Бизнес-план как проект нового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты.

Содержание

Введение 3
Для чего служит бизнес-план? 4
Составление бизнес-плана. 8
Пример бизнес-плана 21
Ошибки при разработке бизнес-планов 24
Список используемых источников. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика предприятия, Алла Потехина. Бизнес – план как проект нового предприятия..docx

— 76.05 Кб (Скачать файл)

Конкуренция

Уже на стадии планирования бизнеса надо оценить уровень  конкуренции, с которым вам придется столкнуться, и наметить пути «победы  над конкурентами». 
 
Необходимо знать, что бывают виды деятельности, где конкуренция всегда очень сильна. Примером может служить торговля картофелем. Производителей и продавцов картофеля очень много и жесткая конкуренция между ними приводит к низкому уровню цен. 
 
В условиях сильной конкуренции продавцы могут привлекать покупателей почти исключительно с помощью низких цен. Понятно, что таких условиях очень трудно организовать прибыльный бизнес. 
 
По возможности следует избегать видов деятельности, которые втянут вас в ценовую конкуренцию. Лучший вариант – отсутствие прямых конкурентов. Но это возможно только при оригинальной бизнес-идее. 
 
Что делать, если все-таки придется столкнуться с конкуренцией? 
 
Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов. 
 
Особенным можно стать различными путями:

 
— действительно изменить товар  или услугу (например, некоторые  химчистки почищенную и отглаженную  одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты  сразу выделили эту химчистку  из ряда других); 
 
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»); 
 
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» - на молодежь). 

 
Очень важно, чтобы отличие положительно воспринималось основной группой клиентов, потому что другую часть клиентов оно может оттолкнуть. Некоторые  кафе, ориентированные на рабочую  молодежь, обычно имеют нарочито грубое обслуживание и оглушительно громкую  музыку не самого высокого качества, однако для их аудитории это является привлекательным моментом. Кафе, расположенное  рядом с ПТУ или в окраинном  жилом массиве, может выбрать  подобный стиль, т.к. значительная часть  посетителей отреагирует положительно. А вот кафе в престижном районе, скорее всего, разорится, ведь туда чаще заглядывают респектабельные люди среднего возраста. 
 
Для оценки конкурентоспособности вашего будущего бизнеса и разработки плана конкурентной борьбы следует составить список конкурентных преимуществ. Этот список включает факторы, позволяющие вам победить в конкуренции. 
 
Конкурентные преимущества бизнесмена, планирующего заняться продажей с лотка кондитерских изделий, может выглядеть следующим образом:

 
— свой дом рядом с местом торговли, что позволит обойтись без автомобиля для ежедневной перевозки товара и оборудования, а также избежать затрат на аренду склада; 
 
— наличие товароведческого образования и опыта работы с кондитерскими изделиями, что поможет грамотно формировать ассортимент и давать квалифицированные советы покупателям; 
 
— самостоятельно изготовленная витрина, дающая покупателям хорошо рассмотреть товар, а также крупные и детальные ценники, отпечатанные дома на компьютере.

 
Конкурентные преимущества почти  всегда строятся на более полном удовлетворении потребностей клиентов.  
 
В приведенном примере конкурентные преимущества основаны на предоставлении клиенту более полной информации о товаре (внешний вид, название, цена и консультация продавца).  
 
В рекламе нужно акцентировать внимание на свои конкурентные преимущества, т.к. клиент сам может и не догадаться об их наличии. Если Ваш хлеб отличается от хлеба, выпекаемого конкурентом, добавкой витаминов, то это надо явно отметить в рекламе, а не рекламировать его только как исключительно свежий. Хлеб конкурента не менее свежий!

Риски

Риски - это те обстоятельства, которые не зависят  от бизнесмена, и могут привести к существенному ухудшению бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности). 
 
Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:

 
— оценить вероятность того, что  планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты; 
 
— заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.

 
Как пример, приведем перечень рисков для распечатки текстов  на домашнем компьютере:

 
— компьютер может сломаться, что  потребует значительных затрат на ремонт; 
 
— могут сильно подорожать расходные материалы для принтера, из-за чего придется повысить расценки, и потерять часть клиентов; 
 
— быстрое распространение домашних компьютеров позволит их владельцам распечатывать тексты дома; 
 
— в образовательных учреждениях могут открыться компьютерные классы, где клиенты смогут делать все самостоятельно.

 
Самым серьезным риском является риск поломки, но его можно уменьшить  путем регулярной профилактики и  точного соблюдения правил использования. Другие риски, хотя и не столь высоки, но им практически нечего противопоставить. Обобщая эти риски, можно констатировать, что распечатка текстов на компьютере является умирающим бизнесом, и это  самый большой риск. 
 
Но небольшая модификация может существенно изменить перспективы: перевод бумажных документов в электронный вид – растущий бизнес, который, кроме того, не зависит от риска подорожания расходных материалов. 
 
Стоит подумать и над тем, как изменить бизнес, чтобы вообще уменьшить риски. 
 
Риски могут быть оправданной платой за большую прибыль, но неопытному предпринимателю лучше начинать бизнес с более надежных вариантов.

Начало бизнеса

На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить  детальный план действий для организации  бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации  и пр.  
 
Возьмем самый распространенный пример – пошив одежды на дому. В первую очередь определимся, какое будет необходимо оборудование:

 
— швейная машинка; 
— гладильная доска; 
— утюг. 

Какая нужна будет машинка? Достаточно ли будет бытовой многооперационной  машинки, или придется приобретать  профессиональную машину? Можно ли будет пользоваться тем утюгом, который  уже имеется, или нужен утюг с  более сильным паром? 
 
Надо также решить, можно ли все это оборудование разместить в квартире, не потребует ли оно трехфазного электропитания, которого в жилых домах не делают? 
 
Аналогично нужно составить список всех работ по подключению и наладке оборудования, регистрации в качестве предпринимателя, а также регистрации в налоговой инспекции. 
 
Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано. 
 
Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса. 
 
Имеются ли у вас эти деньги? Можете ли вы их достать? Лучше рассчитывать на собственные сбережения, а не рассчитывать на кредит, ведь вы только начинающий предприниматель, и ваш бизнес может не удаться. 
 
Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, можно ли первое время обойтись без каких-то трат, отнеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды. 
 
Возможно, вам просто нужно отказаться от «наполеоновских планов», и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое. 
 
Установив сроки выполнения всех работ, вы получите дату начала деятельности. До этого момента вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли он поздний? Будет ли вам хватать на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат? 
 
Нельзя игнорировать те работы, которые не требуют затрат, например, регистрации в налоговой инспекции, т.к. эта работа займет у вас определенное время. Если вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний период, чем это будет возможно. В результате ваши средства могут кончиться до того момента, когда поступят деньги от клиентов.

Доходы и расходы

После того, как вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного  периода, надо начать рассчитывать текущие  финансовые показатели. 
 
Если ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров. 
 
Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами: 
 
— узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне); 
 
— оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).  
 
Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это не так уж и много. Ваше суждение может быть основано на посещении рынка в воскресенье, но по этому нельзя судить, ведь есть и рабочие дни. 
 
Если вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов. 
 
Необходимо учитывать только текущие (ежемесячные) расходы, единовременные были учтены в расчете начала бизнеса. 
 
Расходы надо сгруппировать по видам. Например таким образом: 
 
— сырье и материалы; 
— закупка товаров; 
— арендная плата; 
— зарплата наемных работников: 
— платежи по социальному страхованию с зарплаты работников; 
— коммунальные платежи; 
— ремонт оборудования; 
— прочие. 
 
Не ежемесячные, но почти регулярные платежи, вроде ремонта оборудования, стоит включать в виде усредненного месячного значения. Если ремонт требуется примерно раз в полгода, и стоит он в среднем 1500 рублей, то ежемесячно получается 250 рублей (1500 рублей / 6 месяцев). 
 
Если доход оценивался по списку услуг, то и расходы следует считать также по отдельным услугам. Это повысит точность расчета. 
 
Суммируем все расходы за месяц. Если теперь вычесть из месячного дохода суммарный расход за месяц, то получится прибыль. Но это прибыль до налогообложения. 
 
В некоторых случаях для налогообложения следует посчитать годовые доходы и расходы. 
 
Для расчета налогов лучше обратиться к специалисту, т.к. существует несколько различных вариантов уплаты налогов: 
 
— стандартное налогообложение (НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц); 
— упрощенная система (НДС, единый социальный налог, патент);  
— единый налог на вмененный доход (фиксированная сумма, зависящая от вида деятельности и других параметров). 
 
Предположим, что вы попадаете под стандартную систему налогообложения, годовой доход составляет 100 000 рублей, расходы – 60 000 рублей, прибыль – 40 000 рублей. Расчет налогов будет выглядеть так: 
 
— НДС не платится, т.к. выручка за три месяца не превышает 1 000 000 руб; 
— налог с продаж: доход 100 000 руб. х 5% / 105% = 4 761 руб; 
— единый социальный налог: прибыль 40 000 руб. х 22,8% / 100% = 9 120 руб; 
— налог на доходы физических лиц: (прибыль 40 000 руб. – единый социальный налог 9 120 руб.) х 13% / 100 % = 4 014 руб. 
 
Чистая прибыль после уплаты налогов составит: 40 000 – 4 761 – 9 120 – 4 014 = 22 105 рублей в год, или около 1 842 рубля в месяц. 
 
В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль (доходы минус расходы) по каждому месяцу, но и так называемое движение денежных средств. 
 
Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, несмотря на то, что бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку и принять решение о путях ее устранения: изменением плана или получением кредита. 
 
Пример расчета движения денежных средств имеется в приложении № 2 (см. ниже), там же описано, как он составляется.

Оформление

Бизнес-план должен быть написан  в расчете на человека, не знакомого  с вашим бизнесом. Бизнес-план должен дать ответы на два вопроса: 
 
— Почему этот бизнес жизнеспособен? 
— Насколько он прибыльный? 
 
Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. 
 
Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что вы хорошо изучили выбранный вид деятельности. 
 
Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов, должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены. 
 
Пример бизнес-плана приведен в приложении № 3.

 
Приложение № 1

Выбор бизнес-идеи

Подумайте и запишите ВСЕ  бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем  заполните влияние внешних и  личных факторов.

Бизнес-идея

Внешние факторы

Личные факторы

 

Почему этот бизнес будет  успешным?

Почем у этот бизнес может  не быть успешным?

Почему именно мне стоит  этим заняться?

Почему именно мне не стоит  этим заниматься?

Организация и проведение праздников в русском стиле в  Германии

1. Все больше ценится русская народная культура за границей 
2. Люди всегда хотят веселиться

1. Немцы могут быть слишком серьезными 

1. Я профессионал в  проведении праздников. 
2. У меня есть костюмы и кокошники

1. Я плохо разбираюсь  в немецком юморе 

         
         
         

 
Приложение № 2

Движение денежных средств

Расчет движения денежных средств выполнен для выращивания  рассады и попутной торговли семенами. 
 
Сначала в таблицу надо занести остаток денег на начало первого месяца. Затем запишите доходы и расходы первого месяца. Если в этом месяце необходимо платить налоги – рассчитайте их. 
 
Остаток денег на конец месяца вычисляется как Остаток денег на начало месяца + Доходы – Расходы – Налоги. 
 
Остаток денег на начало следующего месяца равен остатку денег на конец предыдущего. Продолжите расчет на все остальные месяцы, обычно делается расчет на 12 месяцев. 
 
Самостоятельно рассчитайте 5 месяц примера.

Информация о работе Бизнес-план как проект нового предприятия