Политика управления оборотным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала.
Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотный капитал это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 674.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала.

Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Оборотный капитал это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия. Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий.

Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов.

Возникает множество различных торговых и снабженческо-сбытовых организаций. Кроме того, закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли.

При этом большая часть активов коммерческих предприятий представлена оборотными средствами.

В связи с этих оптимизация оборотных средств и повышение их отдачи является первоочередной задачей, решение которой способно обеспечить повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро

средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Такое влияние объясняется тем, что со скоростью оборота средств связаны минимально необходимая величина авансированного (задействованного) капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование кредитом банков, дивиденды по акциям и др.), потребность в дополнительных источниках финансирования (и плата за них), сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением, величина уплачиваемых налогов и др.

Текущее расходование денежных средств и их поступления, как правило, не совпадают по времени, в результате у предприятия возникает потребность в большем или меньшем объеме финансирования в целях поддержания платежеспособности. Чем ниже скорость оборота текущих активов, тем больше потребность в финансировании.

Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь способностью получения необходимой прибыли.

Таким образом, управляя текущими активами (оборотными средствами), предприятие получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность. Не случайно эффективное управление текущими активами рассматривается как один из способов удовлетворения потребности в капитале.

Отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов.

К числу  первых следует отнести:

-сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.);

-отраслевую принадлежность (не  вызывает сомнения, что оборачиваемость оборотных средств на машиностроительном заводе и кондитерской фабрике будет объективно различной);

-масштабы предприятия (в большинстве  случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных).

Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или ее отсутствием).

Действительно, в зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

Все выше сказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Целью настоящей работы является исследование политики управления оборотным капиталом организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические и методические вопросы управления оборотными капиталом;

- провести анализ основных результатов финансовой деятельности  и системы управления оборотными средствами предприятия ОАО «ак озна»;

- разработать предложения по повышению эффективности управления оборотными активами.

Предмет исследования – политика управления оборотным капиталом организации.

Объектом исследования выступает ОАО «АК ОЗНА».

Предприятие производит и реализует нефтепромысловое  оборудование, нефтеаппаратуры  и другую машиностроительную продукцию и  запчасти к ним, в том числе совместно с дочерними  обществами на основе единой технологии конструкторской и нормативно-технической документации основного общества.

Теоретическим вопросам посвящена первая глава курсовой работы. Она отражает понятие, состав и значение политики управления оборотным капиталом. В этой же главе рассмотрены особенности управления оборотными активами.

Анализ политики управления оборотным капиталом на примере ОАО АК «ОЗНА» осуществлен во второй главе. В ней же проведен и анализ основных результатов финансовой деятельности исследуемого предприятия.

В заключении подведены основные итоги исследования, а также сделаны выводы и представлены рекомендации.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов РФ, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации деятельности предприятий в части управления оборотными активами. При проведении исследования использовались отчетные материалы ОАО «АК ОЗНА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политика управления оборотным капиталом

 

1.1 Понятие, состав и значение управления оборотным капиталом

 

Оборотные средства (оборотный капитал) – это совокупность имущественных ценностей, обслуживающих текущую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. Их возмещают из выручки от продажи товаров в течение одного года.

Капитал представляет собой накопленный путем сбережения запас экономических благ в форме денежных средств или реальных капитальных товаров, вовлекаемый его собственниками в экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которого в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье и материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Характерной особенностью оборотных средств  является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала.

Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Вещественные элементы оборотного капитала (предметов труда) потребляются в каждом данном производственном цикле. Они полностью утрачивают свою  натуральную форму, поэтому целиком включаются в стоимость изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Оборотные средства на предприятии находятся в постоянном движении и последовательно проходят четыре стадии: Деньги – Товар – Производство – Деньги, что наглядно видно на рисунке 1.1.1.

 

 


 

 

 

 


 

 

 

Граница смены

натуральной формы

 

 

 

 

 

 

Доход

(Деньги’ – Деньги)

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1.1.1. Цикл движения оборотных средств предприятия

 

Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную (закупки), производственную и сбытовую.

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства (или товары для продажи).

В результате стадии закупок оборотный капитал из денежной формы переходит в производственную (предметы труда или товары).

На стадии производства ресурсы воплощаются в товар, работы или услуги. Результатом этой стадии является переход  оборотного капитала из производственной формы в товарную.

 

На стадии реализации оборотный капитал из товарной формы вновь переходит в денежную. Размеры первоначальной суммы денег (Д)  и выручки (Д') от реализации  продукции (работ, услуг) не совпадают по величине. Полученный финансовый результат бизнеса (прибыль, убыток) объясняет причины несовпадения.

Как видим, элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет к росту готовой продукции; реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам.

Период времени, в течении которого совершается оборот денежных средств, представляет собой  длительность производственно-коммерческого цикла. Этот период складывается из отрезка времени между уплатой денег за сырье и материалы и поступлением денег от продажи готовой продукции. На протяженность этого периода влияют: период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции.

Элементы оборотного капитала  непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство.

Часть оборотного капитала постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.), а другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, ценные бумаги и т.п.), поэтому состав и размер оборотного капитала предприятия обусловлены не только  потребностями производства, но и потребностями обращения.

Управление капиталом предполагает управление формированием и управление использованием капитала. Так как рассматривается действующая организация, то значение имеют только вопросы использования оборотных активов и оборотного капитала.[26,с. 69]

Оборотный капитал составляет часть общего капитала организации, а значит, к нему применимы особенности использования оборотного капитала:

  • Форма реализации основного предназначения капитала, как экономического ресурса;
  • Востребованность капитала, как экономического ресурса, обеспечивающего операционную деятельность;
  • Специфический диапазон возможностей и механизмов использования основного капитала;
  • Реализация способности оборотного капитала к самовоспроизводству путем генерирования дохода (прибыли);
  • Генерирования различных видов рисков, уровень которых колеблется в широком диапазоне;
  • Постоянное изменение форм оборотного капитала в процессе его оборота;
  • Связь с временным предпочтением собственников организации;
  • Прямая связь с функционированием различных видов рынков;
  • Взаимосвязь с тактическими целями и задачами развития организации. [20,с. 78]

Управление использованием капитала – это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с обеспечением эффективного его применения в различных видах деятельности организации.

Основные принципы управления использования капитала:

  • Интегрированность с общей системой управления организацией;
  • Комплексные характеристики формирования управленческих решений;
  • Высокий динамизм управления;
  • Вариативность переходов к разработке отдельных групп решений;
  • Ориентированность на стратегические и тактические цели развития организации.

Управление использованием капитала, как специальной областью управления предприятием включает выполнение следующих функций:

  • Проведение анализа использования оборотного капитала на основе существующих показателей;
  • Управление использованием капитала в процессе его оборота;
  • Управление движением использования капитала в операционной деятельности;
  • Управление финансовыми рисками, связанными с использованием капитала.

Информация о работе Политика управления оборотным капиталом