Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов.
В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов.
Разработка концепции сервисно-ориентированной архитектуры, процессного подхода, «взаимопроникновение» ИТ и бизнеса оказали существенное влияние на современные взгляды на построение бизнеса. Формализованным механизмом, обеспечивающим представление и реализацию данных подходов в деятельности организации, стала такая сущность, как архитектура предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

♦ Процесс – это множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту.

♦ Процесс – это поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня рассмотрения).

♦ Процесс – это одна или более связанных между собой процедур либо операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

♦ Процесс – это взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующий вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами.

♦ Процесс – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями.

Процессный  подход к моделированию позволяет:

♦ перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и должностных инструкций) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес-процессов;

♦ выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями, выполняемыми тем или иным подразделением);

♦ сменить  ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии.

С учетом роли и  места в деятельности организации  предлагается классификация бизнес-процессов  на следующие типы:

♦ основные (ключевые) процессы – устойчивые процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ориентированные на создание конечного продукта/услуги; в составе основных процессов может быть выделен контур управляющего воздействия: собственно действие и контроль за его исполнением;

♦ обеспечивающие процессы – (правовое и кадровое обеспечение и т. д.) – процессы, обеспечивающие нормальное выполнение основных процедур и изменяющиеся в зависимости от изменения состава и технологии основных процессов;

♦ процессы внешнего взаимодействия – процессы взаимодействия с объектами, не входящими в согласованные границы описания предметной области; например, если объектом моделирования является предприятие в целом, то процессом внешнего взаимодействия будет являться процесс предоставления отчетности контрольным органам.

Компоненты  процесса

♦ название (определение) процесса;

♦ реализуемую функцию или их последовательность;

♦ участников процесса;

♦ ответственное лицо – владельца процесса;

♦ границы процесса;

♦ входные и выходные потоки, а также их поставщиков (или потребителей);

♦ требуемые ресурсы (производственные, технические, материальные, информационные);

♦ определяющую цель (цели) процесса;

♦ метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса;

♦ возможные риски и влияния процесса на субъекты процесса.

Входные потоки – материалы, услуги и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.

Выходные потоки – результат преобразования входных потоков.

Ресурсы – содействующие факторы, непреобразуемые, чтобы стать выходным потоком (персонал, оборудование, помещения, информация и т. п.).

Владелец процесса – лицо (бизнес-роль), несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса. Он не касается функций, выполняемых в рамках процесса отдельными департаментами. Ему важна успешная реализация всего процесса и прежде всего его производительность, эффективность и адаптируемость. Владелец процесса обеспечивает взаимодействие с поставщиками входных потоков процесса и с потребителями его результатов.

Выделяются основные составляющие модели бизнес-процесса, участвующие в ее построении:

♦ функции (действия, выполняемые участниками процесса);

♦ ресурсы (производственные, технические, материальные, системные);

♦ документы и данные (как преобразуемые в процессе, то есть входной/ выходной поток, так и непреобразуемые, то есть как ресурс);

♦ участники процесса (трудовые ресурсы);

♦ материалы/продукты, услуги (как преобразуемые в процессе, то есть входной/выходной поток).

Анализ  процесса

Для анализа  процессов рекомендуется использовать опыт консультантов, эталонные и  референтные модели, «check-листы» и  другие статистические методы, применяемые  в менеджменте качества. Аспекты  анализа процесса:

♦ анализ топологии процесса;

♦ анализ характеристик процесса;

♦ анализ ошибок процесса;

♦ анализ динамики выполнения процесса (время выполнения, расход и занятость ресурсов и оборудования);

♦ анализ рисков процесса;

♦ анализ ресурсного окружения процесса;

♦ анализ возможностей стандартизации процесса (создание эталонных, референтных моделей).

Анализ  топологии процесса

Анализ топологии  процесса может проводиться в  несколько итераций. В результате первоначальный построенный процесс  может кардинально измениться. Например, функции, которые раньше выполнялись последовательно друг за другом, стали выполняться параллельно. Цель данного анализа – добиться максимально понятного течения процесса, отражающего при этом либо реальное положение вещей, либо оптимальное с учетом доступности ресурсов.

Анализ характеристик процесса

Этапы анализа  характеристик:

1) определение основных характеристик (показателей) процесса;

2) определение метрик характеристик для их оценки;

3) мониторинг метрик характеристик процесса.

Основными характеристиками процесса являются следующие показатели:

♦ результативность – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;

♦ определенность – отражает степень, с которой реальный процесс соответствует описанию;

♦ управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям;

♦ эффективность – отражает, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата процесса;

♦ повторяемость – характеризует способность процесса создавать выходные потоки с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях;

♦ гибкость (адаптируемость) – способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, перестраиваться так, чтобы не снижались ни результативность, ни эффективность;

♦ стоимость процесса – определяет совокупную стоимость выполнения функций процесса и передачи результатов от одной функции к другой.

Примеры метрик характеристик процесса:

♦ отношение фактического времени выполнения процесса к плановому времени выполнения;

♦ степень автоматизации по количеству функций (количество функций с возможностью автоматизации / общее количество функций процесса);

♦ степень автоматизации по времени (суммарное время автоматизированных работ / суммарное время выполнения всех работ);

♦ отношение суммарного времени выполнения функций процесса к суммарному времени ожидания;

♦ отношение суммарного времени выполнения функций-интерфейсов взаимодействия с другими процессами к суммарному времени ожидания.

Анализ  ошибок процесса

Этапы анализа  ошибок процесса:

1) классификация возможных ошибок процесса;

2) описание ошибок процесса;

3) выявление ошибок в процессе.

Возможные ошибки, которые могут возникать при  моделировании бизнес-процессов:

♦ незавершенность. Наличие пробелов в описании процесса, например отсутствие подпроцесса, процедуры или информационного ресурса;

♦ несоответствие. Неадекватное использование информационных ресурсов в различных частях процесса. Это приводит к искаженному восприятию информации или к неясности указаний;

♦ иерархическая несовместимость. Несовместимость процесса с подпроцессами, его составляющими;

♦ «наследственная» несовместимость. Наличие конфликта между основными и последующими процессами.

Анализ  динамики процессов 

Динамика процессов исследуется с помощью динамической (имитационной) модели.

Имитационное  моделирование – это методика, позволяющая представлять в рамках динамической компьютерной модели протекание процессов, действия людей и применение технологий, используемых в изучаемых процессах.

Динамическое  имитационное моделирование позволяет  генерировать конкретные бизнес-случаи выполнения бизнес-процесса на заданном интервале времени. Для построения оптимального бизнес-процесса разрабатывается  несколько альтернатив, которые анализируются с помощью метода имитационного моделирования.

Анализ  рисков процесса

Операционный  риск можно определить как риск прямых или косвенных убытков в результате неверного исполнения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего  контроля, технологических сбоев, несанкционированных действий персонала или внешнего воздействия.

Операционный  риск критичен для тех процессов, которые характеризуются:

♦ значимостью для деятельности организации в целом;

♦ большим числом транзакций в единицу времени;

♦ сложной системой технической поддержки.

Этапы анализа  рисков процесса:

1) структуризация рисков;

2) описание рисков и процессов, их предотвращающих;

3) определение рисков в бизнес-процессах.

Анализ  ресурсного окружения процессов 

Основу процесса составляют выполняемые функции. Для выполнения каждой из функций требуются ресурсы:

♦ людские – участники процесса (кто выполняет);

♦ производственные – станки, оборудование, компьютеры, транспорт (при помощи чего выполняет);

♦ материальные – материалы, комплектующие, энергетические ресурсы (с использованием чего выполняет);

♦ информационные – данные, документы, информация (на основании чего выполняет);

♦ интеллектуальные – знания и полномочия участников и владельца процесса.

Основные  методики моделирования 

Необходимо отметить, что постановка задачи по построению модели объекта определяется фиксированием ряда таких составляющих, как:

♦ используемые методики проектирования моделей;

♦ формализация (нотация);

♦ лингвистическое обеспечение (система классификации и кодирования).

Существуют  различные подходы, или методики, к описанию архитектуры предприятия. Эти методики задают классификацию  основных областей архитектуры и  единые принципы для их описания во взаимной увязке друг с другом, описание используемых правил (политик), стандартов, процессов, моделей, которые используются для определения различных элементов архитектуры на разных уровнях абстракции. В качестве примеров можно указать следующие методики:

♦ методики, опубликованные аналитическими компаниями, такими как Gartner, Giga Group, МЕТА Group и др.;

♦ модель Захмана;

♦ методика TOGAF;

♦ методика POSIX 1003.23, которая основывается на разработках компании Cap Gemini, переданных для публичного использования в 1996 году.

Для государственных  организаций существуют специальные методики, такие как разрабатываемая при поддержке правительства США Федеральная архитектура госорганизаций (FEAF – Federal Enterprise Architecture Framework) или используемая в Министерстве обороны США DoDAF (Department of Defence Architecture Framework).

Методика является инструментом для создания широкого спектра различных архитектур. Она, как правило, включает в себя:

♦ описание методов проектирования архитектуры в терминах использования определенных «строительных блоков»;

♦ описание того, как эти «строительные блоки» связаны между собой;

♦ набор инструментов для описания элементов архитектуры;

♦ общий словарь используемых терминов.

Методики также  могут содержать список рекомендуемых  стандартов и совместимых продуктов, которые могут использоваться для реализации различных элементов архитектуры. Важно понимать, что методики не только задают набор документов и планов, необходимых для описания предприятия, но и определяют, как все эти элементы описания связаны между собой.

Информация о работе Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов