Планирование и организация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение требований к расположению рабочих мест сотрудников службы ДОУ.
Задачами являются:
- провести анализ организации рабочих мест Нижнетагильского строительного техникума.
- разработать рекомендации совершенствования организации рабочих мест.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность, сущностные характеристики, особенности рабочего места
1.1 Определение ……………………………………………………..4
1.2 Система организации рабочего места………………………….5
1.3 Расчет параметров рабочего места……………………………20
1.4 Планировка рабочего места……………………………………24
Глава 2 Особенности организации рабочего места на примере Нижнетагильского строительного техникума……………………………30
2.1 Характеристика предприятия. Организационно управленческая структура предприятия ………………………………………….....…30
2.2 Организация и планирования рабочих службы ДОУ на примере НТСТ …………………………………………………………..…………31
2.3 Рекомендации по совершенствованию……………………..34
Заключение ………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.78 Кб (Скачать файл)

 
 
2.1 Характеристика предприятия.  Организационно управленческая  структура предприятия  
 
    Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Нижнетагильский строительный техникум»  зарегистрировано администрацией Тагилстроевского района Муниципального образования  город Нижний Тагил 06.10.1994 года. И  переименовано согласно постановлению  Правительства Свердловской области  от 14.11.2005г. № 991-ПП в государственное  образовательное учреждение  среднего профессионального образования  Свердловской области «Нижнетагильский строительный техникум».  
    Полное  наименование техникума – государственное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области  «Нижнетагильский строительный техникум». Сокращенное  наименование техникума – «ГОУ СПО  СО «НТСТ». 
    Организационно-правовая форма – учреждение. 

Тип – образовательное учреждение среднего профессионального образования. Вид  – техникум.    

Техникум  находится в ведомственном подчинении министерства общего и профессионального  образования свердловской области.  
    Техникум  является юридическим лицом, пользуется всеми правами и выполняет  обязанности, связанные с этим статусом. Право на образовательную деятельность и на льготы, установленные законодательством  Российской Федерации, техникум получает с момента выдачи ему лицензии.  
 
Организационно  управленческая структура  предприятия 

 
 
     Во  главе организации стоит директор. У него в подчинении находиться четыре зама. Это зам. директор по воспитательной работе, зам директор по учебной  работе, зам директор по практике, зам. по АХЧ.  Также  заведующие четырьмя отделениями: заведующий строительным отделением, заведующий механико-экономическим отделением, заведующий дополнительным образованием, заведующий заочным отделением

2.2 Организация и  планирования  рабочих  службы ДОУ на  примере    НТСТ  
 
     Чтобы более наглядно представить вышеизложенное рассмотрим расположение рабочих мест сотрудников службы ДОУ Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования  Свердловской области "Нижнетагильский  строительный техникум" (далее - техникум). 
Служба  ДОУ техникума имеет следующую структуру:

 
 
                                   Руководитель  
                                   службы  ДОУ 
 
 
              специалист           архивариус 
            службы ДОУ 
 
 
                                    секретарь 

 
 
     Следуя  категориям офисной работы, можно  сказать, что спецификой работы службы ДОУ техникума будет и общение и концентрация, т.к. работа руководителя, специалиста и секретаря подразумевает под собой общение не только внутри техникума (другие структурные подразделения, студенты, преподаватели), но и с внешним пространством (родители студентов, бывшие работники т.д.), а вот работа архивариуса требует большой концентрации и внимания (работа с документами в архиве не так проста, как кажется на первый взгляд). 
     Отсюда  можно сделать вывод, что для  сосредоточенной работы, с максимальной концентрацией внимания подходит отдельный кабинет, а для общения – открытое в большей или меньшей степени пространство. 
     Служба  ДОУ в техникуме занимает четыре комнаты: общая приемная, где находится  рабочее место секретаря, и три  отдельных кабинета, имеющие выход в приемную – это кабинеты руководителя, специалиста и архивариуса, что относит помещение службы ДОУ к офису закрытого кабинетного типа.  
     Рассмотрим  каждое рабочее место в отдельности. 
     Кабинеты  руководителя службы ДОУ и специалиста  похожи – они располагаются рядом  и имеют похожую обстановку. 
     Кабинет руководителя службы ДОУ располагается на площади 6м2, что соответствует общеустановленным нормам. В кабинете одну стену занимают два окна. Напротив окон расположен стол руководителя, состоящий из 4 модулей: рабочего стола, приставки для компьютера и принтера, тумбочки для размещения документации и примыкающего к рабочему, стола для посетителей. Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки. Размеры ящиков и полок в столах соответствуют размерах бумаг и папок. Так же в кабинете имеются модульные шкафы для хранения документов.  
       Есть поворотное кресло, обтянутое  черной кожей и отвечающее  всем требованиям эргономики (регулируется высота и поворот спинки, самого сиденья). Рядом с рабочей зоной расположена зона общения, т.е. стол для проведения оперативок и совещаний. На рабочем месте постоянно соблюдается порядок. 
     Кабинет специалиста службы ДОУ располагается на площади 6м2, но в кабинете только одно окно, однако это не влияет на уровень освещенности, соблюдается принцип того, что оконный проем должен занимать 10% от пола помещения. 
     Рабочий стол специалиста службы ДОУ также модульный, состоит из 3 блоков: рабочего стола, приставки для компьютера и принтера, и стола для посетителей, примыкающего к рабочему столу. Поворотный стул оснащен системой регулировки спинки стула и его высоты. В кабинете есть шкафы для хранения документации и сейф. При работе секретаря с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, то есть сочетание общего и местного освещения. 
     А вот кабинет архивариуса имеет некоторые отличия от кабинетов руководителя и специалиста: площадь этого кабинета 10 м2, это связано с тем, что здесь расположены шкафы для хранения личных дел и приказов за последние 5 лет, а также копировальный аппарат. схема 
     Шкафы как бы отгораживают рабочую зону от зоны архивного хранения документов. 
     Рабочая зона архивариуса состоит из 2 модулей: рабочего стола и приставки под  компьютер и принтер. Так же есть тумбочка для текущей работы с  архивными делами. 
     Общая приемная является одновременно и рабочим место секретаря службы ДОУ Приемная занимает площадь равную 10м2, т.е. достаточную для размещения рабочего места и оргтехники. 
     Итак, она разделена на две зоны: рабочую – где находится рабочий стол и приставка под компьютер и принтер, поворотный стул, а также шкаф для хранения документов и зону приема посетителей – где находятся вешалка, стол и стулья для посетителей. Схема  
     Проведя анализ расположения рабочих мест службы ДОУ техникума можно сделать вывод – требования и нормы к расположению рабочих мест соблюдены: 

На каждого работника отведено достаточное количество площади для рабочей зоны – 6м2, 10м2 при норме 2м2 на одного работника 
Освещение соответствует нормам – оконные проемы во всех помещениях составляют 10% от пола помещения, окна снабжены жалюзи и портьерами. Искусственное освещение (потолочные лампы дневного света и настольные лампы) составляет 370 лк 
Мебель работников соответствует стандартам – вся мебель состоит из модулей, т.е. можно сказать, что это многофункциональные гибкие рабочие места, как для индивидуальной работы, так и для общения с клиентами. Все рабочие кабинеты достаточно ею оснащены.  
При расположении мебели в кабинетах соблюдены расстояния между модулями и шкафами     

Т.е. можно сказать, что оборудование рабочих мест службы ДОУ техникума дает возможность выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений. 
     Но, как, и у всех офисов закрытого  кабинетного типа, у службы ДОУ  техникума есть недостатки – это  невозможность организации коллективной работы и неэффективное использование  пространства. У этих недостатков  объективная основа – служба ДОУ  расположена в «старом» здании техникума (год постройки – 1964) и кабинетная система заложена в этом здании изначально.  
  
 2.3 Рекомендации по  совершенствованию рабочих мест 

 
  
     В данном пункте дается обоснование к  предполагаемым мероприятиям, необходимым  для рационального использования  потенциальных возможностей работника. 
     Во-первых, соблюдая режим труда и отдыха, уменьшается период врабатываемости, а это увеличивает фазу устойчивой работоспособности, а это даст увеличение производительности труда всего  предприятия. 
     Во-вторых, используя светлые тона красок при  окраске стен, пола в кабинете и с помощью уборщиков убирая кабинеты во время перерыва, возможно снизит утомляемость работника. Это мероприятие может положительно сказаться на эмоциональном самочувствии работника , а это очень важно, т.к. секретарю в течение дня приходится очень часто общаться с людьми. 
     В-третьих, необходимо улучшить работу системы  отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, особенно при работе в зимнее время.  
    В-четвертых, строго соблюдая трудовой процесс, т.е. исключив работу непредусмотренную  обязанностями секретаря, мы позволим заниматься ему наставнической работой. 
     Все это позволит этому коллективу качественно  и своевременно решать самые трудные  и ответственные задачи и поручения  руководства предприятия.  
     Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест  включает планировку рабочих мест, внедрение наиболее рациональной   оснастки и производственной  мебели, соответствующих эргономическим   требованиям; внедрение наиболее эффективных систем обслуживания   рабочих мест, обеспечивающих устранение потерь рабочего времени. 
     Совершенствование планировки рабочего места должно быть направлено на устранение лишних и  нерациональных трудовых движений, максимальное сокращение перемещения рабочего относительно материальных элементов трудового процесса, а, следовательно, на повышение эффективности труда и снижение утомляемости рабочего.  
  
  
 
  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
     Задачи, которые встают перед проектировщиком  при переходе от формирования «замкнутых» офисов, а тем более отдельных предметов мебели, к комплексному формированию «открытых» офисов, существенно трансформируются и усложняются. 
     Работа  по созданию благоприятных условий управленческого труда должна носить комплексный системный характер. Начало их формирования закладывается при проектировании предприятий и учреждений. Это относится, прежде всего, к санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям труда, которые формируются под влиянием проектируемой техники и технологии, архитектурно-строительного оформления зданий, внутреннего размещения служебных подразделений и оборудования, рабочей мебели и т. п. На этом этапе проектируются вентиляция, кондиционирование воздуха, освещение служебных помещений в соответствии с санитарными и строительными нормами. 
     Не  менее важна разработка мер по формированию и улучшению условий труда на уже действующих объектах. Здесь работу следует вести по всему комплексу элементов условий труда, но особое внимание надо уделить психофизиологическим и социально-психологическим факторам, формирующимся под влиянием выполняемой работы, межличностных отношений, т. е. факторам, которые на этапе проектирования предприятий не могут быть учтены. 
     Поскольку в современных условиях хозяйствования все большее значение придается активизации человеческого фактора, роль социально-психологических условий труда также повысится, ибо они способствуют усилению социальной мотивации труда, стремлению к большей творческой отдаче специалистов.  
      Комплексный подход к обеспечению благоприятных условий труда отражен в специальных межотраслевых требованиях и нормативных материалах, которые следует учитывать при проектировании новых и реконструкции действующих структурных подразделений, технологических процессов и оборудования. 
     Проведен  анализ организации рабочих мест в соответствии с поставленными  задачами. И рабочее место соответствует  нормам, а также еще задача являлась разработать рекомендации по совершенствованию  рабочих мест они описаны в  главе 2. Считаю что поставленные мною задачи выполнены в полном объеме. Также достигнута цель курсовой работы по изучению требований к расположению рабочих мест сотрудников службы ДОУ.  
     В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  использованной литературы  
 

  1. А.А. Грашин, М.И. Сугако, Дизайн комплексов организационного управления. – М.: ВНИИТЭ, 1989
  2. В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич, Эргономика в дизайне среды: Учеб. Пособие. – М.: «Архитектура-С», 2005
  3. В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, Основы теории и методологии дизайна – М.: МЗ-Пресс, 2001
  4. Про офис: Пособие по проектированию профессиональных офисов – уникальный совместный проект компании ВЕNЕ и журнала «Проект Россия». – М.: Проект Россия, 2001, № 4
  5. П.Хилл, Наука и искусство проектирования. Пер. с англ. – М.: Мир, 1991
  6. Эргономика: Принципы и рекомендации. – М.:ВНИИТЭ., 2-е изд., переработ., 1983
  7. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Организация труда персонала»
  8. Зудина Л.А. «Организация управленческого труда»: Учебн. Пособие. М.,1997.
  9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. «Основы управленческой деятельности»,учебник, 2 издание, переработанное  и дополненное, 2000 г. 
  10. Волгин А. П. Управление персонал в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). – 1992.
  11. Герчикова И. Н. Менеджмент. – 1994.
  12. Грачев М. В. Суперкадры. – 1993.
  13. Кадровое прогнозирование. – 1993.
  14. Менеджмент организации. – 1993.
  15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 1993.
  16. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом.- М., - 1997.
  17. Основы управления персоналом. – (под ред. Генкина Б.М.), - М., 1996.
  18. Пронникова В. А. Управление персоналом в японии. – 1989.
  19. Тарасов В. К. Персонал – технологии. – 1989.
  20. Тихонов Р. Е. Кадры. – 1993.
  21. Щекин Г. В. Основы кадрового менеджмента. – 1993. – т. 1.
  22. Lloyd L. Byars, Leslil W. Rue. Human resource management. – 1991.
  23. Katharin M. Barlot, David C. Martin. Management. – 1991.
  24. Koontz H., O’Donnell C. Management: a system and contingency analysis of mangerial function. – 1976.
  25. David R. Leigh. Business planning is people planning. 1994.
  26. Patten T. N. Manpower planning and the development of human resources. –1971.
  27. Russ F.S. Manpower panning system. – 1983
  28. Wayne F. Cascio. Managing human resources. – 1992.
  29. John A. Hooper, Ralf F. Catalanello and Patric L. Murrey. Showing up the weakest link// Personal administration, - 1987, - April. 
     

Информация о работе Планирование и организация рабочих мест