Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов.
В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов.
Разработка концепции сервисно-ориентированной архитектуры, процессного подхода, «взаимопроникновение» ИТ и бизнеса оказали существенное влияние на современные взгляды на построение бизнеса. Формализованным механизмом, обеспечивающим представление и реализацию данных подходов в деятельности организации, стала такая сущность, как архитектура предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса очной формы обучения

                                                              Группы  БМ-33-10 Горбачева А.С.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов.

В настоящее  время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов.

Разработка концепции сервисно-ориентированной архитектуры, процессного подхода, «взаимопроникновение» ИТ и бизнеса оказали существенное влияние на современные взгляды на построение бизнеса. Формализованным механизмом, обеспечивающим представление и реализацию данных подходов в деятельности организации, стала такая сущность, как архитектура предприятия.

Вот как определяется данное понятие в документах Финансово-контрольного управления США:

«Архитектура  предприятия описывает деятельность организации с двух позиций:

♦ с позиции логических терминов, таких как взаимодействующие бизнес-процессы и бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, места расположения работы и пользователей;

♦ с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, а также используемые стандарты».

Отдельные модели архитектуры предприятия логически  организованы так, чтобы в совокупности обеспечивать все более возрастающий уровень детализации информации об организации – ее целях и  задачах, реализуемых корпоративных программах и организационной структуре, системах и данных, используемых технологиях и всех остальных представляющих интерес областях. Такая ситуация заставляет по-другому оценивать роли и место моделирования бизнес-процессов в деятельности организации в целом и развития ИТ в частности. В первую очередь следует отметить, что целевой задачей моделирования становится не описание отдельных бизнес-процессов под разрозненные задачи, а построение бизнес-архитектуры, являющейся составной компонентой архитектуры организации. Учитывая данные обстоятельства, описание архитектуры бизнес-процессов охватывает не только компоненты, необходимые для отображения бизнес-логики, но и компоненты «окружения», с которыми обеспечивается взаимодействие в рамках процесса получения целевых результатов деятельности организации. Задача разработки бизнес-архитектуры состоит в моделировании «картины в целом» и последующем углублении в тщательно отобранные ключевые процессы и информационные потоки, в том числе с использованием таких инструментов, как декомпозиция функций/процессов, анализ бизнес-событий, модели местоположений и модели интеграции.

В рамках бизнес-процессов  описание компонент окружения осуществляется ровно на таком уровне детализации, который позволяет обеспечить:

а) оценку влияния компонента на процесс;

б) взаимосвязь с другими компонентами и интеграцию в целевой бизнес-процесс.

Контекст  и основные элементы бизнес-архитектуры

Существует  достаточный разброс мнений в  понимании и определении бизнес-архитектуры и бизнес-модели. Одна из трактовок предусматривает определение бизнес-архитектуры как области, которая определяется высшими руководителями, отвечающими за основные функции (бизнес) организации. Такая трактовка, как правило, включает в себя утверждения по поводу миссии и целей организации, критические факторы успеха, бизнес-стратегии, описания функций, а также структуры и процессы, необходимые для реализации функций.

Ключом к  построению хорошей бизнес-архитектуры  является определение бизнес-процессов, их функций и характеристик. Это становится основой для построения архитектуры ИТ-приложений, которые обеспечивают автоматизированную поддержку этих процессов. Состав и содержание компонент, входящих в модель бизнес-архитектуры, должны определять возможность ответов на вопросы: что, как, где, кто, когда. В рамках типовых методологий моделирования осуществляется следующее «распределение» между элементами бизнес-архитектуры и задаваемыми вопросами:

♦ используемые данные (что?);

♦ процессы и функции (как?);

♦ места выполнения этих процессов (где?);

♦ организации, персоналии-участники, системы (кто?);

♦ управляющие события (когда?);

♦ цели и ограничения, определяющие работу системы (зачем?).

В рамках модели бизнес-архитектуры выделяются следующие  основные компоненты:

1) бизнес-процессы / цели и стратегия построения бизнеса;

2) организационная компонента / организационное окружение;

3) информация / информационное окружение;

4) приложения / обеспечивающее окружение.

Бизнес-архитектура  включает в себя, как правило, следующие аспекты:

♦ бизнес-стратегия, функции и организационные структуры – собрание целевых установок, планов и структур организации. Данная информация может быть представлена в самых разных форматах, но наиболее важный аспект состоит в создании контекста для описания бизнес-процессов. Эта часть архитектуры не является технической, но она критически важна с той точки зрения, что архитектура информационных технологий (информации, прикладных систем, технологическая архитектура) строится на ее основе и обеспечивает реализацию ключевых функций организации;

♦ архитектура  бизнес-процессов, которая определяет основные функциональные области организации. Для министерства это могут быть функции, перечисленные в Положении о министерстве, для коммерческой организации – процессы разработки новых продуктов, услуг и сбыта товаров и т. п. Она также описывает специфические процессы внутри каждой функциональной области и их операционные параметры, например объемы операций, роли, реализацию централизованной или децентрализованной модели операций и т. д. Эта часть является как бы «точкой соприкосновения» между бизнес-архитектурой и архитектурой приложений и обеспечивает взгляд на бизнес и функции организации, достаточно детализированный для того, чтобы использовать его при выработке стратегии и планов создания приложений;

♦ показатели результативности. Этот аспект состоит в определении ключевых показателей результативности (КПР) работы организации, их текущих и желаемых уровней. Модель КПР используется как средство мониторинга исполнения бизнес-процессов. Для определения показателей результативности работы организации применяются различные методики, например широкую популярность завоевала методика Роберта Каплана и Дейвида Нортона «Balanced Score Card (BSC)». BSC представляет собой систему, основанную на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов. Она рассматривает четыре проекции: финансовую, взаимоотношения с потребителями, операционной эффективности и человеческого потенциала организации, цели и задачи которых взаимосвязаны и отражены финансовыми и нефинансовыми показателями.

Структура организационной компоненты

Организационная компонента в модели бизнес-архитектуры  отвечает на вопрос «кто за что отвечает» в бизнес-процессах. Распределение ответственности за результаты бизнес-процессов определяется в виде задания ролей, определяющих те или иные полномочия, «инкапсулирования» данных ролей в конкретные бизнес-процессы и закрепления ролей между конкретными персоналиями. Соответственно, организационная компонента должна поддерживать описание существующей в организации организационно-штатной структуры, а также отражать закрепленное в должностных инструкциях распределение функциональных обязанностей участников бизнес-процессов.

 

 

Структура информационной компоненты

В рамках модели бизнес-архитектуры содержание и  детальность отображения информационной компоненты определяются степенью ее влияния на поддержку бизнеса. Информационная компонента должна быть «коррелирующим» отражением бизнес-архитектуры.

Организация компоненты «Приложения»

По аналогии с информационной компонентой компонента «Приложения» ориентирована на отображение  того, какие прикладные системы нужны  предприятию для выполнения бизнес-процессов. Также можно перефразировать вопросы в отношении связи прикладных систем и бизнес-процессов: «С учетом нашего общего видения, целей и стратегий, кто и что будет делать?» – компонента приложений должна отвечать на вопрос: «Для эффективного выполнения процессов необходимо использование следующего перечня информационных систем».

Определение моделирования

Объектом моделирования  может выступать любая сущность, описанные в книге подходы  универсальны и могут быть применимы  как к архитектуре корпоративной  информационной системы или компании в целом, так и при проектировании отдельных информационных систем.

Типология моделей 

♦ формальные (использующие общепринятые правила, нотации и средства) и неформальные;

♦ количественные – позволяющие производить численные оценки и проверки, и качественные – предназначенные для понимания поведения и структуры системы;

♦ описательные – предназначенные только для восприятия человеком, или исполняемые – позволяющие исследовать их поведение и использовать полученные результаты для выводов об исходном объекте.

Общие принципы моделирования

1. Принцип осуществимости. Создаваемая модель прежде всего должна обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, прежде чем приступить к сбору информации об объекте, нужно четко определить границы области моделирования, цели и количественные показатели их достижения; «моделирование ради моделирования» обычно создает негативное отношение к проекту в компании, снижает лояльность руководства.

2. Принцип информационной достаточности. При полном отсутствии информации об исследуемом объекте построение его модели невозможно. При наличии полной информации моделирование не имеет смысла. Существует некий критический уровень априорных сведений об объекте, при достижении которого имеет смысл переходить от этапа сбора информации к этапу собственно построения модели.

3. Принцип множественности модели. Создаваемая модель должна отражать те свойства реального объекта, которые влияют на выбранные показатели эффективности. При использовании любой конкретной модели познаются только некоторые области действительности. Для более полного исследования реального объекта необходим ряд моделей, позволяющих с разных сторон и с разной детализацией отражать рассматриваемый процесс.

4. Принцип агрегирования. В большинстве случаев сложную систему можно представить в виде совокупности агрегатов (подсистем), для адекватного описания которых оказываются пригодными некоторые стандартные схемы. Имея хорошо структурированные, относительно независимые блоки нижнего уровня, появляется возможность довольно гибко перестраивать модель в зависимости от меняющихся по ходу проекта требований, предлагать на выбор лицу, принимающему решение, различные варианты построения модели, лишь перегруппируя подсистемы и изменяя взаимосвязи между ними.

5. Принцип отделения. Исследуемая область, как правило, имеет в своем составе несколько изолированных компонент, внутренняя структура которых достаточно прозрачна или не представляет непосредственного интереса для целей проекта, в таком случае ее место в модели занимает условный пустой блок, для которого определяются только значимые входные и выходные информационные потоки.

Объектный анализ

Объектный анализ – это метод исследования не бизнес-процесса в целом, а его неделимых наименьших функциональных частей системы (на данном уровне рассмотрения) – структурных элементов (объектов), связанных между собой некими отношениями.

В качестве объектов предметной области могут рассматриваться  конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, изделия, документ и т. п.

При этом различают  пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются  действия, и активные объекты (организационные  единицы, конкретные исполнители, программное  обеспечение), которые осуществляют действия.

Каждый объект характеризуется своим состоянием (точнее набором атрибутов, значения которых определяют состояние), а также набором операций для проверки и изменения этого состояния. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, определяющего их общие свойства.

Качественно-количественному  анализу подвергается «операционное  окружение» объектов системы. Структура  операционного окружения включает такие основные составляющие и их характеристики, как состав:

♦ функций, уровень их типизации, уровень автоматизации;

♦ документооборота;

♦ организационных единиц, должностей, ролей;

♦ информационных и технических средств.

Процессный  анализ

Понятие процесса

Процессный  анализ предполагает исследование одного или множества бизнес-процессов  организации в целом.

Информация о работе Модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов