Лекционный материал по бизнес-планированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:36, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по бизнес- планированию.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_BP_na_tr_v_log_Gabdullin.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИи по

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

Тема 1. Актуальность планирования в современных условиях и роль бизнес - планирования в его совершенствовании

 

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование – закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания.

Планирование производственной и коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия без плана есть реакция на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления. «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-планирование.

Бизнес-план – это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.

Таким образом, бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики – бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии безубыточности и необходимого уровня рентабельности.

Грамотно разработанный бизнес-план, позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; используется для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования деятельности.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что бизнес-план – документ общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие «бизнес-план» появилось в начале 90-х годов и с тех пор прошло своеобразную эволюцию: первоначально бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлечь иностранные инвестиции; на сегодняшний же день необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне и используется для обоснования деятельности всех предпринимательских структур. Важнейшей вехой в процессе развития бизнес-планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Expеrt, Pro-Invest-consulting и т.д.

 

Тема 2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования

 

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Бизнес-план показывает, какими  методами и с помощью каких  средств можно достичь поставленных  целей.

2. С помощью бизнес-плана можно  получить желаемые вложения капитала  от потенциальных инвесторов. Ведь  именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.

3. Изучить емкость и перспективность  развития будущего рынка сбыта.

4. Оценить затраты для производства  нужной рынку продукции, соизмерить  их с ценами, по которым можно  будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

5. Обнаружить всевозможные «подводные»  камни, подстерегающие новое дело  в первые годы его реализации.

6. Определить показатели, по которым  можно будет регулярно контролировать  состояние дел.

К их числу основных функций бизнес-планирования следует отнести:

  • обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия;
  • планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия;
  • привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);
  • привлечение инвесторов и расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект.

При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:

  • необходимость;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость;
  • единство и полнота (системность);
  • точность и детализация;
  • экономичность;
  • оптимальность;
  • связь уровней управления;
  • участие;
  • холизм (сочетание координации и интеграции).

Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):

  • определение миссии предприятия;
  • формирование цели и задач проекта;
  • установление общей структуры бизнес-плана;
  • сбор необходимой информации;
  • составление бизнес-плана (процесс планирования).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Порядок и особенности разработки бизнес-план

Рисунок 2 - Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана

 

Тема 3. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана

 

Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:

  • бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;
  • бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования;
  • бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);
  • бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);
  • бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов);
  • бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями;
  • бизнес-план финансового оздоровления.

При составлении бизнес-планов каждого вида (типа) должно быть уделено внимание определенным вопросам, связанным с целью его составления. Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

  • цели бизнес-плана;
  • характеристика сути предлагаемого проекта;
  • описание предприятия, продукции (услуг);
  • оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;
  • учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);
  • потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;
  • система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием.

Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго - поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.

Рекомендуется излагать содержание бизнес-плана простым, доходчивым, живым языком, исключая использование сленга, (т. е. условных слов, принятых в профессиональной сфере). В бизнес-плане целесообразно привести цифровую информацию, систематизированную по определенным критериям (показателям) и представленную в аналитической (табличной) или графической формах.

 

Тема 4. Структура бизнес-плана и методические рекомендации по его написанию

 

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.

Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана может быть следующей:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление);
  • резюме;
  • описание предприятия и отрасли;
  • характеристика объекта бизнеса;
  • исследование и анализ рынка;
  • план маркетинговых действий на рынке;
  • план производства;
  • организационный план;
  • оценка рисков и страхование;
  • финансовый план;
  • стратегия финансирования;
  • приложения.

Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:

  • название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;
  • где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);
  • имена и адреса учредителей;
  • назначение бизнес-плана и его пользователи.

Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.

Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

- биографии руководителей предприятия  или проекта, подтверждающие их  компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов (включая  аналитическую часть);

- подробные технические характеристики  продукции;

- гарантийные письма или контракты  с поставщиками и потребителями  продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные  соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

- фотографий или видеоролика  образцов продукции;

- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.

Тема 5. Резюме – главный раздел бизнес-плана

 

В переводе с французского резюме означает краткий вывод из сказанного. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале.

Информация о работе Лекционный материал по бизнес-планированию