Методы моделирования бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:29, реферат

Краткое описание

Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.) присущие процессу. Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Актуальность темы………………………………………………………………. 4
Краткое описание……………………………………………………………...….6
История развития моделирования бизнес процессов…………………………..7
Классификация бизнес-процессов……………………………………………...14
Принципы моделирования бизнес процессов……………………………….....16
Методы моделирования бизнес-процессов………………………………..…...17
Пример бизнес-процесса……………………………………………………...…20
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

шкуропадский правильный.docx

— 806.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Актуальность темы………………………………………………………………. 4

Краткое описание……………………………………………………………...….6

История развития моделирования бизнес процессов…………………………..7

Классификация бизнес-процессов……………………………………………...14

Принципы моделирования бизнес процессов……………………………….....16

Методы моделирования бизнес-процессов………………………………..…...17

Пример бизнес-процесса……………………………………………………...…20

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.) присущие процессу. Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.

Моделирование бизнес процессов позволяет понять работу и провести анализ организации. Это достигается за счет того, что модели могут быть составлены по различным аспектам и уровням управления. В больших организациях моделирование бизнес процессов выполняется более подробно и многограннее, чем в малых, что связано с большим количеством кросс-функциональных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальные темы

В определенный исторический момент человеку стало ясно, что выполнение трудоемкой или сложной работы невозможно в одиночку. При этом любая совместная работа требует согласованных действий. У нас есть все основания полагать, что появление такой согласованности, первый тип которой может быть назван предприятием, это историческая неизбежность. Например, когда фермер нанимал батраков для вспашки земли, посева, уборки урожая, он делал это потому, что весь объем работ был слишком велик, чтобы справиться с ним в одиночку. Задача была в том, чтобы удовлетворить спрос на продукты питания с помощью организации требуемого производственного процесса. Другими словами, действия фермера были ориентированы на процесс. Наемные рабочие не разделялись на пахарей, сеяльщиков и жнецов. Они выполняли любую работу, в которой возникала потребность.

Со временем работа усложнялась. Увеличивалось число людей, занятых на каждом из предприятий. Когда же появились предприятия со значительным числом работников, они, видимо, структурировались в отделы. Вот тогда-то некогда целое предприятие стало состоять из самостоятельных отделов. Стало нецелесообразно содержать универсальных рабочих для выполнения любой работы. Сама работа стала настолько сложной, что каждый рабочий вынужден был специализироваться на выполнении каких-то отдельных операций. Следовательно, стало логично организовать отделы, состоящие из работников родственных специальностей.

Организация отделов на предприятиях получила распространение во всех типах организаций - коммерческих, общественных и т.д. Еще до недавнего времени этот способ организации предприятий был доминирующим. Он полностью вытеснил изначальный способ такого выстраивания предприятия, когда его структура обусловливалась характером самого производственного процесса и была напрямую с ним связана. Объединение сотрудников, выполняющих родственные виды работ, в отделы, конечно, давало и дает определенные преимущества:

• сотрудники получили возможность специализироваться в избранной ими профессии и, таким образом, выработать профессиональные навыки высочайшего уровня;

• вследствие централизации разных функций (например, финансирования, работы с персоналом, работ по техническому обслуживанию оборудования) затраты организации снизились;

• труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен был выполнять;

• стало легче формировать организационную структуру компании, легче изображать ее на схемах для последующего обсуждения.

Таким образом, у нас есть все основания считать, что современная организация это совокупность специализированных отделов, и в то же самое время это деятельность по реализации процессов. На рис. 1 организация условно по вертикали делится столбиками на отделы, а по горизонтали на процессы, которые изображены стрелками, пронизывающими эти отделы

 В последнее время стало очевидно, что существующее противоречие между организационной структурой и задачами порождает ряд проблем.

Поскольку люди организованы в отделы, а на структурной схеме предприятия (см. рис. 1) отделы изображены в виде прямоугольников (замкнутых областей), часто кажется, что границы этих областей представляют собой непреодолимые преграды и люди должны оставаться все время внутри этих границ. При этом связи через границы областей ограничены и сотрудники отделов будут выполнять только те задачи, которые естественно находятся в области ответственности их отделов. Каждый отдел неизбежно стремится расширить область своего влияния и свои полномочия и в то же время оптимизировать свой собственный уровень показателей. Каждый отдел субоптимизируется в области своей ответственности, что ведет к конфликту целей и конфликту действий. Как отметил А. Ролстадос в работе, это существенно сказывается на показателях. В итоге конечный результат работы организации не слишком отличается от суммы результатов работы ее отделов.

 

Рис. 1. Противоречие между отделами и процессами

 

Краткое описание

Основную часть нашей работы мы начнём с истории развития бизнес-процессов. Здесь мы дадим определение самим понятиям «процесс», «бизнес-процесс», и  поясним, какой смысл несёт в себе выражение «моделирование бизнес-процессов».

          Затем мы приведём классификацию  бизнес-процессов, из которой уже  будет представляться общее представление  о бизнес-процессах.

Моделирование бизнес процессов основывается на ряде принципов, которые дают возможность создать адекватные модели процессов. Их соблюдение позволяет описать множество параметров состояния процессов таким образом, чтобы внутри одной модели компоненты были тесно взаимосвязаны, в то время как отдельные модели оставались в достаточной степени независимыми друг от друга. Подробнее мы раскроем эту тему в нашей работе.

         Завершим мы основную часть  приведением конкретного примера  моделирования БП, который  встречается в нашей повседневной  жизни.

Заканчивая нашу работу, будет приведён библиографический список с основными источниками ресурсов. Здесь будет изложены названия и авторы книг, на которые мы опирались при написании нашей работы.

 

История развития моделирования бизнес-процессов.

В истории развития бизнес - моделирования, как концептуального подхода к управлению организацией, можно условно выделить четыре этапа:

1 этап: 70-е годы XX века

В 70-е годы прошлого века начались реализация сложных крупномасштабных проектов совместно специалистами различных предметных областей (системы вооружения, полеты в космос, атомные электростанции, транспортные сети и т.п.), произошло достаточно серьезное изменение условий функционирования как коммерческих так производственных компаний. Анализ проблем возникающих в деятельности организаций, привел к тому, что они стали рассматриваться как организационно-технические системы, включающие:

  • персонал;
  • оборудование;
  • компьютеры (программное обеспечение);
  • способы их взаимодействия.

Это в свою очередь вызвало необходимость в разработке адекватных способов этих элементов в структурированном связном виде. Минимальные требования, которым должно было отвечать описание организации, следующие:

  • однозначность;
  • простота для возможности понимания специалистами различных предметных отраслей;
  • компактность.

Одной из самых известных методологий описания организаций как организационно-технических систем, стала методология структурного анализа и проектирования систем SADT (StructuredAnalysisandDesignTechnique). Она была разработана американцем Дугласом Россом (D.Ross) в 1973 г. Особенно широкое применение получило одно из подмножеств  SADT   методология функционального моделирования IDEF0 (IntegrationDefinitionForFunctionModeling). Инициатором ее разработки и  дальнейшей стандартизации было Министерство обороны США.  Методология IDEF0 успешно применялась в военных, коммерческих организациях для решения широкого спектра задач (от разработки  программного обеспечения для оборонных систем до разработки систем материально-технического снабжения и управления финансами).  Наличие возможностей и опыт  применения  IDEF0 в различных предметных сферах, наряду с растущей компьютерной поддержкой сделало ее еще более доступной в использовании. Это в свою очередь, также привело к  широкому использованию IDEF0 как методологии для описания бизнес-процессов организаций.

Во многом популярность методологии функционального моделирования IDEF0 обусловлена простотой нотации, основными элементами которой является функциональный блок и стрелка.

Каждая из четырех сторон блока имеет строго определенное значение:

  • левая сторона обозначает входы, т.е. что поступает на вход процесса и будет преобразовано;
  • правая сторона - выход, т.е. что создается на выходе процесса в результате его выполнения;
  • верхняя сторона - управление, т.е. какие требования необходимо выполнить или чем руководствоваться при исполнении процесса;
  • нижняя сторона - механизм, т.е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Исходя из смыслового значения сторон блока, процесс в общем виде можно  определить как деятельность (последовательность работ), которая преобразует Входы в Выходы по правилам и требованиям, уставленным  Управлением, с помощью определенных Механизмов (ресурсов).

2 этап:   80-е годы XX века

Мощнейший импульс дальнейшему развитию методов описания деятельности организаций придало широкое внедрение персональных компьютеров, а также разработка информационных систем (или систем автоматизации) компаний различных предметных областей. Потребность в автоматизации бизнес-процессов в свою очередь вызвала необходимость их описания и формализации (читай моделирования) на принципиально другом уровне.

В зависимости от целей, стоящих перед специалистами по автоматизации, было разработано достаточно большое число методологий для описания деятельности организаций, самые известные из которых:

  • функциональное моделирование с использованием диаграмм потоков данных различных нотаций (Йордана/Де Марко, Гейна-Сарсона);
  • информационное моделирование с использованием диаграмм "сущность-связь" различных нотаций (Чена, Баркера);
  • моделирование бизнес-процессов в виде цепочки событий (нотация EPC);
  • динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида, функционально-стоимостного анализа.

Каждая из методологий (нотаций) в силу имеющих место ограничений оптимально решала ту или иную задачу, стоящую перед специалистами по автоматизации.

Бурное развитие информационных технологий в 80 г.г., рост объемов разработки  наряду со все более острой необходимостью проектирования "правильного" программного обеспечения "с первого раза", привело к созданию целого отдельного направления программотехники   CASE-технологий.

CASE-средства позволяют  уйти от сложностей  "ручного" применения методологий для описания (моделирования) бизнес-процессов, являются средством автоматизации труда специалистов по разработке программного обеспечения (аналитиков, постановщиков задач, проектировщиков, программистов, технических писателей). Они, как правило, предоставляют возможность визуального (графического) описания бизнес-процессов с помощью той или иной методологий (нотации), обеспечивают удобную среду для групповой работы специалистов на всех этапах анализа, проектирования, разработки и сопровождения систем программного обеспечения.

3 этап: 90-е годы XX века

В начале 90-х годов на Западном рынке появились первые программные продукты, предназначенные для решения задач, связанных с организационными вопросами управления организациями. Этому способствовало:

  1. С одной стороны появления значительного опыта по моделированию бизнес-процессов  на основе CASE-технологий.   Понимание того, что моделирование бизнес-процессов первично по отношению к задачам их автоматизации привело к смещению акцентов от задач автоматизации до решения задач общего менеджмента (поскольку по меткому выражению классика: нельзя автоматизировать хаос).
  2. С другой стороны принципиально изменилась бизнес-среда, в которой функционируют современные организации (Интернет, глобализация, доминирование на рынке потребителя и т.д.). Динамика изменений бизнес-среды стала такова, что компаниям приходится постоянно корректировать свою систему управления: стратегию, бизнес-процессы и организационную структуру. Изменения системы управления из отдельных проектов и разовых акций превратилось в постоянный процесс, который должен протекать без потери контроля над действующей системой управления, обеспечивая достижение текущих целей ее функционирования.

Информация о работе Методы моделирования бизнес-процессов