Факторный анализ рентабельности деятельности Utair

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе будут кратко приведены данные о рассматриваемой компании, теоретические обоснования использования конкретных показателей для оценки рентабельности, определение самой сути анализа рентабельности деятельности и путей его проведения.
Во второй главе приведен непосредственно сам расчёт и анализ основных показателей деятельности организации и выявление тенденций, связанных с ведением бизнеса, на основе которых в заключительной части работы будут представлены выводы и рекомендации по дальнейшим действиям для повышения эффективности предприятия.

Содержание

Заявление о самостоятельном характере работы. 2
Введение. 4
Глава 1. Аналитическая часть. 6
Краткая информация о компании и среде её функционирования. 6
Определение рентабельности и краткое описание сути факторного анализа. 8
Анализ отдельных показателей 11
Методика «директ-кост» 13
Глава 2. Практическая часть. 15
Расчёт основных показателей и первичное выявление влияния факторов на конкретные показатели 15
Основные выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности 20
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Исмалов Н.И-КР_ФМ-2.docx

— 99.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

Санкт-Петербургский государственный  университет  
Высшая школа менеджмент

Факторный анализ рентабельности деятельности компании «Utair»

Курсовая работа 
студента 3 курса бакалавриата, 
профиль – Финансовый менеджмент - 2 
Исмаилов Новруз Иманович ______________________________________

(подпись)

Научный руководитель 
Никулин Егор Дмитриевич,

к.э.н., ассистент  кафедры

финансов  и учета

Высшей  школы менеджмента СПбГУ 
 
______________________________________

(подпись)

  «СООТВЕТСВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ»

______________________________________

                                                                                 (подпись научного руководителя)

«___»____________________________2013

 

г. Санкт-Петербург 
2013

Заявление о самостоятельном характере  работы.

Я, Исмаилов Новруз Иманович, студент 3 курса направления 080500 – Менеджмент (профиль подготовки- Финансовый менеджмент) заявляю, что в моей курсовой работе на тему «Факторный анализ рентабельности деятельности компании «Utair», представленной в офис бакалаврской программы для публичной защиты, не содержится элементов плагиата.

Все прямые заимствования  из печатных и электронных источников, a также из защищённых ранее курсовых и выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.

Мне известно, что  согласно п.12.4.14 «Правил обучения на бакалаврской программе ВШМ СПбГУ»  обнаружение плагиата (контекстуальное  или прямое заимствование текста из печатных и электронных оригинальных источников, а также из защищенных ранее выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторский диссертаций  без соответствующих ссылок) является основанием для выставления ГАК  оценки «неудовлетворительно».

_________________________________________(Исмаилов Н.И)

_________________________________________(Дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Заявление о самостоятельном характере работы. 2

Введение. 4

Глава 1. Аналитическая часть. 6

Краткая информация о компании и среде её функционирования. 6

Определение рентабельности и краткое описание сути факторного анализа. 8

Анализ отдельных показателей 11

Методика «директ-кост» 13

Глава 2. Практическая часть. 15

Расчёт основных показателей и первичное выявление влияния факторов на конкретные показатели 15

Основные выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности 20

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В качестве вступления стоит отметить, что XI век является веком развивающегося бизнеса, все больше и больше компаний начинают свою деятельность на множествах рынков и относящихся к различным отраслям, но, тем не менее, какими бы разнообразными не были эти предприятия, каждое из них требует постоянного контроля и непрерывного анализа, в связи с этим финансисты и управленцы постоянно проводят анализ текущей деятельности. Одним из таких анализов является факторный анализ, который охватывает различные сферы деятельности компании, при этом позволяет достаточно быстро выявить ключевые факторы, влияющие на рентабельность бизнеса, эта информация даёт возможность управленческому персоналу принимать эффективные решения и держать бизнес в своих руках.

Главной целью факторного анализа  является вычисление небольшого числа  основных и наиболее информативных  показателей, которые дадут наиболее полную и объективную картину  о финансовом положении компании.

Поэтому выбранная мною тема курсовой работы "Факторный анализ деятельности предприятия" на примере крупнейшей авиакомпании России актуальна на сегодняшний день.

Основными пунктами, рассматриваемыми в процессе факторного анализа являются:

  • вычисление влияния конкретных факторов на результирующий показатель;
  • определение возможных резервов для роста;
  • анализ функционирования предприятия и степень использования возможностей.

Предполагаемый инструментарий исследования –  методы финансового анализа (факторный  анализ).

Основным способом анализа зависимостей влияния факторов на результирующий показатель в данной работе является метод цепных подстановок на основе таких показателей как: рентабельность собственного капитала ROE, рентабельность активов ROA, рентабельность внеоборотных активов RFA, оборачиваемость активов ATO, маржа операционной прибыли OPM (ROS), EBIT и EBITDA.

Данная работа состоит из 2 основных глав, вводной части и заключения.

В первой главе будут кратко приведены данные о рассматриваемой компании, теоретические обоснования использования конкретных показателей для оценки рентабельности, определение самой сути анализа рентабельности деятельности и путей его проведения.

Во второй главе приведен непосредственно  сам расчёт и анализ основных показателей деятельности организации и выявление тенденций, связанных с ведением бизнеса, на основе которых в заключительной части работы будут представлены выводы и рекомендации по дальнейшим действиям для повышения эффективности предприятия.

 

 

 

 

 

Глава 1. Аналитическая часть.

Краткая информация о компании и  среде её функционирования.

Свою  историю авиакомпания "ЮТэйр" ведет с 7 февраля 1967 года. Тогда, Приказом Министра Гражданской авиации СССР, было организовано Тюменское управление Гражданской авиации, которое было реорганизовано в государственную авиакомпанию "Тюменьавиатранс". В соответствии с Указом Президента № 721 от 01.07.92 года, авиакомпания "Тюменьавиатранс" преобразована в открытое акционерное общество. Решением общего собрания акционеров 1 октября 2002 года авиакомпания переименована в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". 30 мая 2002 года на прошедшем в г. Ханты-Мансийске общем годовом собрании акционеров ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» принято новое наименование авиакомпании – «UTаir». На сегодняшний день авиакомпания занимает лидирующие позиции на рынке авиационно-транспортных услуг на территории России и входит в четверку мировых вертолетных гигантов.

В 2001 году авиакомпания «Тюменьавиатранс» удостаивается одной из самых престижных премий в России под названием – “Крылья России”. Премия была получена сразу по двум номинациям – «Обслуживание отраслей экономики России» и «Самая развивающаяся авиакомпания года».

Уже 2002 году авиакомпания «Ютэйр» получила впервые премию и звание “Авиакомпании года” в той же номинации (номинации "Обслуживание отраслей экономики России").

Авиакомпания  «ЮТэйр» является российской авиакомпанией акции, которой обращаются и на бирже в России и за рубежом.

На сегодняшний день компания UTair находится на пятом месте в рейтинге компаний по объёмам перевозок в России. Поток пассажиров пользующихся услугами компании начиная с 1999 года до 2012 увеличился с 0.4 млн пассажиров до 2 млн. Вертолётный парк компании насчитывает около 350 судов(самый большой парк вертолётов в России), сюда входит и всемирно известный МИ-26, который является самым грузоподъёмным вертолётом авиации.

Наличие вертолетного бизнеса является конкурентным преимуществом компании, так как она занимает на рынке вертолетных перевозок монопольное положение. К тому же вертолетный бизнес более рентабельный: валовая рентабельность, по заявлениям руководства компании, достигает 20-25%. В России основными видами деятельности вертолетного направления являются работы по заказам российских компаний и, прежде всего, – нефтегазового комплекса, а также рейсовые перевозки пассажиров (VIP-перевозки). За рубежом UTair обслуживает миссии ООН. Контракты по обслуживанию миссии ООН цикличны, поэтому компания планирует увеличивать долю работ с корпоративными клиентами, в том числе за рубежом. Компания планирует свои филиалы в странах Европы, а в перспективе выйти на американский и восточно-азиатский рынок. На данный момент открыто множество дочерних компаний в странах востока.

Ограниченный  спрос на вертолетные работы подталкивает «ЮТэйр» увеличивать свою долю на рынке авиаперевозок. За последние годы количество перевезенных пассажиров увеличилось на 14%, основная доля роста пришлась на международные перевозки, где количество перевезенных пассажиров выросло более чем в 3 раза.

Несмотря  на значительную задолженность компании и увеличение стоимости топлива «ЮТэйр» продемонстрировал способность сдерживать рост себестоимости оказываемых услуг. На фоне снижения рентабельности у большинства авиаперевозчиков, «ЮТэйр» показывает улучшение показателей.

Определение рентабельности и краткое описание сути факторного анализа.

Чтобы провести факторный анализ рентабельности организации необходимо для начала определить, что именно входит в  понятие рентабельности организации.

Рентабельность  — относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Показатели рентабельности выражаются в процентах.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Итак, балансовая прибыль учитывает  финансовые результаты от реализации продукции, прочей реализации, внереализационных  операций.

Основными задачами анализа прибыли  до налогообложения являются:

• оценивание прогноза прибыли;

• изучение состава и структуры прибыли в динамике;

• выявление и количественное влияние факторов, формирующих прибыль;

• выявление резервов роста прибыли;

• а так же разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учётом перспектив развития предприятия.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность компании получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал, данный показатель является более надёжным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Вообще, факторный анализ – это  анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  ( в данном случае) приемов исследования.

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятия могут быть оценены  различными показателями, такими, как  объем выпуска продукции, объем  продаж, прибыль.

В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчётного  года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние  выделенных факторов.

В данной работе мною предполагается расчёт и анализ основных показателей  рентабельности таких как:

  • удельная чистая прибыль (чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа) или NPM – Net Profit Margin
  • рентабельности собственного капитала (ROE)
  • рентабельность активов предприятия (ROA)
  • Рентабельность внеоборотных активов (RFA)
  • Модель Дюпона

В отечественной аналитической  практике чаще всего используют показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый отношением прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые слагаются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Говоря непосредственно  о самом анализе, стоит отметить, что одним из самых распространённых методов оценки влияние отдельных  факторов на всю модель является метод  цепной подстановки.

В целом на общем примере 3-х факторной модели алгоритм выглядит примерно так:

  1. Сначала базовые значения каждого фактора заменяют на результирующее значение

Y0= A0* B0* C0;

YA= A1* B0* C0;

YB= A1* B1* C0;

Y1= A1* B1* C1,

А0,B0,C0- базовые значения факторов.

Y- результирующий показатель

  1. Далее находится разница между предшествующими промежуточными показателями

∆ YA= YA- Y0;

∆ YB= YB- YA;

∆ YC= Y1- YB

  1. Далее анализируются полученные значения и то насколько каждый фактор повлиял на результирующий показатель.

Заканчивая описание коэффициентов  рентабельности и методики факторного анализа, хочу отметить, что:

Информация о работе Факторный анализ рентабельности деятельности Utair