Бизнес-план и его роль в развитии горного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа была посвящена изучению бизнес-планирования развития предприятия.
В рамках данной работы сделана попытка системного подхода к рассмотрению бизнес-планирования как базовой технологии управления предприятиями.

Содержание

Введение
1. Основные вопросы бизнес планирования
1.1. Современные подходы к бизнес планированию
1. 2. Методические основы составления управленческого бизнес-плана
1. 3. Структура бизнес-плана развития предприятия
2. Бизнес-планирование на примере предприятия (ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат»)
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Бизне План.docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

  1. Основные вопросы бизнес планирования………………………………..5

1.1. Современные подходы к бизнес планированию…………………………...5

1. 2. Методические основы составления управленческого бизнес-плана…….6

1. 3. Структура бизнес-плана развития предприятия………………………….10

2. Бизнес-планирование на примере предприятия (ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат»……………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………27

Литература……………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Сегодня, когда предприятия  динамично развиваются, для повышения  эффективности их бизнеса и сохранения конкурентоспособности им необходимы современные подходы к управлению.

Одним из наиболее эффективных  инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование, которое занимает все более существенную долю в  современном менеджменте.

Применение методов бизнес-планирования, охватывающие практически весь спектр менеджмента, упорядочивает и систематизирует процесс принятия решений. В самой технологии бизнес-планирования заложен механизм поиска оптимального управленческого решения, исходя из возможностей внешней и потенциала внутренней среды предприятия.

В условиях рынка и жесткой  конкуренции, предпринимателям и менеджерам предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные  обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования, при управлении предприятием, сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.

Проблема повсеместного  использования бизнес-планирования, в качестве основного инструмента управления предприятиями, осложнена недостаточным методическим обеспечением этой важной функции управления и неготовностью большинства менеджеров к ее осуществлению на своем предприятии. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение методических вопросов бизнес-планирования в рамках предприятий.

Приходится констатировать, что в настоящее время бизнес-планирование на предприятиях находится даже не в рудиментарном состоянии. Если проблеме бюджетирования финансовые менеджеры  очень немногих предприятий еще  уделяют какое-то внимание, то проблеме бизнес-планирования внимания не уделяется вовсе.

Этому есть ряд причин: непонимание  руководством предприятия необходимости  бизнес-планирования как одного из главных элементов управления предприятием; трудность внутрифирменного планирования в условиях рыночной неопределенности; отсутствие обоснованных рекомендаций по методике разработки бизнес-планов предприятий; отсутствие персонала соответствующей квалификации и ряд других причин.

1.ОСНОВНЫЕ  ВОПРОСЫ БИЗНЕС  ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1. 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

В российских условиях отчетливо  прослеживаются два подхода к  процессу бизнес-планирования. Первый предполагает разработку бизнес-плана внешней консалтинговой компанией, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Однако наиболее предпочтительным является второй подход, когда предприниматель самостоятельно работает над бизнес-планом, при необходимости получая консультации у специалистов (например, маркетологов) или потенциальных спонсоров и инвесторов. Несмотря на то, что инициаторы проекта могут слабо разбираться в финансовых и маркетинговых вопросах, над бизнес-планом обычно работает группа специалистов. В России термин «бизнес-планирование» стал использоваться в 1991–1992 гг. в условиях интенсивного становления рыночных отношений. Сегодня в нашей стране становится крайне актуальным овладение искусством составления бизнес-плана, что обусловлено следующими причинами:

1. Изменяющаяся среда деловой активности ставит всех руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такой сложной сфере деятельности, как борьба с конкурентами. 

2. Рассчитывая получить иностранные инвестиции или кредитные ресурсы банков для реализации новых проектов, новое поколение российских предпринимателей должно уметь обосновывать свои заявки на финансирование и доказывать, что они способны успешно реализовать предлагаемые проекты и получить весомую финансовую отдачу.

Рамки бизнес-планирования затрагивают три основные области принимаемых управленческих решений:

·           управление текущей деятельностью и развитием предприятия

·           управление изменениями на предприятии

·           разовые решения по отдельным аспектам управления

Управление текущей деятельностью  и развитием предприятия.

Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего  основные элементы стратегического  и оперативного планирования.

Концептуальной задачей  управленческого бизнес-плана в  целом является определение целей  функционирования предприятия, а также  путей и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес-плана более  реален, по сравнению со стратегическим планом, и позволяет определить конкретные цели предприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный  план действий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управленческий бизнес-план позволяет решить и еще одну из задач менеджмента - координация  действий между различными участниками, так как каждому участнику  отводится своя роль, свой круг обязанностей и задач.

Управление изменениями.

Динамичное развитие предприятия  возможно только при создании специального механизма управления изменениями, составной частью которого является разработка бизнес-планов проектов. Данный тип бизнес-планов может являться как составной частью общей системы  бизнес-планирования, так и самостоятельным документом для осуществления инвестиционной политики предприятия.

Принятие разовых решений  по отдельным аспектам управления.

В процессе управления бизнесом возникают задачи успешно решить которые возможно только при наличии специально подготовленного бизнес-плана. Круг таких задач достаточно широк и включает такие направления, как планирование разовых финансовых операций по купле - продаже бизнеса или его части, осуществления крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и другие.

 

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО БИЗНЕС-ПЛАНА 

 

В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он является ключевым звеном всего процесса бизнес-планирования, так как устанавливает цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть. Управленческий бизнес-план, в отличии от стратегического, включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должна стать согласованная стратегия и подробный план действий с указанием конкретных шагов по достижению поставленных целей.

Составление управленческого  бизнес-плана исходит из положения, что предприятие определилось с  базовой и деловой стратегией, которой оно придерживается в  соответствии с поставленными целями. Логика построения управленческого  бизнес-плана исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:

·           Оценка текущего состояния предприятия

·           Определение желаемого состояния предприятия

·           Выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.

Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание.

Оценив текущее состояние  и потенциал предприятия, можно  приступить ко второму этапу составления  управленческого бизнес-плана - формулирование общих целей компании на планируемый  период.

На основе общей цели предприятия  определяются частные цели структурных  подразделений, которые конкретизируют их задачи. Основным моментом здесь  является смещение внимания с автономно  работающего подразделения на понимание  общей цели предприятия. В малых (средних) предприятия это достигается  гораздо легче, чем в крупных  предприятиях.

Маркетинговый план - это  второй шаг в составлении управленческого  бизнес-плана. В рамках этого плана  создается детальный проект, который  наглядно показывает, как предприятие  собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которую предприятие  должна придерживаться в плановом периоде  и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать  необходимый спрос на продукт.

Операционный план является ключевым для большинства предприятий, особенно для тех, которые заняты в производстве.

План основных закупок. Под  основными закупками понимается приобретение предприятием основных активов. Основная задача плана - определить эти  активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели.

План по персоналу. Основные вопросы, связанные с персоналом, рассматриваются в планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие общие  для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п.

Финансовый план. Создание финансового плана является завершающим  этапом разработки управленческого  бизнес-плана. Его основная цель - определить количественные показатели финансовых результатов и успехов каждого  подразделения. В финансовом плане  происходит совмещение планов подразделений  и их интегрирование в конкретные финансовые показатели.

Содержание финансового  плана традиционно включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности.

Может быть, и более расширенное  содержание финансового плана, включающего  следующие компоненты:

·           Предположения

·           Финансовые документы

·           Планирование денежных потоков

Предположения.

Финансовый план начинается с раздела, где собираются в единое целое все предположения сделанные в процессе разработки планов подразделений. Основная цель раздела - дать пояснение всех предположений, на базе которых составлен текущий бизнес-план.

Можно выделить два типа предположений, используемых в процессе формирования планов подразделений: ключевые (сделаны при формулировании общей  цели компании, то есть это количественное выражение общей цели) и вторичные (связаны с целевыми задачами отдельных  подразделений, целиком зависят  от ключевых предположений и, как  правило, автоматически изменяются при изменении ключевых предположений) предположения.

Финансовые документы.

Включают традиционные формы: баланс, отчет о прибылях и убытках  и отчет об изменениях в финансовом состоянии. Планируемый баланс компании начинается с исходных сальдо. Дальнейшее составление баланса базируется на предпосылках и данных других финансовых отчетов и таблиц. Отчет о прибылях и убытках включает данные о доходах, стоимости продаваемых товаров, а также прочие доходы и издержки.

Отчет об изменения в финансовом состоянии представляет произвольную форму, в которой приводятся результаты от будущей деятельности взятые как из баланса, так и из отчета о прибылях и убытках.

Планирование денежных потоков.

Планирование денежных потоков  осуществляется, когда уже подготовлены все основные разделы бизнес-плана  и финансовые документы.

Главная особенность планирования денежных потоков - это различие движения финансов и движение денег. План движения денежных средств является математическим следствием тех компонентов, которые  уже прописаны в бизнес-плане. Он практически не содержит новых  положений и призван исправлять несоразмерности денежного баланса.

Контроль продвижения  к целям бизнес-плана. Важным фактором повышения эффективности бизнес-планирования является разработка контролирующего механизма, который по своей сложности и трудоемкости сравним с процессом составления самого бизнес-плана.

Информация о работе Бизнес-план и его роль в развитии горного производства