Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:02, доклад

Краткое описание

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно экологическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края.docx

— 14.30 Кб (Скачать файл)

«Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края»

 

Учить надо так, чтобы люди,

 

насколько это возможно,

 

приобретали знания не из книг,

 

но из неба и земли, из дубов  и буков,

 

то есть знали и изучали  самые вещи,

 

а не чужие только наблюдения

 

и свидетельства о вещах.

 

     Ян Амос Коменский

 

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в  познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно экологическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие  вопросы. Эта деятельность удовлетворяет  и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня  и года.

 

Конечно, возможность воспитания экологической культуры у подрастающего  поколения, заложенные в экологической  деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, родителей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.

 

Можно выделить основные задачи работы в экологическом воспитании:

на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

способствовать физическому  развитию ребёнка, его оздоровлению;

учить ориентироваться в  природной и социальной среде.

 

Эти задачи решаются в процессе проведения наблюдений, непосредственно  образовательной деятельности, экскурсий, игр, опытов в природе.

 

При планировании работы с  детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается  в соответствии с региональными  особенностями сезонных явлений  и срокам их протекания. Краеведение  ─ одно из самых мощных средств  воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части  великой Родины – России, связывает  воспитание с жизнью, помогает формировать  нравственные понятия и чувства  на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

 

Краеведческий материал имеет  большое значение в расширении кругозора  детей, развитии их интеллектуального  потенциала. Интерес побуждает детей  получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

 

За время пребывания в  детском саду ребенок должен научиться  замечать и выделять характерные  особенности сезона, устанавливать  простейшие связи и зависимости  между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

 

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают  птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать  простейшие связи, например: между внешним  видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега  и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель  подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

 

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков  сезона, особенности его начала и  конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом  людей.

 

В подготовительной к школе  группе ребята могут уже объяснить  некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и  сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и  общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой  природы, растительного и животного  мира, труда и быта людей.

 

Для воспитанников подготовительных групп можно провести следующие  экскурсии и экологические прогулки:

 

Октябрь.

Тема: Экскурсия на смотровую  площадку (технологическая академия им. Шухова).

 

Цель: Наблюдать сезонные изменения в природе в осенний  период, учить устанавливать связи  между изменениями в неживой  природе и изменениями в жизни  растений и животных.

 

Декабрь.

Тема: Экскурсия в зимний парк «Где обедал воробей?».

 

Цель: Наблюдать сезонные изменения в жизни природы  с приходом зимы; обобщать, систематизировать  знания детей об изменения в жизни  птиц зимой; формировать гуманное отношение  к птицам.

 

Март.

Экскурсия на водоём «Весенние  заботы птиц».

 

Цель: Наблюдать сезонные изменения весной, учить устанавливать  связи между прилётом птиц и наличием корма.

 

Май.

Экскурсия в Белгородский зоопарк.

 

Цель: Познакомить детей  с жизнью диких животных и птиц.

 

Большое внимание должно уделяться  совместной деятельности детей и  взрослых, так как именно через  деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой  подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению  родителей и детей, даёт возможность  дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Во время экскурсий, подходов и дети, и взрослые имеют  возможность проявлять такие  качества и умения, которые не требуются  в повседневных условиях. Задача воспитателей и родителей – подвести детей  к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности  в ответе за Землю, и каждый может  сохранять и приумножать ее красоту.

 

Представляем образовательную  деятельность на тему "Экспедиция по родному краю" в подготовительной группе.

 


Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края