Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

С 1997 года Федеративная Республика Германия - важнейший торговый партнер Российской Федерации. В свою очередь, Россия в 2010 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии. Двусторонний торговый обмен достиг в 2010 году рекордных показателей – 48,46 миллиардов немецких марок (+16% по сравнению с 2000 годом). После резкого падения объемов германского экспорта в Россию вследствие августовского кризиса 1998 года (1998: -11,7%; 1999: -31,8%) начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция: объем германского экспорта вновь существенно вырос (2000: +31,7%, 2010: +54%).

Вложенные файлы: 1 файл

С 1997 года Федеративная Республика Германия.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

Сегодня ситуация выглядит совсем по-другому. Объем германских инвестиций за рубежом по-прежнему заметно выше объема прямых иностранных инвестиций в Германии. Однако это совершенно нормальное явление для страны, сильно ориентированной на экспорт. Ведь инвестиции за рубежом делаются для того, чтобы освоить новые рынки или расширить сети сбыта или сервиса. Весьма примечательно, однако, то, как развивался ежегодный приток иностранных инвестиций в Германию с 1992 по 2002 г. Только в одном 2002 г. иностранцы инвестировали в Германии больше, чем за весь период с 1990 по 1997 г. (свыше 35 млрд. евро). За четыре года (1998, 1999, 2001 и 2002) - без учета поглощения фирмы Mannesmann компанией Vodafone в 2000 г., что в статистическом плане довело бы объем иностранных инвестиций в Германии до более чем 220 млрд. евро - иностранцы вложили здесь 153 млрд. евро, т.е. в три раза больше, чем за предыдущие пять лет.

Согласно исследованию Международного института менеджмента (IMD), по притоку  иностранных инвестиций в страну Германия занимает в мире второе место  после США. Как следствие сильного притока капитала объем прямых иностранных инвестиций в Германии увеличился с примерно 100 млрд. евро в начале 90-х годов до 280 млрд. евро в конце 2000 г., т.е. он почти утроился. Иностранных инвесторов консультирует уполномоченный федерального правительства по иностранным инвестициям.

Объем прямых германских инвестиций за рубежом за тот же период вырос  с примерно 150 млрд. евро до 570 млрд., т.е. почти в четыре раза. Основная часть этой суммы пошла на освоение иностранных рынков. Глобализация требует от предприятий глобального присутствия. Германские фирмы это поняли и действуют соответствующим образом. Между прочим, инвестиции за рубежом также обеспечивают рабочие места. Благодаря деятельности германских предприятий за рубежом во всем мире сохраняются около 4 млн. рабочих мест. Это сказывается позитивно и на занятости внутри страны. По некоторым оценкам, каждые три рабочих места за границей обеспечивают одно рабочее место в стране.

Прежде всего высокий  спрос на высокотехнологичную германскую продукцию за рубежом привел к  такому серьезному росту, о котором  мы уже упоминали. Почти трех четвертей прироста своего товарооборота наукоемкая промышленность достигла за рубежом. Этим объясняется, что германские высокотехнологичные предприятия значительную часть своего бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы инвестируют за рубежом - т.е. там, где они продают свои продукцию. Их научные исследования за рубежом по большей части ориентированы чисто на сбыт. Исследовательская работа служит оптимизации экспорта. В качестве решающих мотивов для своих зарубежных НИОКРовских инвестиций многонациональные предприятия из Германии назвали адаптацию своей продукции к различным рыночным требованиям, согласование с важнейшими зарубежными клиентами, а также приспособление своей продукции к специфике национального регулирования. Кроме того, исследования за рубежом выполняют важную информационную и мониторинговую функцию. Отражением рыночной ориентации НИОКР за рубежом является, среди прочего, тот факт, что число патентных заявок, поданных в рамках зарубежного НИОКР, заметно ниже, чем в самой Германии.

В 1999 году германские предпринимательские  структуры инвестировали 7,3 миллиарда  евро в НИОКР за рубежом. В том же году зарубежные фирмы вложили 6,8 миллиарда евро в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Германии. Расходы германских предприятий на НИОКР за рубежом составляют примерно 20 процентов от совокупного показателя инвестиций в НИОКР внутри страны. С 1995 года они увеличились на 40 процентов, а внутренние инвестиции в НИОКР, напротив, только примерно на 30 процентов. Эта схема соответствует общему увеличению зарубежных инвестиций предприятий. Исследовательские институты констатируют: "Усилия в области НИОКР, разработка продукции, соответствующей запросам рынка, производство и сбыт идут рука об руку".

И наоборот, Германия в качестве места размещения НИОКРовских инвестиций является весьма привлекательной страной  для иностранных предприятий. Например, ни в одной другой стране мира дочерние фирмы американских компаний не демонстрируют такого интенсивного НИОКР, как в Германии. Наряду с Великобританией, Германия выступает также важнейшей зарубежной площадкой для активных НИОКРовских разработок японских предпринимательских структур. Так, в последние годы областями, в которых международные предпринимательские структуры проводят фундаментальные исследования в Германии, стали медицинская техника, процессорная техника (экологичная техника и технологии), медицина и биотехнологии. Однако в целом деятельность иностранных предприятий в Германии в области НИОКР также ориентирована преимущественно на запросы рынка.

 

 

Заключение

Российским предприятиям в первую очередь следует развивать  глубокое понимание проблем, связанных  с интернационализацией. Приемлемым для этого средством является получение специального образования, предлагаемого владельцами и менеджерами интернационализированного предприятия.

Обучение может проходить  в форме соответствующей программы MBA, которая отвечает непосредственно  потребностям русской компании. В идеале оно должно охватывать такие темы, как иностранные слияния и объединения, интеграция после слияния, межкультурная компетенция (различные культуры ведения бизнеса, культурные особенности руководства, ведение переговоров и т.д.) или международное право. Важно, чтобы такая программа в любом случае применялась в качестве инструмента для обеспечения немецко-русского сотрудничества и позволяла применять полученные знания на практике.

Подобные программы МВА  уже частично существуют и, следовательно, должны все чаще применяться. Примерами являются: немецкая программа МВА Университета г. Магдебурга, учебное отделение в Москве, или программа MBA Европейской школы бизнеса (EBS), г. Эстрих-Винкель, и Московского государственного университета. Кроме того, предприятия должны обмениваться между собой практическим опытом осуществления интернационализации.

 

Целям такого обмена опытом служит объединение в ассоциации или проведение совместных мероприятий  на темы внешней торговли и интернационализации. Такой обмен

опытом безвозмездно способствует формированию существенно важныхзнаний, расширению собственной сети и раскрывает возможности дальнейшего сотрудничества

 

Подготовка и планирование

Успешный выход на рынок  требует всеобъемлющего

планирования и подготовки. Это включает в себя точный анализ политической и правовой базы, собственных сильных и слабых сторон, конкурентной обстановки в рамках целевого рынка, спроса и связанных с ним требований заказчика. В идеале, необходимо составить бизнес-план, так как он является необходимым требованием для получения руководителем, являющимся гражданином другого государства, кредитов или займов, а также при подаче заявлений, например, на получение вида на жительство или трудоустройство. На основании бизнес-плана составляется проектный план выхода предприятия на немецкий рынок, в котором в пошаговом разрезе указывается следующее: процедура формального создания или поглощения предприятия, необходимый объем финансирования, при необходимости потребность найма персонала или интеграция после слияния, локализация маркетинговых исследований и сбытовой деятельности, а также необходимые меры осуществления коммуникации. Помимо производственно-экономической подготовки, особенно важным является понимание культуры ведения бизнеса в Германии в целях исключения вероятности возникновения недоразумений с самого начала. Поэтому немецкие предприниматели уделяют большое внимание пунктуальности и очень хорошей подготовке. Это рассматривается как знак взаимного уважения и профессионализма. Кроме того, немецкие предприниматели, как правило, очень конструктивны и строго разделяют деловую и частную сферы. Русским предпринимателям нужно учитывать этот факт во избежание неверной трактовки взглядов и жестов. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать производственно-экономической и культурной подготовкой, поскольку результаты исследования показали, что это часто является причиной возникновения трудностей на рынке. Малым и средним предприятиям также следует учитывать этот аспект. Перед выходом на немецкий рынок российским предприятиям следует обзавестись исчерпывающей информацией о рынке

 

Германии и типовых  условиях нахождения на нем. Для этого существуют многочисленные источники информации, используемые многими крупными компаниями России.

 

Соответствующую информацию можно получить, в основном, от консультантов  по вопросам хозяйственной деятельности предприятия, ассоциаций, юристов и  специалистов по анализу конъюнктуры рынка.

 

По приведенным далее  ссылкам на интернет-ресурсы предприятия  могут получить базовую информацию о местоположении в Германии, об отдельных отраслях и о юридических  требованиях. Кроме того, можно предприниматели могут компетентных профессиональных консультантов, которые окажут помощь в подготовке и осуществлении выхода на рынок.

Как показывают результаты исследования, глобальная макросреда Германии не предъявляет российским предприятиям серьезных требований. Только немецкая правовая база и связанные с ней административные процессуальные трудности требуют от предприятий хорошей подготовки. Вот краткий обзор необходимых для иностранного предприятия положений о пребывании и занятости, поскольку осуществление независимой предпринимательской деятельности невозможно без разрешения на временное

 

пребывание в стране и разрешение на занятие трудовой деятельностью.

В трудовом праве Германии сформулированы многочисленные требования, предъявляемые к иностранным  работникам на рынке труда. В то же время иностранным работникам предлагаются различные способы самоутверждения в качестве специалистов на немецком рынке труда. Недавняя реформа положений трудового законодательства, действующая с 1 января 2009 г., акцентирует внимание на этом положении. За счет снижения препятствий доступ иностранных работников к рынку труда был значительно облегчен. Однако трудовым законодательством предусмотрены различные условия и правила трудоустройства иностранных сотрудников по принципу наличия или отсутствия у них немецкого высшегообразования.

Выход на рынок без немецкого  высшего образования: иностранные  работники обязаны пройти в Германии так называемых тест на уровень «приоритетных знаний». Тест на уровень приоритетных знаний проводится Федеральным агентством занятости. Его задачей является выяснить, имеется ли на конкретную должность, наряду с иностранным кандидатом, претендент, обладающий «приоритетным» уровнем знаний. Такой уровень согласно трудовому законодательству Германии, имеют граждане Германии, ЕС, стран Европейского

 

экономического пространства, Швейцарии, новых государств-членов ЕС, имеющих разрешение на занятие  трудовой деятельностью, иностранные  граждане третьих стран, имеющие  неограниченный доступ к немецкому  рынку труда.

Для многих российских предприятий  самая большая проблема в рыночной и отраслевой среде заключается  в преодолении существующих предубеждений  и разрушении связанного с этим сравнительно неблагоприятного имиджа, который в  первую очередь формируется на основе отрицательных примеров ввиду недостаточной  информированности о деятельности российских компаний на территории Германии и по причине ограниченности общественного  восприятия.

Поэтому российские предприятия  с самого начала своей коммерческой деятельности на территории Германии должны уделять внимание:

 

• хорошему корпоративному управлению (в смысле ответственного и прозрачного стиля руководства); 

 

• формированию стабильного  и положительного бренда; а также 

 

• установлению принципов  открытой внешней и внутренней политики корпоративной коммуникации.  При разработке соответствующей стратегии и ее реализации при оказании профессионального содействия необходимо учитывать существующие культурные различия. Приведенные ниже ссылки могут быть полезными для получения первичной информации в этой области В рамках предприятия основными задачами являютсягармонизация немецкой и русской рабочих методик и оответствующий межкультурный стиль руководства.

 

В то время как для русского руководства традиционно характерным  является авторитарный стиль, на немецком предприятии такой метод может  привести к демотивации сотрудников, которые привыкли принимать активное участие в принятии важных решений. Подобный демократический стиль руководства, предполагающий личное участие в жизни компании, обычно способствует формированию более лояльного отношения сотрудников к руководству, вызывает ярко выраженное отождествление себя с предприятием и, следовательно, повышает производительность и стимулирует новаторские идеи.

 

Несмотря на то, что стиль  руководства, предполагающий активное участие в жизни предприятия  каждого сотрудника, считается успешным и положительно влияет на достижения работников, необходимо все же принимать во внимание некоторые моменты: 

 

• Решения, в обсуждении которых принимают участие сотрудники, должны иметь непосредственное отношение  к их работе.

 

• Между решениями и  конечным результатом проделанных  работ должна быть очевидная связь.

 

• Участие сотрудников  должно соответствовать действующим  стоимостным и нормативным аспектам.

 

• Привлечение сотрудников  к процессу принятия решений не

должно интерпретироваться как попытка манипуляции

 

 

 

Принцип равенства перед  законом/запрет дискриминации в  рамках права на трудоустройство: в  соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конституции, мужчины и женщины имеют равные права и, в соответствии с пунктом 3, никто не должен подвергаться дискриминации  либо получать привилегии из-за половой  принадлежности, вероисповедания, происхождения, расы, языка, родины и места рождения, религиозных или политических убеждений. Эти положения, в частности в отношении защиты работников отдискриминации, более детально изложены в Общем законе о равном обращении. Кроме того, работники не должны подвергаться дискриминации по расовому, этническому, половому, религиозному, возрастному признакам или по убеждениям, ввиду инвалидности или сексуальной принадлежности. Кандидаты, проходящие собеседование при устройстве на работу, также считаются сотрудниками, вследствие чего в отношении них также действуют вышеизложенные принципы.

Информация о работе Основные критерии и особенности ведения бизнеса в Германии