Организационный раздел бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:29, реферат

Краткое описание

В последние годы в российскую хозяйственную жизнь стремительно внедряется понятие бизнес-плана. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных займов), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Существует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности фирмы.

Содержание

Введение. 3
1. Принципы составления бизнес-плана 4
2. Техника составления бизнес-плана 5
Титульный лист 5
Оглавление бизнес-плана 6
Глоссарий 6
Исполнительское резюме 7
3. Содержание бизнес-плана 8
Описание фирмы 8
Описание бизнеса 8
Описание товара или услуги 8
Производственный (организационный) план 9
Маркетинговый план 11
Финансовый план 12
Выводы 13
Список используемой литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес план.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Производственный (организационный) план

Основной целью составления  производственного плана является доказательство потенциальным партнерам  способности предприятия (фирмы) качественно  и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия (фирмы). Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на предприятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал.

Но степень интереса стороннего вкладчика несоизмерима с интересом собственника предприятия (фирмы). Поэтому роль производственного  плана в бизнес-плане зависит  от ориентации последнего либо на внешних  инвесторов, либо на внутренние потребности. В зависимости от этого производственный план может быть схематичным или развернутым.

Степень детализации  производственного плана связана  также с характером производства: чем выше технологическая сложность  производственных процессов, тем подробнее производственный план.

Обычно производственный план включает разделы с описанием  технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.

Технология производства. В этом разделе составители бизнес-плана  рассказывают о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и его результатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь же можно рассказать о подразделении предприятия, занимающемся разработкой новых товаров и технологий, и даже об отдельных изобретателях — авторах интересных разработок.

Можно также описать  производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность, экстремальные  условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.

Внешние факторы, оказывающие  влияние на производственную деятельность. 
К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.

Риски, В этом разделе  предприниматель показывает инвестору, насколько его бизнес рискован и  какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определяется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.

Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются  материальные и людские ресурсы  предприятия.

К материальным ресурсам (фондам) относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.

Наибольший интерес  для кредиторов и инвесторов представляет анализ людских ресурсе в, и прежде всего управленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит  за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что, как бы заманчивы ни были идеи, изложенные в документе, успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.

Менеджеры/владельцы. В  этом разделе не только поименно перечисляется весь управленческий персонал, но и объясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности. Отдельно рассматриваются такие группы, как: активные инвесторы, предоставившие предприятию капитал, консультации или экспертизу; сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и проч.); юрисконсульт; члены Совета директоров, в число которых помимо собственных директоров обычно включают известных в кругах бизнеса деятелей; консультантов из других фирм, в том числе юридических, банков, бирж, университетов и т. п.

Организационная схема  управления предприятием показывает, как взаимодействуют службы, кто  и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности. Банкиры и инвесторы обращают на это особое внимание, поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты.

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура, естественно, несложная, но и в ней должны быть заложены основы для ее дальнейшего роста и усложнения. В любом случае должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана: в схеме должны найти отражение стратегия и методы, изложенные в других разделах.

Кадровая политика и  стратегия должны дать представление  о философии, которой руководствуется  фирма при решении кадровых вопросов, что в значительной степени определяет лицо фирмы, так как оказывает влияние на ее долговременную эффективность. Здесь рассматриваются условия подбора и найма персонала, размеры и структура вознаграждения и другие формы стимулирования персонала, включая участие в прибылях.

Маркетинговый план

В этом разделе фирме  необходимо разъяснить потенциальным  партнерам, как она намерена воздействовать на рынок и потребителя, чтобы  обеспечить сбыт своей продукции. В  зависимости от товара, региона, размера  бизнеса и прочих факторов маркетинг-план может выглядеть по-разному, но, как правило, в нем содержатся следующие разделы: маркетинговая стратегия; анализ рынка; ценообразование, система продвижения товара.

Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться исходя из самого понятия маркетинговой  стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия (фирмы) и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе предприниматель детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг), определяет рынки, на которые его предприятие (фирма) будет ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому отдельному виду товаров/услуг, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения сформулированных целей.

Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния  отрасли, к которой относится  данное предприятие (фирма). Хороший  анализ отрасли выявляет основных конкурентов  и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие (фирму). Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем.

Помимо конкурентов  на развитие рынка оказывают влияние  и другие внешние факторы, такие  как государственное регулирование, политика поставщиков, политическое положение  в стране и общественное мнение. Если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, то его следует рассмотреть подробнейшим образом.

Здесь также может  быть рассчитан предполагаемый объем  продаж предприятия (фирмы), при этом отдельно по периодам с учетом сезонности продаж; товарам и услугам; группам потребителей.

По каждому из указанных  критериев целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не »дин, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический.

Ценообразование. При  анализе ценообразования в бизнес-плане  рассматривается общий подход фирмы  к ценовой политике, ее ценовая  стратегия. Наиболее распространенные варианты обычно включают принцип ценообразования  в зависимости от качества продукции  — тем выше качество, тем выше цена; издержек производства — тем они ниже, тем соответственно ниже цена; цен конкурентов.

Любая фирма, претендующая 1а привлечение внешнего финансирования, должна провести 1редварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене), а также рассмотреть комплекс мер, которые следует принять в случае изменения цен конкурентов.

При определении ценовой  стратегии обычно исходят из целей  фирмы, поэтому для разных фирм или различных стадий жизненного цикла товара ценовая политика может и должна быть различной. При выходе на новые рынки для привлечения покупателей устанавливаются заниженные цены.

Новый товар хорошо известной  фирмы, наоборот, может претендовать на более высокие гены в течение периода, когда он находится вне конкуренции. 
Цена может быть подчинена достижению совершенно конкретной задачи, выраженной в конкретной цифре нормы прибыли или сроков окупаемости затрат и т.д.

Система продвижения  товаров/услуг. Сюда относятся разработка оптимальных схем логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание кантов сбыта (магазинов, фирм-посредников, дилерской сети) и методов стимулирования продаж, организация послепродажюго обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения.

При описании методов  стимулирования продаж предприниматель  сообщает будущим инвесторам, что  представляет собой его фирменный  стиль, использует ли он товарный знак, организует ли ярмарки и выставки, осуществляет ли продажу в рассрочку и проч.

В области послепродажного  обслуживания в бизнес-плане должна быть изложена схема гарантийного, обслуживания, приведены расчеты  средней стоимости ремонта и  запасных частей, а также средние  сроки ремонта.

Относительно рекламной кампании фирмы надо сообщить в плане, сколько средств выделяется на рекламу, какие виды рекламы используются фирмой и есть ли связь между затратами на рекламу и прибылью фирмы.

Финансовый план

Здесь мы подошли к  самому, вероятно, сложному разделу  бизнес-плана. 
В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план, как  никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах бизнеса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие находятся на подходе к ней. 
В настоящем исследовании будут приведены требования к составлению финансового раздела бизнес-плана исходя из международных требований.

К числу плановых и  отчетных форм, упомянутых выше, относятся:

— оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому  товару и рынку;

— планы (отчеты) о доходах  и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие (фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;

— план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление  и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия 
(фирмы);

— балансовый отчет, подводящий итог деятельности.

Важным элементом финансового  плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия (фирмы), который может быть произведен двумя способами: с использованием формулы или посредством построения графика.

Подробный анализ коэффициентов, рассчитываемых на основе финансовых документов, которые приводятся в  финансовом разделе бизнес-плана, и  методика их расчета изложены в специальной  литературе по подготовке бизнес- планов.

Выводы

1. Бизнес-план почти  всегда готовится для использования  внешних источников финансирования  инвестиций: заемных финансовых  средств от кредитора, привлеченных  средств инвестора, бюджетных  инвестиционных ассигнований. Хотя  существует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности предприятия, однако это прежде всего документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств.

2. При оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия прежде всего с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности. Бизнес-план должен убедить кредиторов в возвратности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им первоклассные гарантии, а инвестора — в высокой прибыли на вложенный капитал и в получении ее в возможно более короткие сроки.

3. Помимо сопроводительных  документов и исполнительского  резюме 
(краткого изложения содержания) бизнес-план состоит из описания компании, ее бизнеса, продукции, производственного (организационного) плана, маркетингового и финансового плана. Последний является наиболее сложным разделом бизнес-плана.

Список используемой литературы:

1. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»: Пер. с англ. - М.: Дело, 1995. – 704с.

2. Румянцева Н., Саломатина  Н. «Менеджмент организации». Учебное  пособие - М.: Инфа-М, 1995г.

3. Шегда А. «Основы  менеджмента», Киев, 1998г.


Информация о работе Организационный раздел бизнес плана