Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

Поступления по земельному налогу в целом составили 757,1 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 93,6 %. Относительно прошлогоднего уровня поступления снизились на 0,6%.

По налогу на транспортные средства за отчетный период собрано 553,4 млн. сомов или 120,0 % к плану. По отношению к уровню прошлого года  сборы выросли на 27,9 %.

Фактическое поступление НДС на внутреннюю продукцию составило 7 133,6 млн. сомов или план исполнен на 90,6%. В бюджет недопоступило 736,4 млн. сомов. По сравнению с показателем прошлого года сборы выросли на 33,5% или на 1 789,5 млн. сомов.

По налогу с продаж сборы составили 4 988,9 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 92,8 % (сумма недобора – 389,0 млн. сомов). В сравнении с прошлым годом прирост поступлений составил 20,8 %.

Поступления по акцизам на внутреннюю продукцию составили 812,8 млн. сомов. Плановый показатель выполнен на 66,4 %, или в бюджет недопоступило 411,2 млн. сомов. Темп роста относительно предыдущего года составил 121,7 %.

Налога за пользование  недрами налоговыми органами собрано в сумме 632,7 млн. сомов, или 127,3% к плану. В сравнении с показателем прошлого года сборы выросли более чем в 1,6 раза, в связи со значительным ростом поступлений как бонусов, так и роялти.

За отчетный период Кумтором, с учетом перечисленного в мае месяце 2012 года предварительного платежа в сумме 30 млн. долларов США, перечислено налога на валовый доход в сумме 4 543,9 млн. сомов.

Таблица 1.

Сравнительная таблица  по налоговым поступлениям в государственный  бюджет за 2012 год по отношению к 2011 году.

(млн.сом)

Наименование доходов

Факт

2011 г.

Уд.вес к ВВП 2011г.

Факт

2012 г.

Уд.вес к ВВП 2012г.

Темп роста 2012/2011

ВВП

273 107,8

 

304 350,1

 

111,4

Налоговые поступления

53 017,4

19,4

63 911,4

21,0

120,5

Подоходный налог с физических лиц-резидентов КР

4 851,4

1,8

5 954,2

2,0

122,7

Налог на прибыль

2 844,5

1,0

4 032,3

1,3

141,8

НДС-всего:

20 352,9

7,5

25 769,3

8,5

126,6

-на товары и услуги, производимые  на территории КР

5 344,1

2,0

7 133,6

2,3

133,5

-на товары, ввозимые на территорию  КР

15 008,8

5,5

18 635,7

6,1

124,2

Акцизный налог-всего

2 187,0

0,8

2 826,7

0,9

129,3

-на товары, производимые на территории  КР

667,8

0,2

812,8

0,3

121,7

-на товары, ввозимые на территорию  КР

1 519,2

0,6

2 013,9

0,7

132,6

Налоги за пользование недрами

385,8

0,1

632,7

0,2

164,0

Земельный налог

761,8

0,3

757,1

0,2

99,4

Таможенные платежи

7 146,8

2,6

9 429,5

3,1

131,9

Налог на валовый доход от Кумтор

6 066,4

2,2

4 543,9

1,5

74,9

Неналоговые поступления

15 654,6

5,7

17 252,4

5,7

110,2


 

Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 17 252,4 млн. сомов или 99,6 % от плана. В сравнении с периодом предыдущего года сборы выросли на 10,2 % или на 1 597,8 млн. сомов. Рост поступлений в основном связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, прибыли Национального банка КР и государственных предприятий, платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств, поступлений от оказания платных услуг и прочих неналоговых доходов.

Фондом по управлению государственным имуществом при  ПКР обеспечено поступление в бюджет республики доходов от  управления государственным имуществом в сумме 2 590,0 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 99,6 %. В сравнении с показателем прошлого года поступления от управления государственным имуществом снизились на 19,1 %, в основном в связи с тем, что в прошлом году компанией Центерра Голд инк. были перечислены дивиденды в сумме 1,3 млрд. сомов, тогда как в этом году  поступления дивидендов от данной компании составили около 128,8 млн. сомов.

Поступления официальных  грантов составили 5 608,3 млн. сомов с недобором плана на 540,1 млн. сомов, в основном в связи с недопоступлением грантов ПГИ. По отношению к уровню прошлого года поступления грантов снизились на 3 144,0 млн. сом, что в основном обусловлено снижением поступлений программных грантов.

Государственной таможенной службой за отчетный период обеспечено налогов и платежей в размере 30 079,2 млн. сомов или 95,7 % от плана. В бюджет недопоступило  1 350,8 млн. сомов. Невыполнение планового показателя наблюдается по НДС на импорт - 93,4 %, по акцизному налогу - 93,9 % и по импортной таможенной пошлине - 84 %.

Прогноз поступлений таможенных платежей на 2012 год был сформирован  с учетом дополнительных мероприятий  по увеличению доходной части бюджета. Так, в бюджете на 2012 год были заложены дополнительные поступления порядка 1,5 млрд. сомов за счет изменения  механизма переработки ГСМ, при  условии упрощения процедуры  возмещения субъектам, занимающимся переработкой и экспортом ГСМ и своевременного возмещения сумм НДС. Однако указанный механизм не был реализован в полной мере.

Также, согласно Налоговому кодексу Кыргызской Республики, предусмотрено  освобождение от уплаты НДС при ввозе  лекарственных средств, согласно Перечню, утверждаемому постановлением Правительства  Кыргызской Республики. Перечень ввозимых лекарственных средств и изделий  медицинского назначения, освобождаемых  от уплаты НДС, утвержден лишь в январе месяце 2013 года. При этом, дополнительные поступления от данного мероприятия были заложены в бюджете 2012 года.

Вышеперечисленные факторы  явились основными причинами  неисполнения  планового показателя поступлений таможенных платежей.

По отношению к прошлому году поступления таможенных платежей и налогов выросли на 27,1 %, или  на 6 404,4 млн. сомов, что обусловлено в основном ростом объема импорта (по данным Нацстаткома, объем импорта за 2012 год составил 5 373,9 млн. долларов США и вырос по сравнению с прошлым годом на 26,1 %).

Рост поступлений наблюдается  по всем налогам и платежам:

- по НДС на импорт - на 3 626,9 млн. сомов, или на 24,2 %;

- по акцизному налогу  на импорт - на 494,7 млн. сомов, или  на 32,6 %;

- по таможенным платежам - на 2 282,7 млн. сомов, или на 31,9 %.

Таблица 2.

Сравнительный анализ неналоговых поступлений в государственный  бюджет за 2011-2012 гг.

(млн.сом)

Показатели

Факт 2011 г.

Уд.вес к ВВП

2011г.

Факт 2012 г.

% вып.

к 2011г.

Уд.вес к ВВП

2012г.

ВВП

273 107,8

 

304 350,1

   

Доходы, всего

77 424,3

28,3

86 772,1

112,1

28,5

Неналоговые поступления

15 654,6

5,7

17 252,4

110,2

5,7

Проценты по депозитам  Правительства, находящимся в Национальном банке КР

72,0

0,03

116,1

161,3

0,04

Проценты по выданным бюджетным  ссудам и кредитам

533,4

0,2

680,1

127,5

0,2

Дивиденды, начисленные на государственный пакет акций

2 923,2

1,1

1 827,0

62,5

0,6

Прибыль Национального банка  Кыргызской Республики

1 361,6

0,5

1 575,8

115,7

0,5

Арендная плата

3 251,6

1,2

4 095,2

125,9

1,3

Сборы и платежи

718,9

0,3

841,4

117,0

0,3

Государственная пошлина

304,8

0,1

286,8

94,1

0,1

Штрафы,санкции,конфискации

335,9

0,1

294,7

87,7

0,1

Поступления по специальным  средствам от бюджетных учреждений

5 485,5

2,0

6 427,7

117,2

2,1


 

Республиканский бюджет

За 2012 год в республиканский бюджет поступление ресурсов (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составило 105 047,6 млн. сомов, или 97,5 % от плана в сумме 107 758,5 млн. сомов. В сравнении с аналогичными показателями 2011 года  поступления ресурсов увеличилось на 10,8 %, что составило 10 272,1 млн. сомов. Удельный вес в объеме ВВП составил 34,5 %, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 34,7 %.

Поступление ресурсов (без специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составило 78 905,6 млн. сомов, или 98,5 % от плана в сумме 80 146,7 млн. сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления ресурсов увеличилось на  2,9 %, что составило 2 223,7 млн. сомов.

Совокупные доходы (текущие доходы и поступления от продажи нефинансовых активов) республиканского бюджета за 2012 год (с учетом специальных средств и внешних грантов ПГИ) составили 77 601,1 млн. сомов, или 96,9 % к плану в сумме 80 116,9 млн. сомов.

Общий объем доходов республиканского бюджета за 2012 год составили 77 498,6 млн. сомов, с невыполнением плана 2 418,3 млн. сомов. В сравнении с показателем предыдущего года доходы возросли на 12,3 %, или на 8 477,0 млн. сомов.

Налоговых сборов в доход республиканского бюджета поступило 56 247,1 млн. сомов и неналоговых доходов – 15 643,2 млн. сомов, план по налоговым доходам исполнен на 96,9 % и неналоговым доходам - на 99,5 %. 

В составе поступивших  ресурсов наибольший удельный вес занимают поступления, обеспеченные:

Государственной таможенной службой    - 28,6 %,

Государственной налоговой  службой    - 25,5 %,

Внешними займами       - 16,6 %,

Доходами от ГКВ       - 6,6 %,

Грантами из-за границы      - 5,3 %,

Возвратом бюджетных ссуд     - 2,7 %,

Доходы (без специальных  средств и с учетом внешних  грантов ПГИ), поступившие в республиканский бюджет за 2012 год, составили 71 716,8 млн. сомов, или 97,3 % к плану в сумме 73 673,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов возросли на 11,9 %, что составило в денежном выражении 7 629,4 млн. сомов.

Общий объем налоговых поступлений составили 56 247,1 млн. сомов, или выполнение плана в сумме 58 051,6 млн. сомов составило 96,9 %. Номинальный темп роста данного показателя по  сравнению с аналогичным показателем прошлого года составил 121,9%, или 10 121,9 млн. сомов. Значительный объем в структуре неналоговых поступлений занимают специальные средства бюджетных учреждений, которые составили 5 781,8 млн. сомов. План в сумме 6 243,7 млн. сомов исполнен на 92,6 %. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов возросли на 17,2 %, что составило в денежном выражении 847,6 млн. сомов.

Общая сумма поступивших  в республиканский бюджет дивидендов, причитающихся на государственную долю акций от деятельности акционерных предприятий, составила         1 827,0 млн. сомов, или план в сумме 2 059,2 млн. сомов выполнен на 88,7 %.

Зачисление в доходную часть республиканского бюджета грантов из-за границы в 2012  году  составило 5 608,3 млн. сомов,  или  91,2 %  к плану, из них грант ПГИ составил 4 731,0 млн. сомов.

Таблица 3.

Сравнительная таблица  по ресурсной (доходной) части республиканского бюджета за 2012 год по сравнению  с 2011 годом.

(млн. сом)

Наименование ресурсов

и доходов

Факт

2011г.

2012г.

Номин.

темп

Реальн.

темп

   

план

факт

% вып.

роста

роста

Всего ресурсов

94 775,5

107 758,5

105 047,6

97,5

110,8

103,2

Ресурсы (без спец.средств, ПГИ)

76 681,9

80 146,7

78 905,6

98,5

102,9

95,8

Доходы

69 021,6

79 917,0

77 498,6

97,0

112,3

104,6

Налоговые доходы

46 125,2

58 051,6

56 247,1

96,9

121,9

113,5

Полученные официальные 

трансферты

8 752,3

6 148,4

5 608,3

91,2

64,1

59,7

Неналоговые доходы

14 144,1

15 716,0

15 643,2

99,5

110,6

103,0

Проценты по депозитам Правительства, находящимся в Национальном банке  КР

72,0

115,4

116,1

100,6

161,3

150,2

Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам

533,4

570,3

680,1

119,3

127,5

118,7

Дивиденды, начисленные на государственный  пакет акций

2 923,2

2 059,2

1 827,0

88,7

62,5

58,2

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики

1 361,6

1 575,8

1 575,8

100,0

115,7

107,7

Арендная плата

2 769,8

3 563,8

3 572,6

100,2

129,0

120,1

Плата за выдачу лицензий

148,3

10,0

9,3

93,0

6,3

5,9

Поступления от спецсредств 

бюджетных учреждений

4 934,2

6 243,7

5 781,8

92,6

117,2

109,1

Штрафы,санкции,конфискации

237,2

230,0

226,1

98,3

95,3

88,7

Прочие неналоговые доходы

593,5

50,0

322,6

645,2

54,4

50,7

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики