство политического управления, кто обладает соответствующими знаниями и достоинствами, кто знает настроения и интересы людей, кто умеет властвовать над собой. Рациональным государством видит демократию, выступает против монархии.

     Софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек — есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

     Подобные  учение подверг критике в своих  произведениях «Государство» и  «Законы» виднейший философ античности Платон (427 — 397 гг. до н. э.), Понимание политики как частного дела он находил небезопасным и вредным, ибо оно, по его мнению, призывает людей к неповиновению законам. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь порочные формы государства» – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия2 - это власть честолюбцев, честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого обще го беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

     Основным  условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, определяющейся строгой иерархией  сословий: философы-правители, стражи-воины, ремесленники и крестьяне. Идея Платона  о разделении труда, лежащая в  основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

     В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства по средством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ - общением3.

     Все формы государства Аристотель разделяет  на правильные и неправильные. Правильными  являются те, где истинная цель государства  состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых  имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

     Политический  идеал Аристотеля — государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная  форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

     Значительный вклад в развитие политической мысли в Древ нем Риме внес Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

     Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон  считает смешанную форму, важнейшим  достоинством которой является прочность  государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

     Политическая  мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм  был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного  общества.

     Политическая  мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти — одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Ран нехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

     Наиболее  развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель4. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

     Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что  повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны  духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного  правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния.

     Фома  Аквинский был сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

2. Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).
 

     В средние века (V – XI века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Иисуса Христа: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу богово»5.

     Христианская  церковь пытается доминировать над  светской властью («град божий есть высший град»), град земной включает в себя дьявольскую волю. Для совершенствования государства необходимо обновление града земного в русле христианской добродетели и гуманизма (Ангустин).

     Государство имеет позитивную ценность и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей (Фома Аквинский).Существуют четыре вида права:

     1. вечное право - мудрость Бога;

     2. божественное право - заповеди;

     3. естественное право - стандарты  истины и справедливости;

     4. позитивное право вводимые государством  законы.

     Если  позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву  и разуму, то оно незаконно и  в этом случае народ имеет право  выступить против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом (Фома Аквинский).

     Наиболее развитую концепцию средневекового отношения к политике сформулировал один из самых крупных и авторитетных мыслителей христианства - епископ Августин Аврелий (354 – 430 гг.) в своем знаменитом трактате «О граде Божьем».

     Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство – это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее свой целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.

Информация о работе Развитие политической мысли