Ведение бизнеса в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Китай, Китайская Народная Республика (КНР) расположена в Восточной  Азии. На востоке и юго-востоке  Китай омывается Желтым, осточно-Китайским  и Южно- Китайским морями. Площадь  — 9597 тыс. кв. км (с Тайванем — 9633 тыс. кв. км). Третья по величине страна мира после России и Канады (занимает 6,5 % суши земного шара).

Китайская цивилизация —  одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может  составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники  покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного  управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика  которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми  соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую  цивилизацию введение конфуцианства  в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы  письма (II век до н. э.).

На 2010 год экономика КНР  занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

Согласно Конституции  КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми  в 2004 году, частная собственность  является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический  строй «строительством социализма с китайской спецификой». Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся

 

1.Общие черты китайской  экономики

1.1Экономика Китая

Смешанная модель экономического развития Китая, воплотившая в себе элементы двух социально-экономических  систем: директивно-плановой и рыночной, позволяет при решении как  внутренних, так и внешних хозяйственных  проблем страны широко использовать экономические механизмы воздействия, присущие каждой из них. При социалистической рыночной экономике рынок ориентирует  предприятия, а государство управляет  рынком. Из этого следует, что экономическое  развитие Китая - результат осознанных решений.

Несмотря на то, что хозяйственная  система в значительной части  развивается по рыночным законам, роль центра сохраняется. Все отрасли, связанные  с сырьем и обороноспособностью, сосредоточены в руках государства. Крупные предприятия (нефтяные, металлургические, угольные, электроэнергетические, железная дорога, авиакомпании) находятся под  контролем правительства и существуют за счет государственной поддержки, и государство решает, каким компаниям  развиваться. В то же время следует  отметить, что экономическая политика последних лет направлена на активизацию  процесса акционирования государственных  предприятий. В Китае в структуре  собственности высокий удельный вес занимают коллективные негосударственные  предприятия, которые полностью  или частично принадлежат трудовому  коллективу. В условиях смешанной  экономики государство отдавало предпочтение саморазвитию частного сектора.

Правительство Китая активно  участвует в управлении экономикой. До сих пор им контролируется большинство  финансовых ресурсов страны. Банковская система здесь представлена по преимуществу государственными банками. Сократив роль командной системы управления посредством  административных директив, государство освоило и умело использует разнообразные косвенные рычаги регулирования макроэкономики (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательство.

Сохранившиеся элементы директивно-планового  механизма постепенно, по мере развития, замещаются рыночными. Таким образом, как отмечают некоторые аналитики, имеет место дуализм хозяйственного механизма, когда идет постепенный  процесс замещения планового  механизма рыночным. К числу плановых механизмов, функции которых непосредственно  оказывают влияние на ситуацию в  регионах, можно отнести государственный  контроль цен базовых видов товаров  и услуг, государственные бюджеты  разных уровней, кредитная система. Задача совершенствования социалистического  рыночного экономического механизма  в текущем периоде и на перспективу  сохраняется.

Роль государства в  экономике остается приоритетной, по крайней мере до тех пор, пока не сформируются мощные национальные корпорации, способные доминировать на мировых  рынках и обеспечивать национальные интересы.

Начиная с 1980 китайская экономика  растёт в среднем на 15 % в год. К  концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО  в 2001 году приток прямых иностранных  инвестиций и расширение экспорта привели  к новому ускорению.

По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 %.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление  энергоносителей. Так, например, потребление  нефти в Китае за 40 лет с  начала 1960-х увеличилось более  чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год.

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность  доступа к месторождениям нефти  и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление  газа вырастет примерно до 200 млрд куб. м.

Объём потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлнкВт·ч. При  этом некоторые районы Северного  и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Не последнюю роль в  развитии Китая сыграло наличие  свободных экономических зон. В  настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых  технологий, более 70 научно-технических  зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки  продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно  привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный  статус свободной экономической  зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь  — самая быстро развивающаяся  зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских  Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу  — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция  Гуандун занимает ведущее место  на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере  производства бытовой техники.

В провинции находятся  сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической  отрасли провинции доминирует китайская  корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские  корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе  также расположено производство GuangzhouPharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.

1.2Правовая система

Правовая система КНР  носит смешанный характер, представляя  собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях "социализма с китайской спецификой" и некоторых  принципах романо-германского права.

Для правовой культуры Китая  характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права  в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые  важные. Такое отношение к праву  вытекает из конфуцианского учения, составлявшего  основу государственной идеологии  Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Согласно идеям конфуцианства  на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В следствие таких  взглядов китайцы отрицательно относятся  к европейской идее права с  его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих  правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

По этическому учению конфуцианства  гражданин, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами "ли" (т.е. правилами гармоничного, "правильного" поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие  разногласия, настаивая на своих  правах или апеллируя к судье. Само понятие субъективного права  до начала ХХ в. в Китае отсутствовало.

Китай в течение веков  жил, не зная организованных юридических  профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста  экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались  советами своих чиновников, принадлежащих  к наследственной касте. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической  доктрины, и в долгой истории Китая  не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Однако в Китае существовал  и другой подход к праву. В III в. до н.э. школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды  легистов изложены в трактате, принадлежащем  Хан Фэйцзы. Он и другие легисты  настаивали на необходимости постоянно  действующих законов; правитель  должен знать их, а подданные - строго исполнять. Это была концепция права  и закона, близкая к западной. Однако взгляды легистов остались чуждыми  сознанию большинства китайского населения. При династии Хань (206 г. до н.э.) конфуцианство  снова возобладало, и с тех  пор его господство было постоянным. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хань, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

При последней, Цинской династии (1644-1911 гг.) Китай имел два систематизированных  свода законов, один из которых относился  к государственному и административному  праву, другой - к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин  хуэйдянь) содержал детальные предписания  относительно функций всех правительственных  учреждений. Второй назывался Дацин  люйли (Основные законы и постановления  Великой династии Цин). Он состоял  из 7 разделов. В первом указывались  виды наказаний и обстоятельства, при которых они могут быть смягчены, в остальных содержались  составы преступлений и способы  разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью  одного из министерств. По форме изложения  материала Дацин люйли представлял  собой сборник огромного числа  казусов. Многие положения этого  кодекса действовали до 1931 г. Брачно-семейные, наследственные, торговые и другие отношения регулировало обычное  право, отличавшееся чрезвычайной пестротой (партикуляризмом).

С победой синьхайской  революции 1911 г. в Китае начался  процесс модернизации традиционного  права. После провозглашения республики была проведена огромная работа по созданию современных кодексов, основанных на лучших европейских образцах. Уже  в 1912 г. принято первое современное  Уголовное уложение, пересмотренное в 1928 г. и переименованное в Уголовный  кодекс. Основанный преимущественно  на германском и японском законодательствах, Гражданский кодекс, включающий и  гражданское, и торговое право, вступил  в силу в 1929-1931 гг. Гражданский процессуальный кодекс - в 1932 г. Земельный кодекс - в 1930 г. В результате этих работ китайское  право (во всяком случае внешне) европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. Однако за этим фасадом продолжали существовать традиционные понятия и, за немногими исключениями, именно они преобладали в реальной жизни. Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям.

В результате победы в гражданской  войне (1925-1949 гг.) Коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай  с 1 октября 1949 г. стал народной республикой. В том же 1949 г. были отменены все  ранее изданные законы и декреты  и упразднены старые суды. Началась рецепция (заимствование) социалистического  права. Органические законы 1949 г., которые  предусматривали воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось  руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950-1951 гг. изданы крупные  законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации  и др. Кодификационная комиссия приступила к подготовке кодексов.

Однако уже в 1952-1953 гг. принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права  от политики, независимость судей, юридический  формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип "нет  наказания без закона". Тем  не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге  восторжествовать. Эту тенденцию  подтвердила Конституция 1954 г., построенная  по типу советской Конституции 1936 г. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. Постановление 1954 г. содержало гарантии против ареста и задержания.

После разрыва дружеских  отношений с СССР в 1960 г. руководство  КНР попыталось отойти от советской  модели права как "ревизионистской". В рамках этого курса в КНР попытались ввести рабочее самоуправление на предприятиях, полностью отказаться от принципа оплаты по труду и любых других форм материального стимулирования. В период "культурной революции" 1964-1973 гг., сопровождавшейся военными действиями, массовыми репрессиями и погромами, вся система правопорядка была дезорганизована. Законодательство практически перестало применяться, в стране царил хаос.

Информация о работе Ведение бизнеса в Китае