Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

Политика экономического развития, обозначенная в документе, на 2013 - 2017 годы будет направлена на рациональное использование национальных природных ресурсов, преодоление  социальных последствий и выведение  экономики страны на устойчивый вектор развития в условиях оздоровления политической ситуации в стране.

В данном документе обозначены экономические приоритеты, которые  уже в ближайшие пять лет должны существенно повлиять на состояние  экономики, государственного бюджета  и рынок труда. Поэтому основными  критериями для выбора экономических  приоритетов на 2013-2017 годы стали: (1) высокая добавленная стоимость; (2) налоговая ёмкость; и (3) создание рабочих мест и, соответственно сокращение безработицы.

Ускоренная реализация экономических  приоритетов, сформулированных в документе, позволит в предстоящие  пять лет  оказать положительное воздействие  на сокращение дефицита государственного бюджета и снизить социальную напряжённость в обществе через  рост занятости.

Бизнес-среда на предстоящую  перспективу должна быть ориентирована  на восстановление и укрепление здорового  инвестиционного климата в стране, дебюрократизацию государственного регулирования и предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам. Начиная с 2013 года в течение последующих пяти лет необходимо проводить постоянную и системную работу для вхождения Кыргызстана в 2017 году в первую тридцатку стран с наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведение бизнеса», выйти на лидирующие среди стран СНГ позиции в рейтинге экономической свободы, заняв в нем не ниже 40-го места.

Системная борьба с коррупцией, легализация теневой экономики  и дебюрократизация государственного аппарата должны к 2017 году вывести страну в число пятидесяти стран в международном рейтинге восприятия коррупции.

Процесс реализации инвестиционных проектов на местах, предлагаемых в  данном документе, положительно повлияет не только на экономическое оздоровление регионов, но и на социально-политическую ситуацию в целом.

Учитывая концептуальный подход к формулированию политики экономического развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, детализация конкретных мер  и действий, исходя из временных  рамок бюджетного процесса, должна производиться в рамках ежегодных  и трехлетних детальных планов Правительства  Кыргызской Республики по реализации политики экономического развития страны, обозначенной в рамках данного документа.

Координация реализации экономических  реформ, эффективное реагирование на изменение экономической ситуации в стране должны осуществляться Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики.

Кыргызстан должен добиться устойчивого экономического роста  и построения эффективно функционирующей  социальной рыночной экономики. Главную  роль в развитии страны должен играть частный сектор,  задача государства  в развитии которого, в первую очередь, должна состоять в создании благоприятных  условий для деятельности частного сектора.

Ключевым целевым ориентиром станет макроэкономическая стабильность. Достижение в среднесрочной перспективе  устойчивого роста экономики, сбалансированного  бюджета, предсказуемой инфляции и  жизнь «по средствам», не за счет «будущих поколений» станет основным залогом экономической стабильности.

Государственные инвестиции (Программа государственных инвестиций) должны направляться на развитие тех  секторов экономики, рост которых в  наибольшей степени содействует  развитию экономики отдаленных областей и имеющих значительный мультипликативный  эффект на развитие смежных отраслей.

Макроэкономическая стабильность должна выражаться в достижении и  сохранении следующих ключевых количественных параметров:

Таблица 14.

Ключевые количественные параметры макроэкономической стабильности в 2013-2017 гг.

Параметр:

Целевой показатель:

Среднегодовой реальный рост ВВП

Не менее 7%

Инфляция

Интервал 5%-7% (с 2015 г.)

Дефицит бюджета 

Не более 5% к ВВП

Государственный внешний долг

До 60% к ВВП 


 

Наиболее значимыми ограничениями  экономического развития Кыргызстана  являются:

  • географическое расположение: отсутствие выхода к морю и удаленность от главных экономических центров;
  • сервисно-аграрная структура экономики;
  • отсутствие легко извлекаемых энергетических ресурсов и полезных ископаемых;
  • отсутствие длительного опыта развития рыночной экономики;
  • транзитный характер экономики.

С обретением независимости  вышеуказанные факторы совпали  с последствиями макроэкономической нестабильности (инфляция, серьезный  дефицит потребительских товаров) позднего периода перестройки. Распад СССР привел к прекращению бюджетных  субсидий из центра и поставки дешевой  энергии из других республик, кризису  в торговле между республиками, коллапсу в спросе на военную продукцию, резкому  изменению в ценах, огромному  росту транспортных издержек, а также  необходимости решать совершенно новые  задачи, с которыми столкнулась наша страна.

В результате, имели место  следующие тяжелые социальные и  экономические последствия:

  • гиперинфляция и серьезный спад производства привели к потере половины реальных объёмов ВВП и 2/3 объёмов промышленного производства;
  • уменьшение реального размера заработной платы и социальных пособий, рост безработицы и отсутствие жизненного опыта в рыночной экономике привели к росту бедности и неравенству, что стало следствием миграционного оттока населения за пределы страны;
  • заметное ухудшение состояния образования, здравоохранения, культуры и других социальных услуг.

Однако в ранний переходный период Кыргызстан смог быстро приспособиться к новым условиям. Комплексные  институциональные, социально - экономические  реформы, проведенные в первой половине 1990-х годов, помогли создать базовые  государственные институты, преодолеть спад производства, а введение национальной валюты позволило достигнуть первоначальной макроэкономической стабилизации, а также предотвратить угрозу срыва выполнения государством социальных обязательств перед гражданами страны. Либерализация цен, приватизация государственных предприятий, распад больших колхозов и совхозов в сельском хозяйстве, земельная реформа, проводимая параллельно в стране, и внешнеэкономическая либерализация прошли болезненно для общества, но следствием этого переходного периода стало зарождение и расширение вклада в экономику частного сектора, представленного, в основном, малым и средним бизнесом. Эти изменения помогли возникнуть новым социальным группам, таким как предприниматели, частные фермеры и торговцы (включая, так называемых, «челночников»).

К сожалению, перечисленные  реформы не всегда были последовательными  и всесторонними. Государственный  бюджет оставался несбалансированным; многие структурные реформы (приватизация, реструктуризация инфраструктуры) остались незавершенными; социальные обязательства  превышали реальные финансовые возможности.

Все эти недостатки подорвали  социальную и экономическую стабильность страны, а негативное влияние мирового финансового кризиса 1998-1999 годов, привело  к росту уровня бедности в стране, макроэкономической дестабилизации и  увеличению уровня внешнего долга. После  кризиса социально-экономическое  положение Кыргызстана несколько  улучшилось, уровень бедности значительно  сократился. Это был результат  работы многих людей, которые смогли адаптировать себя к новым условиям и взять ответственность за себя и свои семьи.

Формирование рыночной экономики  в первые годы независимости государства  потребовало внедрение кардинальных институциональных изменений и  рыночных механизмов во всех сферах экономики, что привело к росту ВВП.

Так, средний темп экономического роста в Кыргызстане в период 1996-2000 годов составил 5,6% в год, что  является одним из лучших показателей  среди стран СНГ. Однако, в течение последнего десятилетия экономический рост характеризовался снижением среднегодовых темпов роста. Так, среднее значение экономического роста в 2001-2011 годах составило менее 4,3%. Хотя в 2007-2008 годы реальный рост экономики достиг максимальных значений (более 8,0%). Показатели роста экономики Кыргызстана за последние 10 лет оказались самыми низкими среди стран СНГ.

При этом, основными внутренними  причинами экономической неустойчивости являются незавершенность и непоследовательность структурных реформ, проводимых в  стране, включая реформирование сектора  государственного управления, слабое развитие банковского и финансового  рынков, не ясные и постоянно меняющиеся условия для развития частного предпринимательства  и привлечения иностранных инвестиций. В дополнение, экономика сильно подвержена влиянию негативных внешних факторов: высокий уровень зависимости  от конъюнктуры на мировых продовольственных  и финансовых рынках, удаленность  от основных международных товарных и финансовых рынков; наличие протекционистских  режимов во внешнеэкономической  деятельности со стороны соседних стран.

Большой дефицит государственного бюджета в последние годы является одной из главных экономических  проблем страны. Обслуживание государственного долга становится одной из самых  больших статей государственных  расходов и требует сокращения и  без того скудных средств, затрачиваемых  на выполнение основных функций государства. Резкое уменьшение внешних заимствований  на покрытие дефицита бюджета становится необходимым условием устойчивого  развития страны в предстоящие годы. Несбалансированность бюджета связана  и с тем, что в стране сформировался  значительный неформальный сектор, который  по оценкам Национального статистического комитета Кыргызской Республики составляет около 18% ВВП (по оценкам международных финансовых институтов - от 40% до 60%).

Макроэкономическая ситуация в Кыргызстане в течение последних  лет все еще остается недостаточно устойчивой.

Ключевыми направлениями  экономической политики на среднесрочную перспективу будут:

  • достижение и сохранение макроэкономической стабильности через сокращение бюджетного дефицита, внешнего долга и инфляции;
  • стимулирование экономического роста через равномерное распределение налогового бремени на экономику, привлечение внешних и внутренних инвестиций в инфраструктуру, улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата, интегрирование экономики в региональную экономическую систему, а также реализация структурных реформ для развития ключевых отраслей экономики (энергетика, горная добыча, переработка сельхозпродукции, транспорт, финансовый сектор и другое);
  • необходимость обеспечения средних темпов ежегодного экономического роста не менее 7% в год для выполнения поставленных целей социально-экономического развития страны. Решение этой задачи требует достижения и поддержания макроэкономической стабильности на основе тесной координации макроэкономической политики, направленной на полное содействие развитию экономики;
  • обеспечение продовольственной безопас

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики