Лекционный материал по бизнес-планированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:36, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по бизнес- планированию.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_BP_na_tr_v_log_Gabdullin.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

Показатели

1 год (помесячно)

2 год

3 год

1

2

12

1. Выручка от реализации, руб.

                       

2. НДС, руб.

                       

3. Себестоимость, руб.

                       

4. Прибыль от реализации, руб.

                       

5. Налог на прибыль, руб.

                       

6. Чистая прибыль, руб.

                       

Таблица 24-План движения денежных средств

Показатели

1 год (помесячно)

2 год

3 год

1

2

12

Остаток денежных средств на начало расчетного периода,

                       

Ожидаемые поступления денежных средств, в том числе.

                       

Выручка от продаж

                       

Предстоящие выплаты, в том числе

                       

 Закупка материалов

                       

Расходы на оплату труда

                       

Отчисления в гос.внебюджетные фонды

                       

Коммерческие и управленческие  расходы

                       

Оплата процентов по кредитам

                       

Возврат кредитов

                       

Кассовый прирост

                       

Прогнозируемый остаток денежных средств на конец периода

                       

 

13.2 Анализ безубыточности

Бизнес – план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. С этой целью в отечественной практике планирования используется мировой финансовый опыт, позволяющий уже на этапе разработки бизнес – плана определить уровень безубыточности и рентабельности предлагаемого проекта, конкретную номенклатуру оценочных показателей планируемого и реализуемого бизнеса.

Анализ безубыточности предполагает:

-определение уровня безубыточности, критического объёма производства или, как его называют, порога рентабельности; -построение графика безубыточности (рис. 14);

-определение запаса финансовой прочности. 

При проведении анализа безубыточности необходимо все затраты предприятия разделить на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.

Аналитический расчёт уровня безубыточности производится в натуральном и стоимостном выражениях по формулам:

  • критический объём производства в натуральном выражении (Qкр):

,

где FC – постоянные затраты на выпуск продукции (услуги), руб.;

P – цена единицы продукции (услуги), руб.;

AVC – переменные затраты на единицу продукции (услуги), руб.;

  • критический объём производства в стоимостном выражении (Q’ кр):

,

где а – доля переменных затрат в цене изделия.

,

Критический объём производства или уровень безубыточности показывает величину выручки от реализации, при которой предприятие полностью покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

 

 

                 

                                                                                                                     


                                                                                                       

                                                                                                            

                                                                                        

                                                                                   

 

                                                                                                      

                                           

                            

 

Рисунок 14 - Графическое определение точки безубыточности.

 

TR – выручка от реализации продукции (услуги), руб.;

TC – совокупные затраты, руб.;

Qкр – объём производства в натуральном выражении;

Q`кр – объём производства в стоимостном выражении.

Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой по формуле:

,

где St – запас финансовой прочности, %;

TR – фактическая выручка, руб.;

– пороговая выручка;

,

где K – коэффициент покрытия;

,

VC – переменные затраты на выпуск продукции (услуги) руб.

 

Таблица 25

Расчёт безубыточности и запаса финансовой прочности

 

Наименование показателя

Значение показателя

1. Объём продаж, руб.

 

2. Условно – постоянные расходы, руб.

 

3. Удельный вес условно - постоянных  расходов в объёме продаж, руб.

 

4. Точка безубыточности, руб.

 

5. Запас финансовой прочности, руб.

 

 

13.3 Стратегия финансирования

 

В данном разделе необходимо разработать схему – прогноз получения средств, необходимых для реализации проекта, и определить возможный срок окупаемости вложений, предполагаемую рентабельность производства.

На основании ранее рассчитанной общей потребности в средствах для реализации проекта определяются источники финансирования.

В зависимости от каналов поступления средств их источниками могут быть:

  • внутренние (собственные):
  • внешние:
  • дополнительное привлечение средств собственников – вкладчиков или акционеров;
  • долевое или заёмное финансирование – кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства;
  • лизинговое финансирование.

Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. Тогда банки не будут требовать повышенной платы за кредит, так как риск вложений здесь меньше, чем для вновь создаваемого предприятия, да и не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, в качестве которого могут выступить уже имеющиеся активы.

Для проектов по созданию нового предприятия или реализации технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Так как новое предприятие в первые годы может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если прибыль инвестируется в развитие фирмы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению позиций на рынке.

Каждая из возможных схем финансирования бизнес – проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям её использования на данном предприятии (табл. 26).

Таблица 26

Расчёт потребности в инвестициях и стратегия финансирования

Наименование показателей

Величина показателя по периодам

1 год

2 год

3 год

1. Потребность в инвестициях, руб., всего:

в том числе:

       

2. Источники финансирования, руб., всего:

в том числе:

  • собственные средства:

 

  • внешние:
       

Возврат заёмных средств происходит по следующей схеме (табл. 27).

Таблица 27

Схема погашения банковского кредита

Месяц

Задолженность

Погашение кредита

Сумма процентов

Сумма к уплате

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

6

       

ВСЕГО

       

 

 

13.4 Расчет эффективности бизнеса

 

Заключительным этапом разработки бизнес – плана является расчёт (оценка) эффективности бизнеса

Для оценки прибыльности работы обычно используют различные варианты показателя рентабельности - отношение прибыли, полученной предприятием за отчетный период, к какому либо базовому показателю хозяйственной деятельности - выручке, величине активов, капиталу и т.д.

Рентабельность продаж - это отношение прибыли (П) к выручке от реализации продукции (В):

 

 

Рентабельность активов определяется как отношение прибыли к средней величине общих активов (А) предприятия:

 

 

Рентабельность инвестиционного капитала — это отношение прибыли к средней величине инвестиционного капитала (ИК):

 

 

Критерий эффективности – это наиболее благоприятное соотношение между прибыльностью и рискованностью проекта. Прибыльность – это не просто прирост капитала, а такой темп его увеличения, который полностью компенсирует инфляционное уменьшение покупательной способности денег в течение инвестиционного цикла и покрывает риски инвестора, связанные с возможностью недополучения прибыли.

Таким образом, проект будет привлекательным для инвестора, если его реальная доходность будет превышать таковую для любого иного способа вложения капитала.

К основным показателям эффективности бизнес-плана относятся:

  • Чистый доход (ЧД); Net Value — NV.
  • Чистый дисконтированный доход (ЧДД); Net Present Value (NPV).
  • Индекс доходности (ИД); Profitabily Index (PI)
  • внутренняя норма доходности (ВНД); Internal Rate of Return (IRR).
  • Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)

Чистым доходом (ЧД; Net Value — NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:

,

где Фт — эффект (сальдо) денежного потока на т-м шаге, а сумма распространяется на все шаги в расчетном периоде.

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (ЧДД; интегральный эффект; Net Present Value — NPV) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД зависит от нормы дисконта Е и рассчитывается по формуле:

,

где aт — коэффициент дисконтирования.

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности их разновременности. Их разность (ЧД - ЧДД), которая, как правило, положительна, нередко называют дисконтом проекта, но ее не надо смешивать с нормой дисконта.

Информация о работе Лекционный материал по бизнес-планированию