Анализ качества конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью любой организации в условиях рыночной экономики - получение максимально-возможной прибыли, а из неё вытекает основная цель, которой в свою очередь является выживание и активное развитие в современной конкурентной среде. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой организации, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется высокой конкурентоспособностью.
В настоящее время эта проблема приобретает всё большую актуальность, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда. Достижение высокой конкурентоспособности – важная задача для каждой организации, поэтому эта тема актуальна на сегодняшний день, что и послужило выбором мной данной темы курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая (экон. орг.) Конкурентоспособность.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Технические - самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные - связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические - обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за па производство высококачественной продукции.

Социально-экономические - в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своей организации, моральное стимулирование работников – всё это, важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик  продукта и сопутствующих его  продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов –  аналогов по  степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности.

На уровень конкурентоспособности  продукции влияет множество разноплановых  показателей. Достичь необходимого уровня конкурентоспособности, реализуемых  на соответствующих рынках товаров  можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические и социальные.

Среди технических способов повышения конкурентоспособности  продукции определяющее место принадлежит  постоянному усовершенствованию проектирования, технико-технологической базы организации. Это обуславливается тем, что  необходимые основы технического уровня и качества изделий формируются  в процессе их проектирования. Именно в этом цикле происходит комплекс лабораторно-исследовательских и  конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых технико-экономических  параметров образцов продукции. Насущной потребностью является разработка и использование разнообразных форм и методов действующего социально-экономического влияния на всю цепочку процессов формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной продукцией. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система прогнозирования и планирования качества продукции, установления принятых для производителей и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий работников организации. Социальной формой влияния является всесторонняя активизация человеческого показателя, проведение эффективной кадровой политики, создание необходимых условий труда и жизнедеятельности.

При повышении конкурентоспособности, организации должны осуществлять следующие  мероприятия:

- мониторинг, позволяющий  проводить своевременный анализ  конкурентоспособности производимой  продукции;

- анализ новых разработок  и расширение ассортимента продукции;

- ситуационный анализ  положения организации на рынках  сбыта;

- совершенствование производства, в том числе путём внедрения  новых технологий;

- определение стратегических  направлений инновационной политики  организации;

- проникновение на новые  рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

- модификация выпускаемых  товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

- развитие и совершенствование  системы сервисного обслуживания  реализуемых товаров и системы  стимулирования сбыта в целом. 

Особое внимание следует  уделить управлению инновационной  деятельностью организации. Оформление и приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, профессиональная оценка интеллектуальной собственности и её использование  в хозяйственной деятельности –  всё это существенным образом  влияет на конкурентоспособность организации  и его продукции. Чтобы оценить  конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется  или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех  потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению  отрицательных и положительных  свойств этого товара, которые  отмечают потребители.

В современном мире создание и производство новых товаров  имеют решающее значение для процветания  организации. После освоения новой  продукции, которая составляет основу производства, темп роста её реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара.

Конкуренция на разных сегментах  рынка развивается по-разному. Она  во многом зависит от:

- количества организаций,  занимающихся производством товаров;

- цен и качества товаров.

 

1.3. Исследование конкурентоспособности организации в целом

Возможности завоевать ведущие  позиции в конкурентной борьбе во многом определяются конкурентоспособностью организации в целом. Изучение позиций  и возможностей организаций –  конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные цели  конкурента?

2. Каковы текущие стратегии  достижения этих целей?

3. Какими средствами располагают  конкуренты, чтобы реализовать свои  стратегии?

4. Каковы их вероятные  будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих  стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырём областям даёт достаточно полную картину действий конкурентов. По сути дела, разговор идёт о сборе и анализе информации о потенциале организаций-конкурентов  и уровне его использования. Имеются  в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.

С точки зрения результативности деятельности организаций – конкурентов  на рынке и завоевания ими там  сильных позиций можно выделить следующие  основные факторы, требующие  изучения:

1. Имидж организации.

2. Концепция продукта, на  которой базируется деятельность  организации.

3. Качество продуктов,  уровень их соответствия мировому  уровню (обычно определяется путём  опросов, сравнительных тестов  или расчётов).

4. Уровень диверсификации  производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры  продуктов.

5. Суммарная рыночная  доля главных видов бизнеса.

6. Мощность научно-исследовательской  и конструкторской базы, характеризующей  возможности по разработке новых  продуктов (размер бюджета НИОКР,  число сотрудников, оснащённость  предметами и средствами труда,  эффективность НИОКР).

7. Мощность производственной  базы, характеризующей возможности  перестраиваться на выпуск новых  продуктов и наращивать объёмы  выпуска освоенных продуктов  (число занятых, оснащённость  основными фондами, их уровень  и эффективность использования,  структура издержек, в том числе  использование фактора экономии  в зависимости от объёма и  освоенности выпуска).

8. Стабильность финансово-экономического  положения. 

9. Финансы, как собственные,  так и привлекаемые со стороны. 

10. рыночная цена с учётом  возможных скидок или наценок. 

11. Частота и глубина  проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.

12. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности  организаций привлекать и удерживать  потребителей за счёт глубокого  удовлетворения их потребностей.

13. Эффективность сбыта  с точки зрения используемых  каналов товародвижения.

14. Уровень стимулирования  сбыта (работников сбытовых служб  предприятия, торговых организаций  и потребителей).

15. Уровень рекламной деятельности.

16. Уровень послепродажного  обслуживания.

17. Политика организаций  во внешней среде, характеризующая  способность организаций управлять  в позитивном плане своими  отношениями с государственными  и местными властями, общественными  организациями, прессой, населением  и т.п.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия  по закреплению сильных сторон и  ликвидации слабых мест.

Остро стоит проблема сбора  информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для организаций, входящих в  состав отраслей, тяготеющих к монополистическим  или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных  источников (объёмы и ассортимент  выпускаемой продукции, цены, объёмы продаж на разных рынках, финансовое положение  предприятий и т.п.), чем для  организаций, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать организациям, предоставляющим  немассовые услуги специфического характера, например установка специального оборудования (систем безопасности, телефонных станций, компьютерных сетей и т.п.). Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других конкурентов. В любом случае велика роль методов сбора данных, осуществляемых, зачастую, путём проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов  используются для определения, с  кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться  в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КАЧЕСТВА И КОНКУЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Показатели качества и конкурентоспособности продукции  

Конкурентоспособность характеризуется  способностью (возможностью) сбыта  товара на рынке. Ее можно определить, только сравнивая товары конкурентов  между собой (т. е. понятие четко  привязано к рынку).

Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей, в которую  входят:

1) показатели качества (технические  показатели);

2) организационные показатели (факторы). В них входят система  скидок при продаже (оптом,  единичная продажа), условия поставки, срок гарантийного обслуживания, организационная помощь в эксплуатации;

3) экономические показатели (показатели, формирующие цену потребления). Цена потребления складывается  из расходов на покупку, т.  е. цены товара и расходов, связанных  с потреблением (эксплуатацией).

Качество продукции –  совокупность свойств и характеристик  продукции или услуги, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные предполагаемые потребности. Таким  образом, любая продукция обладает вполне определенными свойствами, которые  проявляются в процессе ее создания и эксплуатации (потребления).

Классификация свойств продукции по характеру удовлетворяемых потребностей:

1) показатели назначения  характеризуют основные функции,  для выполнения которых предназначены  изделия, и обусловливают область  их применения. Показатели этой группы являются специфичными для каждого вида продукции;

2) показатели надежности  характеризуют способность изделия  выполнять требуемые функции  в заданных условиях в течение  заданного периода времени. Характеризуются,  в свою очередь, следующими  показателями: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью;

3) показатели экологические  отражают уровень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих  при эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели имеют количественное  значение, которое фиксируется в  технических условиях (ТУ). ТУ –  нормативный технический документ, устанавливающий требования к  конкретной продукции. При разработке  продукции и создании комплекса  технической документации ТУ  являются неотъемлемой частью этого комплекса;

Информация о работе Анализ качества конкурентоспособности организации