Планирование и организация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение требований к расположению рабочих мест сотрудников службы ДОУ.
Задачами являются:
- провести анализ организации рабочих мест Нижнетагильского строительного техникума.
- разработать рекомендации совершенствования организации рабочих мест.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность, сущностные характеристики, особенности рабочего места
1.1 Определение ……………………………………………………..4
1.2 Система организации рабочего места………………………….5
1.3 Расчет параметров рабочего места……………………………20
1.4 Планировка рабочего места……………………………………24
Глава 2 Особенности организации рабочего места на примере Нижнетагильского строительного техникума……………………………30
2.1 Характеристика предприятия. Организационно управленческая структура предприятия ………………………………………….....…30
2.2 Организация и планирования рабочих службы ДОУ на примере НТСТ …………………………………………………………..…………31
2.3 Рекомендации по совершенствованию……………………..34
Заключение ………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

Содержание  
 
Введение………………………………………………………………………3 
Глава 1 Сущность, сущностные характеристики, особенности рабочего места 
            1.1 Определение ……………………………………………………..4 
            1.2 Система организации рабочего  места………………………….5 
            1.3 Расчет параметров рабочего  места……………………………20 
            1.4 Планировка рабочего места……………………………………24                                                                                                       
Глава 2 Особенности  организации рабочего места на примере     Нижнетагильского строительного техникума……………………………30     
             2.1 Характеристика предприятия.  Организационно управленческая       структура предприятия ………………………………………….....…30           
             2.2 Организация и планирования  рабочих службы ДОУ на примере    НТСТ …………………………………………………………..…………31 
              2.3 Рекомендации по совершенствованию……………………..34 
Заключение  ………………………………………………………………..36 
Список  использованной литературы …………………………………….41                                                                                                                                        

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

  
  

Введение 
     Актуальность данной темы заключается в том, что рабочее место является основным инструментом для выполнения трудовых функций и для большей производительности необходимо иметь современно оснащенное рабочее место. И поэтому рабочее место всегда было, есть и будет актуальным аспектом трудовой деятельности. 
     Объектом изучения является рабочее место. 
     Предметом изучения является организация и планирования рабочего места. 
     Целью моей курсовой работы является изучение требований к расположению рабочих мест сотрудников службы ДОУ.  
           Задачами  являются: 
         - провести анализ организации рабочих мест Нижнетагильского строительного техникума. 
     -    разработать рекомендации совершенствования организации рабочих мест. 
     Хочу  отметить, что в литературе данный вопрос освещен в достаточной  мере. Особенно акцентируются моменты  активных методов обучения. В этой работе были, использованы книги авторов, таких как А.А. Грашин, М.И. Сугако, В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. Вторая, аналитическая, часть основывается на работах Гастева А.К., Кержениев П.М., Гвишиани. 
     В первой главе даны сущностные характеристики и особенности рабочего места. 
     Во  второй главе даны рекомендации по организации и планирования рабочего места и это все рассмотрено  с практической точки зрения.  
     Так же дается краткая характеристика. 
     В данной курсовой работе даны мероприятия  по совершенствованию рабочего места.  
  
  Глава 1 Сущность, сущностные характеристики, особенности рабочего места  
 
     1.1 Определение понятий 

 
 
     Операция- часть производственного процесса, осуществляемая одним рабочим (или группой) на одном рабочем месте и охватывающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда. 
     Оптимальная зона досягаемости – пространство, ограниченное воображаемой другой, очерчиваемой (в горизонтальной или вертикальной плоскости) при вращении руки, согнутой в локтевом суставе при свободном плече. 
     Организация рабочего места - процесс упорядочения и согласования взаимодействия элементов рабочего места (системы рабочих мест) за счет установления определенных параметров элементов и определенной структуры отношений между элементами, а так же между элементами и механизмами, регламентирующими их взаимодействия.  
     Организация труда – система и деятельность; одна из управленческих функций. На уровне предприятия организации труда как система – это совокупность организационных отношений и организационных связей между работниками и средствами производства и работников друг с другом, обеспечивающий определенный порядок протекания трудового процесса. 
     Оснащения рабочих мест – обеспечение рабочих мест оборудованием, оснасткой, всем необходимым для эффективной работы на них. 
     Планировка рабочего места – пространственное размещение рабочих, элементов их оснащения – оборудования, технологической и организационной оснастки, а так же предметов труда и самого работника. 
     Правила внутреннего распорядка – документ, регламентирующий порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обязанности сотрудников и администрации, а так же меры поощрения и взыскания.  
     Рабочая зона – участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальном и вертикальном плоскостях с учетом поворота работника на 1800 и перемещением его вправо и влево на один – два шага. 
     Стандарты – комплекс политических подходов, правил, директив и процедур, установленных менеджментом для всех основных операций, который позволяет всем сотрудникам успешно выполнять свою работу. 
     Труд  – умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и производственной, простой и сложной, полезной и абстрактный, прибавочный и прошлый. 
     Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг. 
     Тяжесть труда – совокупность воздействие на работающего человека различных элементов условий труда.[7]   
 
1.2 Система организации  рабочего места 

 
 
     Освещение 
     Важнейшим фактором организации рабочего места  является освещение. Значение рационального  освещения во время работы трудно переоценить. Требования к рациональному  освещению сводиться к следующему: правильный выбор источника света и системы освещения, создание необходимого уровня освещенности рабочей поверхности, нейтрализации эффекта ослепления, устранение бликов, обеспечение равномерного освещения.  
     Наиболее  целесообразным является естественное освещение, когда свет падает с левого бока. Оно вызывает наименьшее утомление. К сожалению, использовать естественное освещение весь рабочий день не представляется возможным, особенно в осеннее –  зимний период, когда световой день короткий. Поэтому рекомендуется  применять искусственное освещение  – как общее, так и локальное. В качестве искусственного источника  света общего назначения рекомендуется  применять люминесцентные и металлогалогенные лампы, то систему местного освещения рекомендуется организовать из ламп накаливания или ламп белого света. Искусственный и естественный свет должны иметь одно направление.  Освещенность рабочего места должна быть приспособлена к индивидуальным качествам секретаря и быть в пределах 500 лк.  
     Не  рекомендуется работать за компьютером  только при местном освещении. Это  связано с таким явлением, как  адаптация зрения. Периодическое  приспособление глаза с одной  яркости на другую приводит к быстрому утомлению, потери зрения, отрицательно влияет на психику. С целью избегания нагрузки на зрение, необходимо соблюдать требование: разница между яркостью монитора и яркостью окружающих предметов, находящихся в поле зрения секретаря, должна быть отношению 1:3. 
     Яркость самого монитора, то есть его электронно-лучевой трубки, должна быть такова, что можно было бы получить оптимальный контраст изображения. Для получения такого контраста необходимо воспользоваться защитным экраном, который уменьшает общую яркость изображения, устраняет блики, увеличивает общий контраст, при этом, не подавляя темные участки текста. 
     Микроклимат 
     Микроклимат характеризуется такими величинами как температура, относительная влажность и скорость воздуха. Температура и влажность являются величинами, зависящими как от времени года, суток, так и от погодных условий. Кроме того, источниками тепла в служебных помещениях может быть различное оборудование, потребляющее энергию, часть которой в виде тепла выделяется в окружающую среду,  и сам человек, выделяющий в час до 1200 кДж. Наиболее комфортной для человека является температура 10 – 20 градусов. Учитывая сезонные и суточные колебания, температура в служебных помещениях не должна превышать 22 градуса – в жаркие дни, и не должна быть ниже 18 градусов в холодное время, независимо от количества людей находящихся в помещении. 
     Минимальная влажность недолжна, быть ниже 25 – 30%, нормальная  в пределах 40- 60% [2] 
     Есть  еще одна характеристика, на которую  необходимо обратить внимание – это  чистота воздуха. При работе с  бумажными носителями, а также  в помещениях, где расположены  средства оперативной полиграфии и  высокочастотные устройства, воздух наполняется различными токсическими веществами и бактериями, которые  проникают в организм человека и  оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных  путей, глаз, кожу. Особенно опасно, когда токсичные вещества через дыхательные пути или поврежденную кожу попадает непосредственно в кровь, что вызывает нарушение деятельности всего организма или его систем.   
 
     В помещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться определенные параметры  микроклимата. Поэтому для обеспечения  комфортных условий в приемной секретаря  должны использоваться  вентиляция, кондиционирование воздуха. 
     Кроме того, негативно на условия труда  работника оказывает шум. Шум  ухудшает условия труда, оказывая вредное действие на организм человека. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и так далее.  
     Чтобы снизить уровень шума от оргтехники в кабинете секретаря стены и потолок облицованы звукопоглощающими материалами.  
     Длительное  воздействие электромагнитного  излучения от экрана монитора вредно для здоровья персонала, работающего  за компьютерами.[1] 
       
     Офисная мебель

 
     Мебель  последнего поколения создается  с учетом изменений в организации  работы и новейших достижений в техническом  обеспечении. Если в 1990-е годы персональный компьютер стал доминирующим на каждом столе, то теперь – портативные компьютеры, плоские экраны, мобильные телефоны, беспроводные средства связи. Общая  тенденция – переход к небольшим, мобильным рабочим столам, которые  легко приспосабливаются к конкретным работникам по высоте и компоновке. Стол дополняется подвижными разнообразными элементами (тумбочки, шкафы, столы  для переговоров и пр.). 
     Офисный работник проводит за столом более 80 тысяч  часов своей жизни, поэтому такое  большое внимание уделяется столу  и креслу, обеспечивающим более здоровую рабочую обстановку. Смена положения  при работе (высота стола, трансформация  кресла), правильное положение при  сидении позволяют существенно  снизить риск возникновения болей  в пояснице и спине, сохранить  работоспособность и высокий  тонус в течение всего рабочего дня [стр. 19-22]. 
     Ассортимент офисной мебели включает в себя: 

многофункциональные гибкие рабочие места (как для индивидуальной творческой работы, так и для контактов с клиентами); 
престижные комплекты для кабинетов руководителей; 
гарнитуры для приемных и переговорных помещений, комнат отдыха.     

В качестве рекомендаций по проектированию рабочего места в организации  можно представить наработки  сделанные компанией ВЕNЕ, которые базируются на принятых международных стандартах [стр. 78]. 
     Итак, основные правила расположения рабочего места базируются на данных о средней  зоне охвата рук человека  

расстояние между опорной поверхностью сиденья и столешницей должно быть не меньше 270-280 мм 
минимальный размер прямоугольной рабочей поверхности 1200х800 мм 
средняя зона охвата рук человека - 35-40 см     

Монитор рекомендуется ставить на расстояние вытянутой руки, клавиатуру – на расстоянии 10-15 см от края стола. 
     «Оборудование рабочего места должно давать возможность  выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений» - рекомендация Европейского сообщества 90/270. 
     2м2 – единый стандарт оборудования рабочего места на одного человека. Эта площадь включает в себя поверхность письменного стола и место, занимаемое работником организации. Глубина этого пространства составляет приблизительно 100 см.).[5] 
     При планировании рабочего места принимается  во внимание соблюдение организационных  и индивидуальных требований к среде. В основе этих требований лежат вышеизложенные принципы гибкого сочетания габаритных и компоновочных параметров. 
     Для полноценного использования рабочего места к базовым параметрам необходимо добавить площади для дополнительного  хранения деловых бумаг, установки  принтера, ксерокса и для организации  мест общения с посетителями с  учетом расстояния для легкого доступа  к жалюзи и систем отопления и  вентиляции и компоновочные размеры, в которые включена ширина проходов, зависящая от количества пользующихся ими человек. 
     Наиболее  привлекательное рабочее место  в организации расположено у  окна, максимальное от него удаление, допустимое в рабочем помещении – 4 м (при этом рабочие места могут размещаться в два-три ряда). Рабочее место лицом к стене также имеет свои преимущества, т.к. позволяет индивидуально оформить стену перед собой. 
     В зависимости от общих требований и значимости каждого стола предлагаются три наиболее распространенных типа расстановки рабочих мест относительно друг друга: 

U-образное 
Т-образное  
В несколько рядов     

Площадь стандартного рабочего места может  быть использована в качестве модульной  ячейки. 
     Современный уровень инженерного оснащения  позволяет достаточно успешно решать задачи по созданию физиологического комфорта (искусственное освещение, акустика, кондиционирование воздуха). Однако проблемы психологического климата, связанные с обеспечение эффективной  работы в одном помещении одновременно нескольких, а то и десятков, человек  не потеряли актуальности. 
     Определенный  успех в этом плане достигнут  благодаря созданию индивидуальных микропространственных с использованием специальных экранов, боковых перегородок, шкафов и проч. непосредственно на рабочих местах. Широкие возможности открывает применение современных по конструкции и используемым материалам систем офисных перегородок. Они позволяют в короткие сроки без значительных затрат на капитальное строительство производить перепланировку и создавать рабочие места в помещениях любой конфигурации в соответствии с изменениями функциональных требований к рабочему пространству. Перегородки существенно снижают шум, содействуют необходимому уровню психологического комфорта и повышают производительность труда персонала. 
     Основные  элементы таких перегородок: алюминиевый  профиль, окрашенный по желанию заказчика, панели с декоративным покрытием, остекление в различных комбинациях (одинарное, двойное, с включением жалюзи, прозрачное, тонированное, с защитными полупрозрачными  пленками), звукоизоляционный заполнитель  и двери (одностворчатые, двустворчатые, из массива, стеклянные и т.д.). 
     Возможность в соответствии с конкретными  условиями легко изменять планировку помещения, организацию функциональных зон, т.е. свободно варьировать пространство офиса, предопределяет разнообразие компоновки рабочих мест  
     На  комфортность рабочего места влияют требования психологической безопасности – в их числе «закрытая» спина  и возможность свободного обзора комнаты. Важно, чтобы к работающему нельзя было бы подойти неожиданно, особенно в случае, если человек обращен за рабочим местом к стене. Эти требования отступают в случае свободной планировки офиса и необходимости творческого общения коллектива во время работы. 
     Психологический климат в зонах общения отличается от концентрированной психологической  атмосферы в зонах рабочих  мест. При проектировании этих зон  важна их удаленность от рабочих  мест. Лучше это пространство проектировать  как пространство для встреч и  переговоров. 
     Что же касается офисной мебели, то в последнее время интенсивные процессы компьютеризации повлекли за собой трансформацию рабочих мест. Под воздействием информатизации меняется структура занятости населения в сферах производства, увеличивается доля работающих в офисных пространствах. 
     Значительные  изменения в офисной мебели произошли  в сторону большей мобильности  всех ее элементов. Особое значение придается  офисным столам, стульям и креслам. 
     Обычный конторский стол не удовлетворяет функциональные требования: стандартная его высота не обеспечивает удобство работы с  различными техническими средствами. Поэтому рабочее место расчленяется на модульные элементы, выполняющие  определенную функцию. Широко распространены приставные и выкатные тумбы, тумбы для компьютеров, дополнительные полочки, в т.ч. для клавиатуры под столешницей и для принадлежностей над ней, передвижные полки для мониторов (с рельсовым механизмом) и др. 
     Вращающееся, оснащенное системами регулировки кресло именуют сегодня рабочим инструментом в полном смысле слова. Оно должно обеспечить: длительное поддержание рабочей позы в процессе трудовой деятельности; условия для отдыха при невозможности покинуть рабочее место; физиологически рациональное положение с сохранением естественных изгибов позвоночника.  
     Применительно к креслу говорят о пассивном  и активном комфорте. 
     Пассивный комфорт обозначает качества кресла, связанные с каким-либо механизмом или системой регулировки. Качества зависят от следующих параметров: утолщения на спинке и сидении, способствующие лучшему распространению давления тела на кресло; утолщенный изгиб, прикрывающий передний край сидения и устраняющий  нежелательное давление на ноги; оптимальные  высота и ширина подлокотников. 
     Активный  комфорт достигается различными механизмами и системами регулировки. Главные из них показаны на рис. 8. Обычная регулировка: пневматическое устройство регулировки высоты сидения, высоты и наклона спинки для оптимальной поддержки поясницы; регулировка глубины сидения с шагом от 50 до 70 мм. Механизм постоянного контакта: спинка в постоянном контакте со спиной с фиксацией в любом положении либо в нескольких запрограммированных положениях. 
     Диапазон  регулировки сиденья офисного стула  по высоте должен составлять от 42 до 53 см над уровнем пола. При этом высота подбирается таким образом, чтобы угол в локтевом суставе для рук, лежащих на столешнице или клавиатуре, составлял 900.[3] Приветствуется возможность регулировки кресла по высоте и использование адаптивной опоры поясницы. Подлокотники также должны регулироваться по высоте и ширине, снимая статическое напряжение с мышц плечевого пояса. 
     Но, конечно, гораздо больше оснований  назвать рабочим инструментом в  полном смысле этого понятия компьютерную станцию. Это не мебель, а технологическое оборудование с регулируемой одним нажатием кнопки высотой стола (60-120 см). Станция ориентирована на тех, кто многие часы проводит перед монитором. Она позволяет время от времени менять положение тела, чтобы равномернее распределять нагрузку на скелет и внутренние органы. 
     Решение многих образцов массовой офисной мебели для служащих существенно отличается от привычного облика мебели, приближаясь  к техническому промышленному оборудованию. Характерно широкое применение металла  и синтетических материалов, контрастное  цветовое решение элементов, подчеркнутый рационализм конструкции (так называемый "американский стиль"). 
     Фирмы-изготовители предлагают широкий выбор офисного оборудования по номенклатуре элементов, стилевому и цветовому решению, используемым материалам и видам  отделки  
     В кабинетах же руководителей по-прежнему преобладает преимущественно деревянная мебель, нередко используются ценные породы дерева, натуральная кожа, мрамор. 
     Подводя итог можно сказать, что традиционная форма "учета" организационных  норм и рекомендаций не дает необходимого эффекта при проектировании среды  конторы и электронных (компьютерных) рабочих мест. Кроме того, традиционная форма расположения рабочих мест в организации создает неприемлемый, "бюрократический" климат для  клиентов офиса, из-за чего дизайнерами  были предложены новые принципы компоновки рабочих мест административных учреждений, предусматривающих их изоляцию друг от друга при общей свободной площади 
Рабочее место в офисе 
     Ориентация  на конструирование рабочих мест из унифицированных модулей с  использованием перспективных базовых  конструкций на сегодня является основной тенденцией конструирования  рабочих мест. Элементы рабочих мест, имеющие схожие характеристики формы  и отделки, единые стыковочные размеры  и детали крепления существенно  облегчают их формирование. 
           Если рабочее место  работника службы ДОУ или канцелярии не представляет собой конструктивно  законченного изделия, а состоит  из набора отдельных технических  средств, то говорят о рабочих  зонах этих работников. Для рабочих  зон работников службы ДОУ характерна гибкость, перестраиваемость, наращивание  функций технических средств  при их эксплуатации.  
           Для офиса же эстетические соображения, являющиеся неотъемлемой частью любого дизайн - проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными, самодостаточными факторами. 
           Офис – рабочее  помещение, предназначенное для  определения процессов, которые  необходимо осуществлять с максимальной полнотой и в заданные временные  сроки. 
           Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает  определенную оптимальную технологическую  операцию. Лучшие современные офисные  здания следуют этому принципу; работа в офисе рассматривается как  специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями [стр.117-118]. 
           Существует определенная специфика, присущая следующим офисам (представительствам):  
                                  -    юридических фирм

Информация о работе Планирование и организация рабочих мест