Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

Распределение доходов между  бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

Планирование бюджетных  расходов, влекущих за собой потенциальный  рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения  социальных задач.

Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного  блага.

Использование таких форм бюджетных заимствований, которые  обеспечивают наиболее надёжное и эффективное  привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в  деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов.

Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения  бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных  расходов в связи со структурной  перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные  обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём необходимых  государственных расходов велик. Эти  обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно  классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется не восполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный  дефицит может быть хроническим  или временным. Хронический дефицит  повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический  дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану  бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также  различают следующие виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

 

Меры по управлению бюджетным  дефицитом

В целях облегчения последствий  бюджетного дефицита для экономики  страны может быть предпринят ряд  мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор.

Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

бюджетные кредиты;

кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

иные источники внутреннего  финансирования дефицита бюджета:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

поступления от реализации государственных/региональных /муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

курсовая разница по средствам бюджета;

прочие источники внутреннего  финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

кредиты кредитных организаций  в иностранной валюте.

прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

 

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Доходы государственного  бюджета и ее эффективность  в покрытии дефицита бюджета

В ресурсную часть государственного бюджета за 2012 год всего поступило 114 461,7 млн. сомов, или 97,3 % к плану в сумме 117 654,5 млн. сомов. Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличились на 10 896,0 млн. сомов, или на 10,5 %. Удельный вес к ВВП составил 37,6 %, что на 0,3 %  процентных пункта ниже аналогичного уровня 2011 года.

Совокупные доходы (текущие доходы и поступления от продажи нефинансовых активов) государственного бюджета за 2012 год (с учетом специальных средств и внешних грантов ПГИ) составили 87 008,1 млн. сомов, или 96,7 % к плану в сумме 89 992,6 млн. сомов.

Общий объем текущих доходов государственного бюджета за 2012 год составил 86 772,1 млн. сомов или 96,8 % от плана в сумме 89 642,6 млн. сомов. В сравнении с показателем предыдущего года текущие доходы государственного бюджета возросли на   12,1 % или на 9 347,8 млн. сомов.

Объем налоговых доходов за отчетный период составил 63 911,4 млн. сомов, или 96,6 % от плана в сумме 66 178,6 млн. сомов. По отношению к уровню прошлого года налоговые доходы выросли на 10 894,0 млн. сомов или на 20,5 %. В объеме ВВП доля налоговых поступлений составила 21,0 % к ВВП и увеличилась на 1,6 процентных пункта.

За отчетный период Государственной налоговой службой собрано доходов в сумме 35 068,6 млн. сомов, или 97,9 % к плановому показателю, без учета Кумтор план выполнен на 97,5 %. По сравнению с уровнем прошлого года доходы ГНС выросли на 15,7 % или на 4 765,9 млн. сомов. Без учета Кумтор поступления выросли на 25,%, или на 6 288,4 млн. сомов.

Налоговые доходы Государственной налоговой службы за отчетный период составили 33 832,2 млн. сомов, плановый показатель исполнен на 97,4 % или в бюджет недопоступило 916,3 млн. сомов. Основными причинами невыполнения планового показателя являются следующие:

- не достигнут прогнозируемый рост ВВП, по информации Нацстаткома по итогам 2012 года сложился отрицательный реальный рост ВВП на уровне 0,9 %;

- в бюджете 2012 года  были предусмотрены поступления  от мер (изменение подходов  налогообложения), которые требовали  законодательного утверждения и  практических мер по их реализации. Данные инициативы были приняты  только к концу года;

- с введением новых  базовых ставок акцизного налога  на табачные изделия, существенно  сократились объемы производства  ОАО «Реемстма Кыргызстан». Исполнение планового показателя акцизного налога по табачным изделиям  составило 44,8%;

- прогнозная сумма акцизного  налога на 2012 год была рассчитана  с учетом повышения ставки  налога на ликеро-водочные изделия  с 21 сома до 26 сом за литр, при  этом  постановление Правительства  Кыргызской Республики «О внесении  изменений и дополнений в некоторые  решения Правительства Кыргызской  Республики», предусматри-вающее данное повышение ставки налога было принято только 6 августа 2012 года;

-недостаточный уровень  администрирования.

Фактические сборы подоходного налога составили 5 954,2 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 97,7%. По сравнению с прошлым годом поступления выросли на 22,7% или 1 102,8 млн. сомов, что обеспечено ростом среднемесячной заработной платы (за 2012 год среднемесячная зарплата составила 10 891 сом, что на 16,5 % больше показателя прошлого года).

Фактическое поступление по налогу на прибыль составило 4 032,3 млн. сомов, плановый показатель перевыполнен на 16,3 %. В сравнении с уровнем прошлого года наблюдается рост поступлений более чем в 1,4 раза. Данный уровень поступлений налога на прибыль обеспечен в основном за счет декларационной кампании, по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Поступления налогов на основе патента составили 1 378,5 млн. сомов, или 97,4 % к плану. Темп роста к прошлому году составил 90,2 %, в связи со снижением поступлений налога на основе обязательного патента почти в 5 раз, обусловленное запретом игорной деятельности с 1 января текущего года, в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 1 ноября 2011 года №191 «О запрете игорной деятельности в Кыргызской Республике».

Налога на специальные  средства бюджетных организаций при плановом показателе 1 261,2 млн. сомов собрано 1 231,3 млн. сомов, с выполнением планового показателя на 97,6%. По сравнению с прошлым годом наблюдается рост поступлений на 25,3 %.

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики