Факторный анализ Безопасности полетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Авиационные происшествия практически никогда не бывают следствием какой-либо отдельной причины. Обычно они происходят в результате взаимосвязи нескольких разных причин. Взятые по одиночке, эти причины могут показаться несущественными, но в совокупности с другими они способны составить последовательность внешне не связанных друг с другом событий, которые приводят к авиационному происшествию.

Содержание

Введение
1. Теоретические сведения (ответы на вопросы по трем темам)
2. Составление анализа безопасности полетов за пятилетний период
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по БП Стрельников.docx

— 119.11 Кб (Скачать файл)

Функции.

  1. Осуществляет контроль готовности поисковых экипажей и ВС, штатных и нештатных расчетов АСК предприятия. Проверяет состояние аварийного оповещения.
  2. Организует поисковые и АСР при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях во взаимодействии с подразделениями Минморфлота, МВД, органами здравоохранения, предприятиями других ведомств.
  3. Выполняет техническое обслуживание бортовых АСС, обеспечивает правила их хранения, выдает на борт ВС.
  4. Осуществляет контроль за укомплектованностью, профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.
  5. Контролирует деятельность поисково-спасательной базы, организацию дежурства, оснащение и эффективность проведения АСР.
  6. Разрабатывает инструкции, планы, аварийные расписания. Готовит наглядные пособия, макеты. Оформляет классы по аварийно-спасательной подготовке.
  7. Проводит занятия с летным составом в соответствии с программами и методиками. Дает разрешение на прием на работу летного состава после проверки их по аварийно-спасательной подготовке.
  8. Организует занятия, тренировки и учения расчетов АСК предприятия. Готовит мероприятия по совершенствованию и эффективному проведению ПСР.
  9. Доводит до специалистов АСК, летных экипажей опыт проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в России и в зарубежных авиакомпаниях.
  10. Принимает участие в испытаниях и приемке опытных образцов АСС и техники.
  11. Готовит необходимую документацию по сертификации и категорированию аэродрома и принимает участие в работе комиссии.
  12. Участвует в работе комиссии по расследованию авиационных происшествий, разрабатывает планы мероприятий по заключении комиссий.

Организация дежурства

АСК состоит  из штатных и нештатных формирований (расчетов). Из состава сил и средств  противопожарной службы предприятия  и службы ПАСОП формируются штатные  расчеты:

  • пожарно-спасательный;
  • регионально поисково-спасательных базы ГА.

Кроме этого, в каждой смене предприятия  формируются нештатные АСК из работников служб:

    • медицинский;
    • АТБ (ИАС);
    • организации перевозок;
    • аэродромной;
    • базы ЭРТОС;
    • спецтранспорта;
    • ЛОВД.

Для сбора  расчетов применяются сигналы оповещения: «Тревога», «Готовность». Сигнал «Тревога»  подается тогда, когда АП произошло  внезапно или до ожидаемой посадки  ВС остается менее 30 мин.

Сигнал  «Готовность», когда до ожидаемой  посадки ВС остается более 30 мин. Объявление сигналов «Тревога» и «Готовность» осуществляется СД по циркулярной связи  или специальной аппаратуры «Горн», одновременно всем расчетам АСК согласно схемы оповещения. Время оповещения расчетов не должно превышать 25 сек.

  1. Составление анализа по БП за пятилетний период
 

Общие данные о состоянии безопасности полетов гражданских воздушных  судов РФ в 2005 ГОДУ

В течение 2005 года с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий (в том  числе 7 катастроф, в которых погибло 56 человек). За аналогичный период 2004 года произошло 17 авиационных происшествий (в том числе 6 катастроф, в которых  погибло 50 человек).

Распределение авиационных происшествий по классам  ВС представлено в Таблице 1.

Классификация Годы Всего Самолеты Вертолеты
1-3кл 4кл 1-2кл 3кл
Авиационные

происшествия:

2001 27 4 5 9 9
2002 20 5 7 7 1
2003 9 2 2 3 2
2004 17 - 2 14 1
2005 12 1 2 8 1
Катастрофы: 2001 10 3 - 4 3
2002 7 2 2 2 1
2003 2 - - 2 -
2004 6 - 1 5 -
2005 7 1 1 4 1
Погибло: 2001 218 182 - 28 8
2002 131 83 18 29 1
2003 29 - - 29 1
2004 50 - 3 47 -
2005 7 1 1 4 1
Аварии: 2001 17 1 5 5 6
2002 13 3 5 5 -
2003 7 2 2 1 2
2004 11 - 1 9 1
2005 5 - 1 4 -
Инциденты: 2001 930 798 32 87 13
2002 878 756 34 77 9
2003 895 765 38 87 5
2004 917 778 39 91 9
2005 891 780 30 64 17
ЧП: 2001 14 11 2 1 -
2002 20 10 8 2 -
2003 15 6 6 2 1
2004 5 3 1 1 -
2005 9 3 1 4 1
Повреждения ВС

на земле:

2001 51 44 2 5 -
2002 63 57 - 5 1
2003 49 38 5 6 -
2004 55 41 7 6 1
2005 77 70 1 6 0

 

По сравнению  с аналогичным периодом 2004 года общее  количество авиационных происшествий (АП) уменьшилось в 1,4 раза, аварийность  на вертолетах снизилась в 1,6 раза. Однако в целом по парку ВС около 75% АП связаны с эксплуатацией вертолетов (9 из 12 авиационных происшествий, в  том числе 5 из 7 катастроф).

В 2005 году имело место одно АП с самолетом 3 класса при выполнении нерегулярного (чартерного) рейса (за указанный период 2004 года АП на самолетах 1-3 класса не было). Количество АП на самолетах 4 класса осталось на уровне аналогичного периода прошлого года.

Наиболее  тяжелые последствия имела катастрофа самолета Ан-24РВ RA-46489 ООО авиакомпания "Региональные АЛ" (Западно-Сибирское  УГАН) 16.03.2005 г. в районе аэродрома  Варандей, приведшая к гибели 28-ми человек (2-х членов экипажа и 26-ти пассажиров).

Также имели место серьезные инциденты  с самолетами 1-3 класса:

    • посадка на искусственное покрытие до торца ВПП на 25-30 метров (Ту-154 RA-85794 авиакомпания "Якутия" 04.01.05 г.);
    • заход и посадка на магистральную РД (Ту-154 RA-85644 ОАО авиакомпания "Аэрофлот-РАЛ" 27.02.05 г.);
    • разбалансировка воздушного судна в продольном канале при наборе высоты (Ту-204 RA-64016 ГУАП авиакомпания "Кавминводыавиа" 02.04.05 г.);

Для объективного отражения тенденций изменения  состояния безопасности полетов  гражданских воздушных судов  Российской Федерации ниже приводятся данные об абсолютных и относительных  показателях аварийности за отчетный 2005 год и десять предшествовавших ему лет.

Абсолютные  показатели аварийности на всем парке  воздушных судов гражданской  авиации приведены на Диаграмме 1. 

Диаграмма 1. 

Динамика  изменения относительных показателей  состояния БП приведена на Диаграмме 2.

Диаграмма 2.

 

Оценка  состояния безопасности полетов, полученная на основании анализа относительных  показателей аварийности на всем парке воздушных судов, позволяет сделать вывод, что уровень безопасности полетов в 2005 году, оцениваемый по числу катастроф на 100 тыс. часов налета несколько снизился, а по числу погибших на 1 млн. перевезенных пассажиров практически остался на уровне 2004 года.

Соотношение основных причин АП произошедших в 2005 году приведено на Диаграмме 3. 

Диаграмма 3.

 

Наиболее  характерными последствиями недостатков  в работе летного состава, приведших  к авиационным происшествиям, являлись:

    • столкновения с земной поверхностью из-за невыдерживания установленной схемой захода на посадку высоты;
    • столкновение с препятствиями при производстве посадки в темное время суток на посадочную площадку, не пригодную для посадки ночью;
    • потеря пространственной ориентировки в условиях белизны подстилающей поверхности и локального тумана;
    • выполнение полета ниже безопасной высоты.

По предварительной  оценке можно сделать вывод, что  определяющими факторами авиационных  происшествий, связанных с недостатками в работе экипажей в 2005 году продолжали оставаться нарушения ими установленных  правил выполнения полетов, неадекватное принятие решений по исправлению  возникающей особой ситуации, допущение  ошибок в технике пилотирования  и расчете захода на посадку.

Распределение авиационных происшествий по территориальным  органам воздушного транспорта Минтранса  России приведено в таблице 1.2. 

 

Таблица 2.

Распределение авиационных происшествии по территориальным  управлениям и подконтрольным им эксплуатантам

#G0Территориальное управление Эксплуатант Класс события Тип ВС Борт № Дата Жертвы (кат.)
ПРИОБСКОЕ УГАН ОАО а/к "ЮТэйр" авария Ми-8МТВ RA-22168 12.02.05  
  ЗАО а/к "Арго" кат. Ми-8 RA-22634 18.08.05 3/1
  ОАО АТК "Ямал" авария Ми-8Т RA-22682 29.10.05  
  ОАО АТК "Ямал" авария Ми-8 RA-25605 25.11.05  
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ УГАН ЗАО "Авиалифт Владивосток" кат. Ка-32 RA-31602 03.09.05 3/-
  КГУП "Хабаровские  авиалинии" кат. Ми-8Т RA-24453 06.12.05 3/-
САХА (ЯКУТСКОЕ) УГАН ГУП а/к "Полярные авиалинии" авария Ан-2 RA-02252 18.11.05  
  ГУП а/к "Полярные авиалинии" авария Ми-8 RA-24418 24.12.05  
ЗАПАДНО - СИБИРСКОЕ УГАН ООО "Региональные АЛ" кат. Ан-24РВ RA-46489 16.03.05 2/26
КРАСНОЯРСКОЕ  УГАН ФГУП "Туринское  АП" кат. Ан-2 RA-62597 13.01.05 2/7
СЕВЕРО - ЗАПАДНОЕ УГАН ОАО "Вологодское  АП" кат. Ми-2 RA-14271 17.11.05 1/3
ЮЖНОЕ УГАН ОАО "НПК ПАНХ" кат. Ка-32 RA-31007 22.10.05 3/2

 

Распределение авиационных происшествий в 2005 году по территориальным УГАН и подконтрольным им эксплуатантам показывает, что  наиболее неблагоприятное положение  с обеспечением безопасности полетов  сложилось в Дальневосточном, Приобском, и Саха (Якутском) УГАН. Отмечаются серьезные недостатки в обеспечении безопасности полетов в Западно-Сибирском УГАН, где авиационное происшествие с самолетом АН-24 авиакомпании "Региональные АЛ" имело самые тяжелые последствия.

Помимо  авиационных происшествий в 2005 года произошло 891 инцидент, 9 чрезвычайных происшествий и 77 повреждений воздушных  судов на земле. За аналогичный период 2004 года произошло 947 инцидентов, 5 чрезвычайных происшествий и 73 повреждения воздушных  судов на земле.

2. Распределение  показателей деятельности по  обеспечению БП по службам

Из общего числа инцидентов около 14% было связано  с недостатками в работе летного  состава. Недостатки в работе других служб имели место в следующем  процентном соотношении числа инцидентов: ИАС–5%, УВД–2%, других служб обеспечения  полетов–6%. Необходимо отметить, что  количество инцидентов, связанных с недостатками в работе летного состава и наземных служб остаются практически на уровне ряда последних лет. Причины таких инцидентов свидетельствуют о серьезных упущениях в организации и выполнении полетов, нарушении технологии работ и взаимодействия между службами.

Около 71% всех инцидентов произошло из-за отказов авиационной техники  в полете.

Анализ  материалов расследования инцидентов, связанных с отказами авиационной  техники в полете, показывает, что  подавляющее число инцидентов, как  и в прошлые годы, было вызвано: конструктивно-производственными недостатками авиационной техники около 69%, 8% - связано с недостатками в работе авиационных ремонтных заводов, 11% - с недостатками в работе специалистов инженерно-авиационных служб предприятий  и 9% по неустановленным причинам.

Состояние безопасности полетов при организации  воздушного движения

В 2005 году с недостатками в работе предприятий  по ОрВД было связано 23 инцидента, из которых 1 серьезный инцидент.

Характерными  последствиями недостатков в  работе диспетчерского состава, приведших  к инцидентам, явились:

    • опасное сближение между воздушными судами А-340 авиакомпании "AIR FRANCE и В-747 авиакомпании "LUFTHANZA" в зоне ответственности Мирнинского РЦ ЕС ОрВД "Север" (28.03.05);
    • нарушение установленного минимального интервала продольного эшелонирования при полете на одном эшелоне 10600 метров между ВС ССА 992 и UAL 889 на границе районов ответственности ВРЦ ЕС ОрВД Марково и РЦ ЕС ОрВД Магадан (07.01.05);
    • прерванный взлет самолета А-319 авиакомпании "LUFTHANZA" в а/п Нижний Новгород (Стригино) (01.04.05).

Информация о работе Факторный анализ Безопасности полетов