Планирование и организация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение требований к расположению рабочих мест сотрудников службы ДОУ.
Задачами являются:
- провести анализ организации рабочих мест Нижнетагильского строительного техникума.
- разработать рекомендации совершенствования организации рабочих мест.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность, сущностные характеристики, особенности рабочего места
1.1 Определение ……………………………………………………..4
1.2 Система организации рабочего места………………………….5
1.3 Расчет параметров рабочего места……………………………20
1.4 Планировка рабочего места……………………………………24
Глава 2 Особенности организации рабочего места на примере Нижнетагильского строительного техникума……………………………30
2.1 Характеристика предприятия. Организационно управленческая структура предприятия ………………………………………….....…30
2.2 Организация и планирования рабочих службы ДОУ на примере НТСТ …………………………………………………………..…………31
2.3 Рекомендации по совершенствованию……………………..34
Заключение ………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

проектных бюро 
торговых компаний 
банков 
арт - салонов 
издательств 
страховых компаний и др.     

Однако  при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы: 

концентрация 
общение     

В зависимости от основной специфики  офиса соотношение этих категорий  меняется; нахождение оптимальных условий  для конкретного равновесия между  концентрированной работой и  общением – одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект. 
     Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией  внимания работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения  – открытое в большей или меньшей  степени пространство. 
     Представим  основные принципиальные виды размещения офисов и рабочих мест в них:

офис закрытого коридорного типа 
единое общее пространство 
комбинированный офис 
Офис кабинетного типа характерен для организаций, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение.     

Различают два вида офисов кабинетного типа: 

Кабинеты для одного – двух человек (Западная Европа до 1970 года) с четкой пространственной организацией и статичностью оборудования;      

Недостатки  – невозможность организации  коллективной работы, неэффективное  использование пространства

Комнаты большого объема, рассчитанные на пребывание трех и более сотрудников (Западная Европа, 1970-е годы – эпоха ранней компьютеризации);     

Недостатки  – статичность, малая гибкость оборудования, слабый командный дух.

Офис «открытого пространства» (открытый план) – большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количество людей – родился и был популярен многие годы в Америке. Пространство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация работы дает возможность быстрой перепланировки при смене профиля деятельности организации; имеет достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распространение в 1980-е годы и в Европе (для растущих компаний, больших организаций). В последней трети 20 века в Америке они дополнились понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсивно используется в течении дня несколькими чередующимися сотрудниками, что позволяет в 2-3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысокими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информацией, встреч и т.п. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование пространства, гибкость плана, динамичность впечатлений.      

Отрицательный момент – недостаточная звукоизоляция.

Комбинированный офис – сочетание преимуществ двух предыдущих планировочных решений, которые наиболее ярко сконцентрировались в «скандинавской» модели.     

Социальные  моменты (понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. учет физиологических  процессов) стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов 20 века в Западной Европе и, прежде всего, в  Скандинавских странах. 
     Доминирование социал-демократических идей, высокий  уровень занятости привели к  кардинальным изменениям не только в  сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг и  бизнесе. 
     Идеи  социального партнерства изменили сам подход к проектированию офисов. Доминирующими стали идеи демократической  общины, чем-то напоминающей клуб, коммуну, племя и артель одновременно. В  частности, расположение рабочего места  у окна было возведено чуть ли не в неотъемлемое право каждого  сотрудника. Поэтому офисным зданиям  стали присущи более узкие  и сложные планы постройки, высоко качество и множественность общественных зон. Индивидуальные и групповые  комнаты отделяются прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами) перегородками  от центральных зон, служащих для  коллективного пользования, где  проходят «мозговые атаки», осуществляются контакты с сотрудниками других отделов, посетителями и прочие коллективные мероприятия оперативного характера. 
     Так, в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм, Швеция), воздвигнутом в конце 1980-х годов на берегу искусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с карманами) формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные зоны» собственно офисной части. Такая зона на 30-40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую. 
     Главные функциональные модули – персональные кабины площадью около 12 м2 – группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери кабинетов, входящих в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физической изоляции, обеспечивает «перетекание» пространства компактных кабинетов в боле просторные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чувствовать психофизиологически. 
     Мебель  и оборудование, детали кабинетов  решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный  стиль. Мебель из древесины – «грубоватая», функциональная, простых форм –  создает деловую атмосферу. В  то же время каждый сотрудник может  дополнить интерьер кабинета по своему вкусу декоративно-художественными  изделиями, предметами крестьянского  и домашнего быта, личными вещами. 
     Коммунальные  зоны для неформального общения  сотрудников между собой и  с посетителями расположены на открытых террасах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курорте – плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами [1]. 
     Все вместе взято обеспечивает оптимальный  психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому  комфорту каждого сотрудника. 
     В концентрированном виде организационное  проектирование офиса включает в  себя комплекс следующих понятий (факторов): 

планировка помещения (нормативы площади, изолированность рабочих мест, возможность контактов и общения, вариабельность оборудования, многофункциональность или узкая специализация помещения, его поочередное использование, коллективное использование, индивидуальное с учетом не только общих тенденций, но и в первую очередь, конкретных функций: банк, юридическая контора, управление фирмой и пр.) 
эргодизайн оборудования: регулировка по высоте столов, возможность смены положения в процессе работы, перегородки с навесными элементами, оборудованием (как между столами, так и между ячейками, зонами); стационарные и мобильные элементы мебели; расположение рабочих элементов (клавиатура, мониторы, различные виды связи и др.); стул-кресло с учетом гаммы требований; 
микроклимат (температура, влажность, состав воздуха); 
оптимальное освещение и цветовой климат; 
психологические моменты (общая удовлетворенность и удовольствие от работы, возможность активного участия в компоновке и подгонке под себя оборудования, психологический климат микроколлектива из двух-трех человек и др.); 
социально-психологические факторы, ставшие приобретенными (социальное партнерство всех членов коллектива, забота об оптимизации социально-психологического климата, оптимальные условия труда с местом у окна, возможность расслабиться, передохнуть, полноценное питание, общение с другими членами коллектива, создание атмосферы гордости за организацию и т.д.).     

Офисная мебель – один из главных элементов  рабочего места сотрудников, поэтому  расскажем о ней более подробно 
     

1.3 Расчет параметров рабочего  места 

 
  
      Итак, к рабочему месту относится часть  пространства, в котором человек  преимущественно осуществляет трудовую деятельность и проводит большую  часть рабочего времени. Это пространство оснащается необходимыми техническими средствами (мебелью, органами управления, средствами отображения информации, вспомогательным оборудованием). В  нем осуществляется деятельность одного исполнителя или группы исполнителей. 
      Рабочее место – наименьшая целостная  единица производства, жизнедеятельности, в котором присутствуют три основных элемента: предмет, средство и субъект  труда (деятельности). 
      Рабочее место включает как основные, так  и вспомогательные средства труда. Специфика организации рабочего места зависит от характера решаемых задач и особенностей предметно-пространственного  окружения. 
Рабочее место у станка – это место, с которого осуществляется управление и контроль за его функционированием. На подвижных технических средствах – это кабина или место водителя, в технологической линии – может быть место перед пультом управления, в энергосистемах, диспетчерских – пункт управления. 
      Оснащение рабочих мест в жилых помещениях, а тем более в офисах, банках, учреждениях мебелью, компьютером  и другой офисной оргтехникой  требует учета комплекса эргономических факторов и является довольно непростой  задачей, о чем и пойдет речь ниже. 
      Таким образом, при расчете параметров рабочего места (понимая под ним  различные типы комплексов, в которых  осуществляется функционально однородная деятельность человека – рабочее  место в офисе, на кухне и т.д.) воедино сводятся метод перцентилей, антропометрические данные, используемые в соматографии, и метод профессиографирования. [2] 
      Пространственные  и размерные характеристики рабочего места должны быть достаточными для:

 размещения работающего человека - с учетом рабочих движений и перемещений согласно функциональному процессу 
расположения средств управления в min-max пределах моторного пространства (по ширине, глубине, высоте) 
оптимального обзора источников визуальной информации 
смены рабочей позы и рабочего положения 
свободного доступа к местам наладки, ремонта, осмотра 
рационального размещения основных и вспомогательных средств труда.     

Для того чтобы рассчитать параметры  рабочих мест необходимо использовать базы отсчета, которые соотносятся  с базами, взятыми при измерении  размеров тела человека. Для расчета компоновочных параметров рабочих мест нулевыми следует считать точки, имеющие нижеследующее расположение. 
      В положении стоя: 
на плоскости пола или горизонтальной плоскости, параллельной полу 
на фронтальной плоскости, параллельной переднему краю оборудования 
на срединно-сагитальной плоскости      

В положении сидя  
на плоскости пола, сиденья или горизонтальной плоскости, параллельной полу 
на фронтальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам спины.      

Конечными точками измерений будут те элементы оборудования, которые работающий человек  может свободно, без напряжения достать, не меняя положения тела и позы. 
      Так же, при расчете параметров рабочего места следует учитывать: 

выбранную систему координат и соответствующие базы отсчета 
рабочее положение человека 
величину размаха рабочих движений 
количество элементов рабочего места 
параметры обзорности 
необходимость ограничения рабочего пространства, возможность подвижности элементов рабочего места (сиденья, подставки для ног, педали и т.д.)      

Но  есть и несколько параметров, которые  не рекомендуется применять при  расчете рабочего места, например: 

рассчитывать параметры рабочего места только на основе среднеарифметических значений антропометрических признаков 
пользоваться антропометрическими данными 15-20-летней давности 
пользоваться источниками информации, где не указаны год их получения, возраст и национальность контингента обследуемых людей, численность группы (сноска) 
выделять основные и второстепенные антропометрические признаки, считая все антропометрические признаки одинаково необходимыми, выявлять их значимость, следует только при анализе конкретных объектов оборудования.      

Довольно  простым объектом (с точки зрения организационного проектирования) является письменный стол в доме или на службе – рабочее место для умственного труда. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установления правильного соотношения высот рабочей поверхности и рабочего сиденья. Оптимальная дифференциация между высотой рабочей поверхности и сиденья практически одинакова для всех людей – 270-280 мм.[3] Она зависит от двух антропометрических признаков: длины туловища и высоты локтя над сиденьем, которые очень слабо варьируются и имеют незначительные межгрупповые различия. 
      Для  расчета границ моторного пространства и зон досягаемости в положении  сидя и стоя важным фактором, является положение работающего относительно переднего края рабочей поверхности, а также его подвижность в  передне-заднем направлении. При расчете этих параметров следует предположить, что передний край сиденья расположен в одной вертикальной плоскости с передним краем рабочей поверхности или передний край сиденья вдвинут под рабочую поверхность на 100-150 мм. 
            Комплекс параметров рабочего места состоит из габаритных, компоновочных (или сопряженных  с первыми) и свободных (несопряженных). 
      Габаритные  параметры включают предельные размеры внешних очертаний рабочего места. Габаритный объем определяется как сумма объектов, занятых оборудованием, объемом пространства, необходимого человеку для выполнения рабочих операций, проходов и подходов к рабочему, а также "мертвым" пространством, создаваемым неправильными формами этих объемов. 
      Компоновочные (сопряженные параметры) характеризуют положение отдельных элементов рабочего места относительно друг друга и работающего человека. Ими обеспечиваются досягаемость из различных поз, перемещения, направление рабочих движений и величина усилий. Компоновочные параметры рассчитаны на основе данных статистической и динамической антропометрии. 
Компоновочные параметры входят в размерные  цепи с габаритными параметрами. 
      Свободные (несопряженные) параметры не имеют общих баз отсчета с другими элементами. Они могут быть постоянными и переменными (регулируемыми). В качестве примера свободных параметров могут быть рассмотрены высота и угол подставки для ног, высота сиденья, спинки и подлокотника кресла, подвижность спинки вперед-назад и т.д. 
      Учет  этих параметров особенно важен при  проектировании рабочих мест на производстве и в офисах, учитывая характер и  особенности трудовых процессов. 
      В основу общих правил использования  антропометрических данных при расчете  параметров рабочих мест и оборудования положен метод перцентилей[2]   
  
1.4Планировка  рабочих мест и  его оценка. 

 
 
     В системе мероприятий по организации  рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда. 
     Под планировкой рабочего места понимается взаимное пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки и самого рабочего (или группы рабочих). 
     Рациональная  планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений рабочего и движений предметов труда, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно непосредственно переходит в другой. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять основным требованиям, нарушение которых ведет к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, преждевременному утомлению и снижению производительности труда, нерациональному использованию производственных площадей. 
     При проектировании планировки рабочих  мест различают внешнюю и внутреннюю планировку. Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, начальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам. Проектирование внешней планировки целесообразно проводить сразу для всех рабочих мест, входящих в подразделение. В качестве исходных данных для такой планировки служит производственная площадь, отведенная для расположения персонала подразделения. 
     Определяя местоположение конкретного рабочего места в рамках подразделения, следует руководствоваться строительными нормами и правилами, санитарными нормами проектирования, стандартами безопасности труда. При этом должны решаться следующие задачи: 
     •экономное использование производственных площадей; 
     •рациональная  взаимосвязь между  смежными  рабочими  местами, а также с рабочим местом непосредственного руководителя; 
     •сокращение расстояний переходов рабочих  и транспортировки материалов; 
     •изоляция рабочих мест с вредными условиями труда от остальных рабочих мест; 
     •обеспечение безопасности труда. 
       Санитарными нормами предусмотрено,  что на каждого рабочего должно приходиться не менее 4,5м2  производственной площади при высоте помещения 3,2м. Объем производственного помещения на каждого работающего должен быть не менее 15 м.  При определении площади рабочего места должны учитываться габариты оборудования, нормы промсанитарии и техники безопасности, ширина проходов и проездов. Площадь универсального рабочего места проектируется несколько большей, чем для места специализированного, так как она должна позволять устанавливать дополнительное оборудование и приспособления. 
     Взаимодействующие рабочие места следует располагать  в непосредственной близости друг к другу, а маршрут движения предмета труда между рабочими местами в подразделении должен быть кратчайшим. Между рабочими местами одного участка должна быть предусмотрена зрительная связь. Подходы к рабочим местам должны быть не только кратчайшими, но и, по возможности, не должны пересекаться с транспортными путями. Входы и выходы в помещении должны быть свободны, хорошо обозримы и безопасны. 
     Внутренняя  планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений обеими руками. 
     Для соблюдения этих условий пользуются рядом выработанных практических правил: 
     •   для каждого предмета должно быть отведено определенное место; 
     • предметы, которыми пользуются во время  работы чаще, должны располагаться ближе к рабочему и по возможности на уровне рабочей зоны; 
     •  предметы необходимо размещать так, чтобы трудовые движения рабочего свести к движениям предплечья, кистей и  пальцев рук; 
     •  все, что берется левой рукой, располагается слева, все, что правой, — справа, материалы и инструменты, которые берутся обеими руками, располагаются с той стороны, куда во время работы обращен корпус рабочего. 
     Внутренняя  планировка рабочего места должна обеспечить такое оперативное пространство, при котором рабочий может  свободно формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.  
     Зона  досягаемости — пространство, объем  которого ограничен возможными траекториями движения рук рабочего. Оптимальная зона ограничивается траекториями движений полусогнутых рук, осуществляемых без наклонов корпуса при свободно опущенных плечах. Максимальная зона — траекториями движения вытянутых рук. Зоны досягаемости определяются исходя из антропометрических данных предполагаемых работников. Кроме того, при проектировании внутренней планировки рабочего места необходимо учитывать зону обзора, в пределах которой рабочий должен отчетливо видеть все предметы, находящиеся на его рабочем месте. Для восприятия средств отображения информации в горизонтальной плоскости рекомендуется угол 30—40°. В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора составляет по 15° вверх и вниз по отношению к горизонтальной. 
     Внутренняя  планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов  оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи: 
     •обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом; 
     •минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряженности  работника; 
     •удобство выполнения работы и обслуживания оборудования; 
     •хороший обзор в активной рабочей  зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов; 
     •оптимизация маршрутов передвижения работника по рабочему месту; 
     •рационализация рабочей позы (положения) работника; 
     •создание благоприятных условий  труда; 
     •безопасность труда. 
     Проведение  работ при внутренней планировке целесообразно осуществлять в следующей  последовательности: 
     1 Определить  местоположение основного,  а затем   вспомогательного оборудования и тары. 
     2 Установить местоположение исполнителя в процессе труда по отношению к оборудованию и его рабочую позу. 
     3 Скомпоновать на основном оборудовании средства информации  (контрольно-измерительные  приборы)  и  органы  управления (кнопки, педали, рычаги, клапана, выключатели и т.п.). 
     4 Установить средства безопасности. 
     5 Установить организационную оснастку. 
     6 Разместить предметы технологической оснастки, рабочую документацию, справочную и специальную литературу. 
     7 Установить средства местного освещения, связи, сигнализации. 
     8 Разместить хозяйственные средства. 
     При планировке должна учитываться возможность  ее сравнительно быстрого и легкого изменения, обеспечиваться удобство демонтажа оборудования. Размещение основного оборудования на рабочем месте, прежде всего, определяется особенностями труда на нем: видом и типом производства,  функциями   и   численностью   работников,  уровнем специализации и механизации труда, количеством оборудования и другими признаками, характеризующими рабочее место. Основное оборудование должно быть размещено таким образом, чтобы обеспечивался кратчайший путь перемещения предмета труда как в горизонтальных, так и в вертикальных плоскостях. При этом нужно учитывать принятые строительные модули, установленные нормы расстояний между оборудованием и элементами зданий в зависимости от размеров и вида оборудования, санитарные и гигиенические нормы, стандарты безопасности, антропометрические данные об исполнителях.  
     При многостаночной работе следует устанавливать  минимально допустимое расстояние между  обслуживаемыми станками. Компоновка оборудования должна обеспечивать хороший  обзор его жизненно важных частей, свободный доступ к местам расположения тех из них, которые требуют периодических осмотров, наладки и ремонтов. Необходимо правильно ориентировать положение основного оборудования по отношению к окнам и искусственным источникам общего освещения.  
     Местоположение  работника определяется характером его труда и прежде всего тем, насколько часто ему по роду своей  работы необходимо будет перемещаться по рабочему месту. Здесь могут быть работы, требующие постоянного перемещения работника, работы без перемещения работника и работы, комбинированные - с перемещением и без него. 
     В каждом из рабочих положений возможно большое количество рабочих поз, представляющих взаиморасположение частей тела-корпуса, рук, ног и головы человека, независимое от ориентации и местоположения тела в пространстве и от отношения к опоре. Неправильно устанавливать рабочую позу в положении только стоя или только сидя, так как любая статическая поза неблагоприятно сказывается на работоспособности человека. Длительные статические мышечные нагрузки приводят к быстрому утомлению работника. Очень неблагоприятны, например, постоянные рабочие позы стоя с большим (более 15°) наклоном туловища, полулежа с поднятыми вверх руками и головой.  
     В любом случае, если в силу характера  труда от работника требуется постоянное рабочее положение, вызывающее значительные статические нагрузки, для него следует проектировать возможность перемены положения. Для человека, работающего стоя, должна быть предусмотрена возможность часть работы выполнять сидя, и наоборот. При установлении рабочей позы необходимо учитывать высоту рабочей поверхности, расстояние наблюдаемого объекта от глаз, угол зрения и зрительный фокус, высоту сидения. При проектировании размещения средств отображения информации (контрольно-измерительных приборов, экранов телевизоров, мнемосхем и др.) учитываются оптимальные углы обзора и зон наблюдения в поле зрения работника. Большое значение имеет выбор размеров и компоновки знаков и их элементов на контрольно-измерительных приборах, выбор цвета знаков и фона, на которых они изображены. 
     Размещение  и компоновка органов и средств  дистанционно управления производственными  процессами устанавливается с учетом рабочей позы, зон досягаемости и  других характеристик. 
     Решая вопросы размещения на рабочем месте  средств информации и органов  управления, проектировщики руководствуются  определенными принципами. Вот некоторые  из них: 
     1 принцип частоты: в оптимальной  зоне видимости и досягаемое  должны находиться те средства  информации и управления, к которым  наиболее часто обращается работник в течение рабочей смены 
     2 принцип важности: в указанных  зонах следует размещать те  средства информации и управления, которые наиболее важны для  точного управления производственным  процессом; 
     3 принцип технологичности: средства  управления и информации нужно  располагать в такой последовательности, чтобы обращаться ним поочередно, следуя ходу технологического  процесса; 
     4 принцип сопряженности: в непосредственной  близости друг от друга следует  располагать те средства информации  и органы управления, которые  взаимосвязаны. 
     Установка на рабочем месте средств безопасности зависит от того, какую опасность  представляют те или иные средства труда. В одном случае достаточно установить предупреждающий об опасности  знак. В другом случае необходимо оградить или изолировать источник опасности. В третьем случае необходимо изолировать  или ограждать непосредственно  работника.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Глава 2 Особенности организации  рабочего места на примере Нижнетагильского строительного техникума 

Информация о работе Планирование и организация рабочих мест